Рождество и Новый год с гренландским колоритом
Самый большой почтовый ящик для рождественских подарков находится в Гренландии.
На календаре декабрь, а это значит, что в той или иной степени уже идёт подготовка к празднованию Рождества и Нового года. Заполярье в этом плане не отстаёт от современного предпраздничного ажиотажа. Гренландия сегодня – это синтез коренных обычаев и привнесённых европейцами традиций. Подобная эклектика прослеживается во всех сферах жизни гренландцев, в том числе и в современных ритуалах празднования Рождества и Нового года.
"Новый год" у инуитов
Несмотря на внедрение европейской культуры среди населения Арктики, инуиты всё же смогли сохранить и внедрить собственные традиции в христианское празднование Рождества. Сегодня Кувиасуквик выступает связующим звеном между прошлым и настоящим и отражает основные традиционные ценности инуитов.
Инуиты всегда остро чувствовали смену сезонов, так как они постоянно кочевали вслед за миграциями животных и должны были предвидеть наступающую погоду. Зимний праздник был одним из способов отметить рубеж сезонов. Как правило, празднование проходило либо поздней осенью, либо зимой. Точная дата менялась в зависимости от общины, но идея была одна – принести удачу в охоте на будущий сезон, а также отпраздновать появление солнца после зимнего солнцестояния.
Кувиасуквик – зимний праздник инуитов, во время которого празднуется наступление нового года и усмиряются бродячие духи на удачу в будущем году.
На Новый год члены общины собирались вместе и одаривали друг друга подарками. Считалось, что Седна настолько щедро одарит человека подарками в новом году, насколько он щедр в новогоднюю ночь. Существовала также новогодняя традиция, когда двое мужчин, один из которых одет в женскую одежду, обходят все дома по очереди и гасят огонь в каждом очаге для того, чтобы потом вновь его зажечь от «свежего» огня, символизируя тем самым появление после полярной ночи в новом году «нового» солнца.
Проводились на Новый год и так называемые соревнования времён года: жители общины делились на две группы – те, кто родился зимой (их называли куропатками), и те, кто родился летом (утки). Между двумя группа натягивалась веревку из тюленьей шкуры, которую участники соревнований должны были перетянуть на свою сторону. Если в соревновании выигрывали «дети лета», то в новом году следовало ждать прекрасную погоду и тёплую зиму.
В то время как христианский мир празднует Рождество, инуиты устраивают общее собрание в большом иглу. На этом собрании шаман от имени народа молится духам за процветание общины в будущем году. После собрания устраивается что-то вроде пира.
Новые встречи – новые традиции
Новые традиции празднования Нового года, а также празднование Рождества приходят к инуитам вместе с китобойными судами из Европы. Охотники-инуиты были гостями на кораблях и воочию могли наблюдать, как моряки отмечали зимние праздники. Позже, во время масштабной колонизации Гренландии, прибывшие европейцы стали замечать знакомые им практики празднования. Так, например, было замечено, что гренландские инуиты перед тем, как выпить воду, объявляли своё имя и место рождения. Многие отметили, что это похоже на тосты, которые моряки говорили за общим столом, начиная с капитана. Некоторые путешественники улавливали связь важности такой иерархичности с традициями, которые были замечены у инуитов. Когда эскимосы находили новый источник воды, первым должен был испить воду самый старший житель общины, тем самым изолировав злых духов от молодого поколения, которое из-за нечисти могло заболеть и погибнуть.
Однако сам факт празднования для инуитов был не нов. В общинах были распространены ритуалы в канун предстоящего сезона охоты, которые можно расценивать как празднование. Но встречались и такие обычаи, истоки которых сложно определить: являлись ли они привнесёнными европейцами, или же наследием самих инуитов. Традиция мужчин переодеваться в женскую одежду могла быть позаимствована у моряков, которые в первой половине XIX века во время празднования Рождества устраивали инсценировки и наряжались в различные костюмы, в том числе и женские. Сложно точно определить насколько привнесённые традиции повлияли на обычаи инуитов, тем не менее, переодевание также играло важную роль в зимних праздниках Гренландии.
Иногда в праздничные дни устраивались командные гонки на собачьих упряжках, а по вечерам -- танцы. Там, где влияние миссионеров было не сильно, ещё сохранялись традиции танцев под барабанную музыку, в иных же местах, под воздействием привнесённых традиций, устраивались вечера с европейскими танцами типа джиги.
В некоторых общинах в рождественские праздники все собирались в одном большом иглу, где все пели песни и гимны, молились и после этого приступали к праздничному ужину. После трапезы все обменивались подарками, которые представляли собой личные вещи – шкура оленя или тюленя, ножи, иголки, веревки и даже собственная одежда. Завершалось празднование общими рукопожатиями и выстрелами в воздух из ружей – своеобразными салютами.
Иногда устраивались соревнования на меткость. Например, стрельба по мишеням. Развешивались веревки с призами, в которые пытались попасть с расстояния в 7 метров. Устраивались соревнования и по стрельбе из лука, выполненного из рога овцебыка. Каждый участник выпускал по четыре стрелы с расстояния в 4 метра. Целью было железное кольцо диаметром около 5 сантиметров, прикрепленное к стене иглу. В таких соревнования принимали участие все желающие – начиная от опытных охотников и заканчивая женщинами и детьми.
Активным был и следующий после Рождества день. Община собиралась вместе, чтобы посоревноваться в гонках на собачьих упряжках. Каждому водителю разрешалось использовать шесть собак. Призы раскладывались на столе на финише гонки и разбирались по мере прибытия участников. Но главным были, конечно, не сами призы, а победа в гонке. Устраивались и другие соревнования на открытом воздухе – например, забеги. Для молодежи существовал конкурс на скорость по забегу на вершину холма, на котором устанавливался крест, рядом с которым находились призы. Вечером все снова собирались вместе в иглу, чтобы посмотреть выступление, состоящее из игры на барабанах, танцев и песен.
Кувиасуквик инуитов похож на Рождество. В духе католических традиций вся община собиралась вместе, чтобы помолиться и спеть песни, обменяться подарками. Однако с прибытием миссионеров христианство стало распространяться среди инуитов все более активно и в роли посредника стали выступать уже не шаманы, а священники.
Уже в начале XX века оригинальные традиции инуитов празднования Рождества и Нового года стали ослабевать. До сих пор сохранялась традиция рукопожатий и обмена подарками и едой. Причем нередко после Рождества подарки возвращались обратно дарителю. Наиболее ценным считался акт дарения, а не сам подарок. Сохранялись к тому моменту и традиции некоторых игр. Часто после перетягивания веревки и стрельбы праздник завершался игрой в мяч. Участники вставали в круг и пытались поймать подброшенный высоко в небо мяч. Инуиты считали, что их предки играли в эту игру в небе – так объяснялось Северное сияние.Кувиасуквик: "Время радости"
Традиция зимних игр сохранилась и в современном праздновании Рождества, так же как и традиция перетягивания каната. В то же время стали появляться и новые игры. Идеология сообщества, распространённая у инуитов, прослеживается и сегодня. Исторически игры в общинах инуитов служили для снятия напряжения внутри коллектива, для превращения потенциально опасных и враждебных взаимоотношений в дружеские. Играя в игры, сообщество демонстрировало свою способность справляться с напряжением и растворять её в атмосфере общего дружеского соперничества.
Сегодня старейшины высказывают недовольство по поводу того, что Рождество стало чересчур коммерческим. Раньше правительство и торговля не были так сильно вовлечены в общественные празднования. Современная коммерциализация и возрастание масштабов праздника становится новой традицией, которая существовала уже долго время, но сейчас обретает новые масштабы и проявления.
Названия праздника отражали разные его аспекты и важные стороны. Nirivigjuaq («место/время великой трапезы») говорит о важности пищи, которая стала центральным местом на празднике. Многих миссионеров не устраивало это название, так как не отражало сути католического Рождества. Они предпочитали название Pivijuaq («большое событие») или Jisusi Anivvia («рождение Иисуса»). Слова Nuqqavik («время, когда мы останавливаемся») или Qitinguq («в середине») отражают контраст между обычным временем и праздничным. Quviasukvik («место/время радости») подчеркивает, что Рождество – это, прежде всего, время радости.
В инуитской шаманской терминологии понятия радости и света были тесно связаны. В то время как в традиционных зимних праздниках акцент делался на опасности, исходящей от злых духов, которые становились наиболее активны и враждебны в праздничное время, христианская традиция подчёркивала пришествие света, связывая рождение Иисуса с возвращением этого света. Поэтому, при синтезе традиций, празднование Нового года современными инуитами в день зимнего солнцестояния имеет большое значение. Таким образом, Quviasukvik сочетает в себе прошлое и настоящее, формулируя и объединяя центральные ценности эскимосских и христианских традиций.
Праздник в наши дни
Несмотря на то, что в современной Гренландии преобладает традиционное христианское празднование Рождества, многие обычаи и традиции, уходящие корнями в язычество и включающие в себя фольклор и ритуалы, живы и по сей день.
Поскольку в Гренландии не встретишь дерева выше колена, большинство рождественских елей сегодня импортируют из Дании. Ёлка практически в любой семье устанавливается 23 декабря. Рождественская красавица украшается свечами, игрушками и украшениями из тюленьей кожи. В каждом поселении устанавливается большая ель на возвышенности, чтобы её было видно издалека и с любой точки обзора. В домах ёлки стоят до 6 января.
Как и во многих европейских странах, дети в Гренландии перед Рождеством путешествуют от дома к дому, обменивая свои выступления на сладости и другие деликатесы.
Церковь играет важную роль в современных празднованиях Рождества. Устраиваются и посещаются службы. Мужчины надевают белые праздничные анораки. После службы семьи возвращаются к себе домой, где обмениваются подарками и наслаждаются праздничным ужином рядом со сверкающей елкой.
24 декабря в церкви проходит месса по усопшим, после которой жители общины идут на кладбище и ставят свечи на могилах своих предков. В прошлом веке эта традиция была распространена, она строго соблюдалась. Сегодня этот ритуал не так распространён, но в некоторых семьях продолжает соблюдаться как часть рождественских мероприятий.
В Гренландии существуют праздничные блюда. Так, нередко на праздничном столе среднестатистического гренландца можно увидеть блюда из тюленя, кита, оленины и ягнёнка. Есть и традиционное блюдо Маттак – жир кита. Блюдо трудно жевать, поэтому его чаще всего глотают целым. Кивиак тоже едят во время рождественских праздников – это сырое мясо морских птиц, которое в течение некоторого времени «маринуется» завёрнутым в тюленью кожу, достигая определённой степени разложения. В некоторых семьях меню рождественского ужина состоит из жареной утки и свинины, в то время как другие предпочитают гренландскую баранину (на юге Гренландии) или мясо северного оленя (на севере острова). Суаасат – приготовленный на открытом огне суп из оленины с содержанием ягод и яблок – десерт на праздничном столе. Встречаются и датские блюда, в частности, выпечка. Самым популярным деликатесом в Гренландии является рождественский торт, а самый популярный рождественский напиток – глинтвейн.
В последний рабочий день перед первым воскресеньем адвента (предрождественский период, во время которого христиане готовятся к празднику) в окнах жилых домов появляется пуансеттия.
Еще одна гренландская особенность рождественских празднований – это собираться вечером всей семьёй и общаться. На таких собраниях старший член семьи часто рассказывает страшные истории о привидениях. Вероятно, эта традиция берёт начало от фольклорного творчества инуитов.
Одна из самых распространённых рождественских традиций в Гренландии – зажигание оранжевой звезды, которую подвешивали в окнах жилых домов и общественных зданий. Эта традиция была привезена на остров христианскими миссионерами в XVIII веке. Яркие оранжевые и жёлтые звезды освещали и продолжают освещать долгие полярные ночи."Рождественский человек"
Пение – общинное и хоровое – одна из самых важных составляющих Рождества в Гренландии. Песни звучат повсюду: в церквях, по радио и телевидению. В церквях рождественские песни исполняются несколько раз в день. Такие песни имеют очень медленный темп. Во время исполнения нередко как исполнители, так и слушатели не в силах сдержать слез.
Существует в Гренландии и свой Санта Клаус. Правда здесь его называют Juulimaaq (по-гренландски) или Julemanden (по-датски), что дословно можно перевести как «Рождественский человек». Его часто изображают невысоким бородатым мужчиной в серой одежде и красной шапке. Юлимаак или Юлеманден в Дании -- явление относительно новое, появившееся после Второй мировой войны. В современной датской культуре Юлеманден является аналогом английского Санты, хотя корнями он уходит в датский фольклор и мифологию, где Юлеманден был мифическим персонажем, который приносил подарки детям в канун Рождества 24 декабря. Согласно легендам, персонаж приходил в дома пешком или приезжал на санях, а также носил меховую одежду, чтобы согреться.
Также, предполагалось, что этот персонаж должен принести удачу семье. Для этого к нему нужно было хорошо относиться и задабривать его кашей (сегодня это рисовая каша). Традиционно угощение для Юлемандена должно оставляться на чердаке дома, куда он попадал через дымоход, в канун праздника.По одной из версий, родиной современного Санта Клауса является именно Гренландия, а конкретно -- бухта «Спрагл» недалеко от Уманака на севере Западной Гренландии. Считается, что мастерская Санты располагается на большом леднике и ему принадлежит склад подарков прямо на Северном полюсе, откуда эти самые подарки и рассылаются по всему миру. Конечно, самый большой почтовый ящик в мире тоже принадлежит Санте. И ящик этот тоже находится в Гренландии, в Нууке!
Автор: Оксана Дорофеева, старший научный сотрудник РГМАА.