Сегодня на ПМЭФ-2024 – «Арктический день» и дискуссия на тему «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты»
Кроме того, прошла сессия «Регионы и города. Будущее сегодня» – о формировании мастер-планов, в том числе и арктических
«Арктический день»
На стенде ВЭБ.РФ Петербургского международного экономического форума, который с 5 по 8 июня проходит в северной столице, сегодня был «Арктический день». На мероприятии выступили губернаторы Ненецкого автономного округа, Архангельской и Мурманской областей, Республик Карелия и Коми, глава Якутии, представители ЯНАО и Красноярского края, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, корпорации «Росатом», министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
ВЭБ.РФ представил трансляцию инвестиционных дискуссий с участием руководителей регионов Арктической зоны, – с целью представить инвесторам ключевые проекты из разрабатываемых мастер-планов, обсудить перспективы развития арктических городов и транспортных хабов, а также донастройку инструментов государственной поддержки.
«Северный морской путь: расширяя арктические горизонты»
На дискуссии «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты» участники обсудили, как должна выглядеть оптимальная модель северного завоза, в чем состоят преимущества перенаправления груза с железных дорог на морской транспорт, в каком объеме и какой транспорт в настоящее время необходим, чтобы выполнить все планы по объему перевозки грузов на Северном морском пути к 2035 году, а также в какие сроки возможно создать полноценный арктический судоходный флот и можно ли будет сделать это собственными силами.
Специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин
Игорь Левитин сообщил, что Северный морской путь (СМП) сможет повысить свою конкурентоспособность среди других международных логистических маршрутов с подведением к нему двух дополнительных железнодорожных выходов в районе Урала и Сибири. «Перспектива у этого транспортного коридора очень серьезная. Проблема у нас какая, что железнодорожные выходы только в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. Нам нужен выход на Северный морской путь где-то в районе Урала или Сибири. Минимум один или два [дополнительных] железнодорожных выхода на Севморпуть, – тогда он будет конкурентным», – сказал Левитин
Он пояснил, что сейчас грузы, отправляемые по СМП, можно завозить по железной дороге только через Мурманск в европейской части России или Владивосток на Дальнем Востоке, что также увеличивает загруженность Восточного полигона. Дополнительные выходы в новых точках маршрута Севморпути помогут распределить грузы по всей протяженности транспортного коридора.
«Очень важно, чтобы по Севморпути пошли контейнерные перевозки. Объем между Азией и Европой очень значительный, а Транссибирская магистраль, Восточный полигон не смогут обеспечить эти объемы, идти через Южную Африку тоже невыгодно. Без СМП мировой логистики – в том или ином ее виде – не будет. От России ждут прорывных технологий в развитии этого международного транспортного коридора», – подчеркнул Левитин.
Спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по Арктике Владимир Панов
По СМП в 2024 году планируется перевезти до 3 млн т транзитных грузов, рассказал Владимир Панов: «Мы работаем как раз с грузоотправителями, можно говорить о новом рекорде – до 3 миллионов тонн мы планируем перевезти в эту летне-осеннюю навигацию».
Спецпредставитель «Росатома» по Арктике в очередной раз подтвердил намерения госкорпорации довести к середине 2030-х годов общий грузопоток по СМП до 250 млн т. «Наши расчеты, основанные на сегодняшний день на планах всех грузоотправителей, говорят о том, что к середине следующего десятилетия мы выйдем по перевозкам на 250 млн т, что будет сопоставимо с мощностью на сегодняшний день Восточного полигона», – сказал В. Панов.
Особо отметил представитель «Росатома планы по интеграции внутренних водных путей в транспортные перевозки по Севморпути. «Мы уже просчитывали, скажем так, мы недалеко от пилотного проекта, когда мы попробуем запустить [грузоперевозки] именно через реки с выходом на Северный морской путь, для дальнейшего экспорта продукции предприятий на Урале», – сказал он.
В. Панов также сообщил, что первое заседание российско-китайской подкомиссии по развитию Северного морского пути намечено на октябрь нынешнего года. «К августу мы планируем подписать соответствующий протокол, и в октябре этого года будет проведено первое заседание», – сказал он.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский
«Важно, чтобы к выполнению новых масштабных задач была готова и береговая инфраструктура – важнейшая часть в общей системе СМП», – отметил Александр Цыбульский, и перечислил преимущества Архангельского транспортного узла: круглогодичная навигация (с ледокольной проводкой) с выходом в Мировой океан без пересечения территориальных вод других государств; современная система «цифрового порта», делающая реальным получение детальных данных и их обработку в режиме реального времени; готовность к двукратному увеличению объемов перевалки грузов уже сегодня; регулярное транспортное сообщение с другими регионами – ж/д и автодороги; наличие компетенций в судостроении и судоремонте; полноценная база по подготовке кадров для отрасли.
Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов
Россия намерена построить газовоз для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) собственной разработки, сообщил Виктор Евтухов: «В активной стадии строительства у нас пять газовозов из 15, по 10 вопрос «подвис», потому что корейцы в одностороннем порядке, нарушив все условия, которые только можно и нельзя, вышли из партнерского проекта, да еще и деньги не возвращают... Поэтому придется рассчитывать на собственные силы». По его словам, над проектом отечественного судна для перевозки СПГ сейчас работает «большая команда». Оборудование для него будет создаваться в партнерстве с китайскими поставщиками.
Контракты на строительство 15 ледокольных танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) с проекта «Арктик СПГ 2» класса Arc 7 были заключены судостроительным комплексом «Звезда» (ССК «Звезда», г. Большой Камень, Приморский край) и ВЭБ.РФ в декабре 2019 года – июле 2020 года. Резку металла для головного судна серии судоверфь начала в ноябре 2020 года.
«Регионы и города. Будущее сегодня»
На ПМЭФ-2024 сегодня прошла сессия «Регионы и города. Будущее сегодня», где шла речь в том числе и о мастер-планах арктических населенных пунктов. Спикеры сессии – главные партнеры «Росконгресс Урбан Хаб» и главы регионов. По итогам главной сессии выступающими будут составлены предложения в адрес федеральных органов исполнительной власти по внесению изменений в нормативно-правовую базу и прочие инициативы. На сайте форума представлена трансляция сессии.