Сейчас в Мурманске

12:00 -8 ˚С Погода
18+

Школы высоких широт

На строительстве Школы №1 в Норильске был установлен рекорд гражданского строительства, который до сих пор не побит.

Образование Школы норильска Строительство норильска

Школы высоких широт

Средняя школа №1, фото 1970 г.


Фактически Норильский комбинат начинался летом 1930 года, когда у подножия горы Шмидта расположились профильные специалисты промысловой конторы Иркутского главка «Союззолото». Их было несколько сотен человек, многие прибыли вместе с жёнами и детьми. Эти люди начали освоение негостеприимного Заполярья с палаток, находя решения ранее никому не известных задач не месте. Именно деятельность Промконторы под руководством Якова Ведерникова послужила основой для создания Норильского комбината. В это трудно поверить, но вместе с первостроителями осваивать наши просторы прибыли тридцать пять детей, большинство из которых были школьниками разного возраста...


Первые школы Заполярья

Уникальный документ, отчёт Краевого отдела народного образования за 1930 год, рассказывает нам о самой первой школе: «Норильская школа размещается в трёх комнатах. Из них одна – проходная, которая используется, как общежитие для мальчиков. В углу сложены сети и другие орудия для лова. Во второй живут девочки и техперсонал. В третьей комнате класс, квартира учителя и баня». Обратим внимание: квартира учителя в школе! Такое положение вещей стало правилом в Норильске вплоть до конца 1960-х годов.

Суммируя многие воспоминания и документы, можно сказать, что эта школа разместилась в деревянном бараке, который выполнял ещё массу функций – общежития, склада, бани, кухни и т.д. Такое совмещение было совершенной нормой того времени: в Норильске тотально не хватало помещений. Строить было трудно и негде: пригодные для строительства площадки занимало производство, а на остальных грунты были опасны из-за вечной мерзлоты. Новостройки часто разрушались из-за подтаявшего основания. Именно поэтому Старый Норильск тогда называли Аварийным посёлком.

Обогревала школьный барак железная бочка вместо печи. Зимой она топилась круглые сутки, но холодно было так, что дети сидели одетыми - в варежках, шапках... Случалось, что ночью у ребят волосы примерзали к стенке барака.

Всерьёз о собственном отдельном доме для школы задумались в 1935 году, после решения о строительстве НГМК силами заключённых. Тогда начальник комбината В.З. Матвеев выделил для школы небольшое деревянное одноэтажное здание на Нулевом пикете, куда 1 сентября 1936 года пришли ученики младших классов. Старшие были отправлены жить и учиться за 114 километров, на Енисей, в интернат Дудинки.

Комбинат строился, Аварийный посёлок рос, и Норильскстрой получил в 1939 году статус рабочего посёлка. Как впоследствии писалось в городской газете: «Коммунисты города к новому учебному году построили новую школу на улице Озерной». Это было деревянное одноэтажное здание, брёвна законопачены мхом, зато обогревала школу уже не буржуйка, а целая котельная. Позднее, в 1941 году, к школе были пристроены спортивный зал и второй этаж. Несмотря на военное время Норильск активно развивался, и число учеников росло соответственно. Известно, что в 1943-44 учебный год школу посещали четыреста семьдесят человек, и теснота была неимоверная, несмотря на то что школа уже соответствовала всем необходимым требованиям: «Классные комнаты размещались на втором этаже. Там же находились учительская и директорская. На первом этаже – физкультурный зал, гардероб, буфет, физический кабинет, комнаты для обслуживающего персонала и учебных пособий, санузлы. Рядом с буфетом в коридоре стоял бак с хвойным квасом и кружкой, прикреплённой цепочкой к крану».


 На уроке в одной из первых деревянных школ Норильска.


Из воспоминаний Семена Степановича Лисюка, старожила города: «1 сентября 1942 года я пошёл в школу. Когда я поступил в первый класс, директором школы была Наталия Ивановна Царёва. Наталия Ивановна была строгим директором: по коридорам и спортзалу нас гоняли строевым шагом, а провинившихся частенько ставили по стойке «смирно» на довольно длительный срок. Где-то в третьем или четвёртом классе в школе ввели форму. Как одели девчат — не помню, а для нас сшили колючие зеленоватого цвета гимнастерки. Через несколько лет мальчики стали носить чёрные кителя с блестящими пуговицами».


Грузовики вместо автобусов и отмороженные уши

В 1946 году школу перевели в новое здание на улице Октябрьской. Кроме того, в Норильске в тот период работало ещё несколько школ, организованных по месту жительства учеников. Например, в посёлке Валёк и в Горстрое, в одном из восьми первых многоквартирных домов современного города, где одна из квартир была переоборудована под классы. Понятно, что этого категорически не хватало, учитывая темпы строительства Горстроя – исторической части современного Норильска, а тогда престижной новостройки, где реализовывались самые смелые творческие амбиции первых архитекторов.

Впрочем тогда, в 40-х годах прошлого века, скорее, это были выселки, спальный район того времени, к тому же расположенный у чёрта на куличках. Вся административная и социальная инфраструктура оставалась ещё в Аварийном посёлке, до которого через сугробы вела тропа длиной в три с половиной километра. По каждой мелкой надобности добираться туда, в центр, было весьма неудобно и далеко: автомобильного транспорта было очень и очень мало, а общественного почти не было. В качестве автобусов использовали зачастую грузовики. Поэтому в основном ходили пешком в любую погоду. Иногда кому-то удавалось воспользоваться телегой с лошадью: основной транспорт в довоенном Норильске был гужевой. Для особо трудных и тяжёлых перевозок и волоков использовались даже волы.

Кроме того, на работу, в школу или магазин (напомню, что всё это находилось в Аварийном посёлке) жители Горстроя добирались с трудом ещё и по причине заполярного климата: зимой из-за пурги и мороза, летом мешала распутица. Главное средство передвижения в Норильске того времени – ноги! Регулярное автобусное сообщение с Горстроем только зарождалось. Люди ходили пешком практически при любой погоде, рискуя заблудится в темноте полярной ночи, в тумане или в пурге. Надо ли говорить, что школьники на этом пути тогда рисковали больше всех. Один из старых норильчан – Борис Лисюк – вспоминал по этому поводу: «Когда школу перевели в Горстрой, с Заводской улицы в школу нужно было ездить. Автобусов не было, естественно, людей возили либо на "воронках" (обычный "студебекер", покрытый брезентом, а сзади приварена лестница), либо на "МАКах" - такая большегрузная американская машина. В машины, как правило, битком набивались, и мы, школьники, обычно висели на подножках. Шапки не завязывали, а поправить шапку, если висишь, нечем – потому и уши у нас часто были отмороженными» …


Школа-рекордсменка работает по сей день

Понятно, что строящемуся Норильску – Горстрою (теперь историческая часть города) – срочно требовалась большая и современная школа в шаговой доступности.

Проект первой школы Горстроя был разработан в 1947 году. За основу был взят один из типовых проектов учебного заведения на 880 учащихся, уже успешно реализованных в Москве и Ленинграде. Он был доработан местными авторами с учётом уникальных и суровых условий Норильска. Однако реализовано здание было лишь в 1949 году, когда страна повсеместно перешла на всеобщее семилетнее образование. Вслед за партийным призывом ускорить темпы строительства школ появились и необходимые ресурсы. В результате темпы ускорили настолько, что в нашем городе на строительстве Школы №1 был установлен и первый рекорд гражданского строительства, который до сих пор не побит.

Школу начали строить 20 мая, а 1 сентября дети уже приступили к занятиям в полностью оборудованных всем необходимым классах. Таким образом, здание первой школы было построено за три месяца и десять дней! Не считая фундамента, конечно. За этот срок были выполнены не только общестроительные и отделочные работы, но и установлена необходимая мебель и другое школьное оборудование (столовое, лабораторное, спортивное и т.д.). Такие темпы работ и сегодня внушают уважение, а для того времени они были просто невероятны, ведь многие материалы были в дефиците, ресурс ограничен, а техника далека от идеала. И тем не менее! Надо понимать, что тогда почти все работы выполнялись вручную.


Вестибюль школы №1 после сдачи объекта, 1949 год.


Рекорд стал возможен благодаря одному немаловажному обстоятельству. На помощь строителям пришёл уже хорошо зарекомендовавший себя метод народной стройки. Жители города в свободное от работы время помогали возводить школу. Работали в две смены, а потом и круглосуточно, благо полярный день позволял не думать о дополнительном освещении. Не останавливалась работа даже в непогоду. Вечерами на стройке играл духовой оркестр – это музыканты поддерживали трудящихся. Вокруг горели костры, работала полевая кухня, и атмосфера была почти праздничная. Школа строилась с редким даже для того времени энтузиазмом.

Получившееся здание представляло собой типичный пример «типовой архитектуры времени» -- оно идеально гармонировала с остальными объектами исторической части города. И внутри, и снаружи школы в изобилии присутствовали лепные украшения, полуколонны, фальшставни и другие архитектурные излишества, с которыми через несколько лет началась непримиримая борьба. Такие здания зарубежные гости нашей страны завистливо называли «сталинскими тортами».


 Школа №1 в Горстрое.


Здание новой школы в Норильске в 1949 году было одним из самых больших и красивых. Поражало воображение и внутреннее убранство помещений. Там был спортзал, расположенный на первом и нулевом этажах, оснащённый необходимым тренировочным оборудованием и спортивными снарядами. Был огромный актовый зал высотой в два этажа – второй и третий, где была сцена и кинопроектор, а над ним такой же по площади зимний сад, где наглядными пособиями были растения разных стран! Целая ботаническая коллекция. Кабинет биологии располагался тут же, среди этих зарослей. Там даже жил какое-то время медвежонок, подаренный школе одним из охотников. На переменах дети бегали к нему с гостинцами.

Кроме этого, в школе были неплохие производственные мастерские для уроков труда, столовая с буфетом и кухня. Последние объекты были связаны специальным пищевым лифтом!

Первая школа и сейчас радует норильчан своим внешним видом, и вместе с остальными зданиями исторического центра является архитектурным наследием нашего города. В 1980 году школа была реконструирована. Деревянные перекрытия заменили на железобетонные с использованием металлических балок. Был изменён интерьер, оштукатурен фасад.


Конец индивидуальных проектов и начало "борьбы с излишествами"

Важно отметить, что почти весь советский период истории норильского образования школы города работали в две, а то и в три смены. Город стремительно рос и развивался, классы были переполнены, а строительство не всегда поспевало за демографическими всплесками. Кроме того, тогда были очень востребованы так называемые вечерние школы, или школы рабочей молодёжи (ШРМ). Многие молодые строители Норильска, особенно прибывшие из российской глубинки, иной раз даже писать толком не умели… Таким образом, переоценить значение простой общеобразовательной школы в Норильске 40-70-х годов попросту невозможно. А если добавить к сказанному многочисленные кружки по интересам и секции в каждой школе, то без преувеличения можно сказать, что школы Норильска были самыми посещаемыми объектами города в советское время.


    Школа рабочей молодёжи, 1956 г.


Следующей школой в Норильске стала знаменитая «четвёрка», построенная летом 1950 года на улице Пушкина. Это был ещё один рекорд скорости строительства – те же три с половиной месяца. Впрочем, и проектная основа этого здания была та же, что у первой школы, аналогично переделанная под конкретные условия. В дальнейшем так же были решены пятая и шестая школы. Эти школы – не близнецы, но близкие архитектурные родственники.

Больше в Норильске школ аналогичной архитектуры не строили. Наступило время новой, индустриальной архитектуры. Началась борьба с архитектурными излишествами, и предпочтение было отдано совершенно другим проектам. Кроме того, рост населения Норильска в конце 50-х шёл настолько стремительно, что было уже не до авторской архитектуры. Нужны были быстрые решения для быстровозводимых объектов. Парадокс, но быстрее первых школ у нас более ничего не строилось, даже типовые индустриальные школы возводились порой несколько лет….


Продолжение следует.


Автор: Стрючков Станислав Анатольевич. Член союза журналистов России, председатель Красноярской региональной общественной организации «Клуб исследователей Таймыра», заместитель председателя Норильского территориального отделения Русского географического общества (РГО), публицист.

Фотографии из архива Норильска и личного архива автора.

далее в рубрике