Школы высоких широт. Часть II
В начале ХХI века в Норильске образовался определённый дефицит учебных мест.
Продолжение. Начало здесь.
Живущие на работе
Счёт новым типовым школам открыла школа №3, строительство которой было начато на улице Советской в 1957 году. Архитектурно здание выглядело много скромнее своих предшественниц, да и о прежних рекордах скорости уже не было и речи – строили тройку более двух лет. За основу был взят типовой проект школы № САКБ – 5 – 04А и снова переделан под наши условия. В оригинале спортивный зал размещался рядом со зданием, в одноэтажной пристройке, что в условиях мёрзлых грунтов недопустимо, поэтому при переделке типового проекта спортзал перенесли на пятый этаж, решив тем самым множество задач. Во-первых, убрали этот объект с земли и уменьшили фундамент. Во-вторых, увеличили этажность школы, но не нарушили строительные нормы, предписывающие классы располагать не выше четвёртого этажа, а в противном случае предусматривать лифт. Ведь спортзал формально классом не является, а значит и лифт не нужен. Поэтому все школы этого проекта законно стали пятиэтажными.
Современники вспоминали, что первый директор Третьей школы, каждый день приходил пешком за почти пять километров с Нулевого пикета, где было старое здание школы, на Советскую и тщательно следил за работой строителей. Но повлиять не скорость строительства он не мог. Занятия в школе начались только 27 декабря 1959 года. Интересно, что в отчете главного архитектора города строительство школы названо показательным. Может быть потому, что это было второе здание Норильска, возведенное на свайном фундаменте. При этом были учтены все ошибки первого свайного дома на улице Завенягина, и основание школы вышло безупречным.
Интересный факт! Сегодня это трудно представить, но в 40-50-60-х годах прошлого века руководители многих городских учреждений жили на работе в прямом смысле слова. Директора школ не были исключением. Например, двери комнаты, где жил вместе с семьёй Марк Моисеевич Эфрос, директор Третьей школы, были прямо напротив учительского гардероба. Жили как-бы «за стеклом». А вот как именно жили «за стеклом» -- лучше всего знает Владимир Эфрос, сын директора:
«В 1959 году отца назначили директором новой, строящейся 3-й школы. Когда школу сдали, мы переселились в нашу школьную квартиру. Не знаю, мог ли тогда отец получить квартиру в обычном доме. Но он считал, что директору рациональнее жить при школе. Практически дома мы его видели мало. Он вставал рано. Отпускал школьного сторожа и открывал школьные двери. Весь день он был в школе, домой приходил только пообедать. В то время школьная жизнь не заканчивалась вместе со звонком с последнего урока. До позднего времени школа была полна учеников. В спортивном зале учителя физкультуры вели спортивные секции волейбола, баскетбола, настольного тенниса, лёгкой атлетики. Для ребят, которые занимались лёгкой атлетикой, на одном из этажей в школьном коридоре была постелена дорожка из транспортёрной ленты. Чтобы ребята могли бегать в шиповках. На втором этаже репетировал школьный эстрадный оркестр и вокальная группа. А ещё драмкружок, фотокружок и прочее, и прочее. И всем этим занимались учителя школы – это называлось внеклассная работа, но работали они классно! Вечером, закрыв двери за закончившими уборку «техничками», отец обходил все школьные этажи, проверяя не течёт ли где вода из незакрытого крана, выключен ли в классах свет, все ли форточки закрыты. К одиннадцати вечера он возвращался домой.
Конечно, жизнь в школе имела свои преимущества. Я мог просыпаться за 15 минут до начала занятий. Этих минут мне хватало на то, чтобы умыться, одеться и успеть в класс до звонка. Я не боялся забыть что-то, что необходимо для занятий. Это легко и быстро можно было исправить. Я не ходил в школьную столовую, когда наш класс вели туда строем, я забегал в нашу квартиру и кормился дома. Главное -- был и спортивный зал, и школьная библиотека. Но были и негативные стороны. Во-первых, для меня не было актировок. Если занятия в школе и отменялись из-за плохой погоды, мама всё равно отправляла меня на уроки. В школу всегда приходили ученики, которые не услышали об отмене уроков, и я в их числе «повторял пройденное». Отсутствие актировок было не самым «страшным». Хуже было другое: обо всех моих школьных «подвигах» у меня дома узнавали сразу. И не потому, что отец был директором в той школе, где я учился. Ему на меня учителя не жаловались. У них был другой, более действенный способ. Дело в том, что входная дверь, в нашу школьную квартиру была напротив дверей помещения, где располагался гардероб для учителей. И моим учителям не составляло труда по пути с работы постучать к нам дверь и сообщить моей маме о моих «успехах» в поведении и учёбе. Как вы понимаете, излишняя информированность мамы о моей школьной жизни не сулила ничего хорошего.
И всё же я ни разу не пожалел, что всё детство и школьные годы, я прожил в школе. Есть такое выражение: школа – это второй дом. Для меня школа была и первым, и вторым домом одновременно».
1 класс школы № 3. 1956 год. Учительница Ульяна Прокоповна.
Норильский стандарт сквозь время
Школы, аналогичные Третьей, строились в Норильске вплоть до 80-х годов прошлого века, потом настала очередь панельных зданий. Других архитектурных решений в Норильске до сей поры не было. Зато были инновационные решения по наполнению классов и мастерских. И первой в этом процессе была та самая Первая школа, о которой мы уже говорили.
А вот Четвёртая школа стала первой в Норильске, кто стал внедрять новые для нашей страны образовательные стандарты и разные экспериментальные методики. Например, вводить специализацию по предметам и профориентирование ещё в 1950-х. Примеру Четвёртой школы последовали и остальные. Так, в 1970-х профессии стали получать все ученики старших классов Норильска, сначала без отрыва от основной программы, а затем в специально выделенном здании – учебном комбинате. Туда, строго по графику отправлялись ученики старших классов всех школ города, и учились на поваров, водителей, телемастеров, слесарей и тд.
В ноябре 1992 года Школа №4 стала гимназией, создав на своей базе несколько профильных классов. Там дети начинали овладевать будущей профессией параллельно с общим образованием прямо в классах. Долгое время она была одной из лучших школ нашего города с очень высоким процентом поступлений в вуз. Но нет ничего вечного. Четвёртую гимназию закрыли несколько лет назад из-за опасного разрушения основных конструкций – время не щадит ничего. Такая же участь постигла и ещё несколько школ нашего города, которых в конце прошлого века насчитывалось более сорока, а теперь лишь тридцать одна.
Школа № 5. Интерьер первого учебного года.
Таким образом, в начале ХХI века, особенно в последние годы, в Норильске образовался определённый дефицит учебных мест. Интересно, что на рубеже веков школы в нашем городе объединяли, освобождая здания под другие нужды. Стагнация периода «лихих» 90-х и его последствий привела к значительному сокращению населения, а значит, и учеников. Но теперь, когда ситуация изменилась, началось возрождение города, возникла необходимость в новых школах. Понятно, что те здания, что были когда-то учебными заведениями, использовать уже нельзя: они заняты под другие нужды. Кроме того, они теперь никоим образом не соответствуют современным образовательным требованиям, да и другим нормам, например, гигиеническим или нормам безопасности.
Этот факт подтвердился на встрече с депутатами горсовета, где я недавно поинтересовался судьбой той самой «рекордной» Четвёртой школы, которую закрыли несколько лет назад по причине аварийности. Мне объяснили, что исторические наружные стены в рамках реконструкции оставят, а вот внутреннее наполнение полностью поменяют. Да, сказали депутаты, мы тоже хотели сохранить исторические интерьеры, но они сегодня являются прямым нарушением всех современных норм и правил. В частности, туалетные комнаты должны быть гораздо больше и разделены стационарными перегородками, количество рекреационных зон значительно больше, столовая и спортзал тоже должны кардинально измениться. Таким образом, рациональнее, вместо реконструкции старого наполнения, заново построить внутреннее пространство объекта, в соответствии со всеми современными стандартами.
Однако переделка одной школы сегодня не решит всех проблем. Норильчане уже давно смотрят на столичные образовательные учреждения, мечтая не только о современных классах, но и о мастерских, лабораториях и многих других пространствах, помогающих получать знания легко и качественно. Когда-то наш город был в числе первых в этом вопросе – помните зимний сад, химлабораторию и медведя в Первой школе 1949 года? Ведь ничего подобного не было во всём Красноярском крае!
Кстати, говоря о качестве Норильского образования, стоит отметить, что среди выпускников школ заполярного города и его института – целая плеяда государственных деятелей, политиков, инженеров, учёных, артистов и спортсменов. Вот и сегодня многие ключевые посты в стране занимают бывшие школьники Норильска, в частности, губернаторы двух регионов и даже министр энергетики России.
Школа имени Долгих
Мы хотим и сейчас соответствовать самым высоким стандартам! Так решили в городской администрации и руководстве градообразующего предприятия Норникель, и вместо нескольких обычных школ предложили построить одну, но какую! Первое в Заполярье многопрофильное инновационное образовательное учреждение на 1100 мест. По сути, это школа с максимальным набором самых востребованных дополнительных функций. Она будет носить имя советского и российского государственного деятеля, одного из директоров Норильского горно-металлургического комбината Владимира Ивановича Долгих. Построят учебное заведение на улице 50 лет Октября, напротив физкультурно-оздоровительного комплекса «Айка», завершив тем самым ансамбль Октябрьской площади, созданный ещё в 1947 году прославленными архитекторами Норильска Витольдом Непокойчицким и Лидией Миненко.
Градостроительный совет Норильска одобрил архитектурный проект строительства в августе этого года. Согласно задумке градостроителей, здание образовательного центра будет трёхэтажным, сложной формы, состоящим из нескольких «крыльев». Учебные классы будут максимально развёрнуты от автомобильной дороги, открытого футбольного поля и детской площадки на пришкольной территории. Во все аудитории будет поступать достаточно естественного света.
Проект нового образовательного центра, Школы им. Долгих.
В корпуса младшей, средней и старшей школы предусмотрены отдельные входы, оборудованные электрическими подъёмниками для маломобильных людей, а всего в здании будет пять основных входов и четыре лифта. В школе разместятся 44 учебных класса, 28 совместных рабочих пространств, несколько мастерских и лабораторий с современным оборудованием. Спортивный блок будет состоять из многофункционального зала с мобильными перегородками, хореографического и тренажёрного залов, тира и двадцатипятиметрового бассейна. Последний факт особенно важен по причине традиционной популярности водных видов спорта в Норильске при острой нехватке бассейнов. Также предусмотрены актовый зал, библиотечный центр, рекреации и многие другие объекты.
Важно, что что архитектурный проект здания разработан в соответствии с содержательной концепцией Школы высоких широт, созданной с учётом стратегических направлений развития города. Это команда городских управленцев разных направлений. В неё вошли руководители и педагоги норильских учебных заведений, представители Заполярного государственного университета, Агентства развития Норильска (АРН) и «IT-Куба». Помощь в создании школы оказывают лучшие эксперты в области развития образования, включая представителей Школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС, а также директоров уже действующих российских инновационных школ.
«В новом образовательном центре будут использовать лучшие российские и зарубежные практики подготовки детей. Образовательные программы будут ориентированы на максимальное раскрытие потенциала ребят и развитие креативного мышления. Ключевой подход – проектный. Дети будут объединяться с педагогами для решения актуальных задач развития города. Важно, что инновационный образовательный комплекс станет стимулом к обновлению всей образовательной системы Норильска», – поделился планами в одном из своих интервью директор АРН Максим Миронов.
Кроме учебных мероприятий, в стенах школы планируют проводить просветительские, профориентационные, социокультурные события для жителей и гостей города. Здесь разместится центр акселерации образовательных практик. Будут работать творческие и спортивные секции для детей и взрослых.
В сентябре этого года глава города Дмитрий Карасёв и президент «Норникеля» Владимир Потанин положили начало возведению Школы высоких широт – так уже стали называть новый объект в прессе. На символическом заложении первого камня глава Норильска Дмитрий Карасёв подчеркнул, что этот день для города поистине исторический:
«Мы с вами находимся в том месте, где буквально через несколько лет распахнёт свои двери современный уникальный, инновационный лицей, который по праву станет центром образования города Норильска и привнесёт серьёзные изменения в развитие образования в нашем городе. В стенах лицея более тысячи учеников будут не просто постигать школьную программу, но обретать навыки XXI века, необходимые для успешной самореализации в современных условиях и в будущем. Всё это стало возможным благодаря градообразующему предприятию, по инициативе и финансированию которого будет построен данный объект. От всей души благодарен вам, Владимир Олегович, за подобную инициативу и за то, что вы лично принимаете участие в реализации Комплексного плана социально-экономического развития города».
Президент компании «Норникель» Владимир Потанин, в свою очередь, отметил: «Хотелось бы, чтобы в этой школе учились одарённые дети, которые смогут здесь получить хороший уровень знаний и широкий кругозор. И я не считаю правильным затачивать это образование под дальнейшую работу в «Норникеле». Хотя есть пожелание, чтобы дети оставались жить и работать в Норильске. Лицей будет один, но он будет работать на все школы города – здесь, в частности, планируется подготовка преподавателей для других школ. Лицей должен стать своеобразным центром притяжения».
Лицей откроется к 2026 году. Строительно-монтажные работы уже начались…
Начало строительства нового образовательного центра - Школы им. Долгих 26.10.22 г.
Автор: Стрючков Станислав Анатольевич. Член союза журналистов России, председатель Красноярской региональной общественной организации «Клуб исследователей Таймыра», заместитель председателя Норильского территориального отделения Русского географического общества (РГО), публицист.
Фотографии из архива Норильска и личного архива автора.