Строительство Северного широтного хода может быть перенесено на 2027–2031 годы
Об этом говорится в докладе Министерства транспорта. Будет ли создана единая Арктическая транспортная система?
Фото: Анатолий Грузевич / GeoPhoto
Об этом говорится в докладе Министерства транспорта. Будет ли создана единая Арктическая транспортная система?
Причина переноса сроков заключается в том, что источники финансирования строительства железной дороги в ЯНАО протяженностью 707 километров – Северного широтного хода (СШХ) – до сих пор не определены, а решение о выделении 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство моста через Обь (ключевая часть проекта) не принято, сообщает «Коммерсант».
Уточняется, что в инвестпрограмме ОАО РЖД на 2023 год и проекте инвестпрограммы на 2024–2026 годы необходимые средства на СШХ не заложены. В связи с этим ОАО РЖД предложило перенести проект на некоторое время вперед.
В целом проект полностью проработан, и его стоимость при условии начала в 2024 году составит 650 млрд руб. Если срок будет перенесен на 2027 год, цена может вырасти до 730 млрд руб.
В начале июня вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил ТАСС, что решение о возобновлении строительства Северного широтного хода будет зависеть от пропускных способностей Северного морского пути.
«Мы сейчас оцениваем ситуацию, грузопотоки, он [Северный широтный ход] имеет многофакторную составляющую, [нужно посмотреть], как будет работать Северный морской путь, какими судами повезем. Пока те возможности, которые может пропустить Северный морской путь, мы и без Северного широтного хода можем пропустить», – сказал Марат Хуснуллин.
Рассматривать вопрос о возобновлении проекта планируется к концу года, считал политик.
В материале «Эксперт-Урал» на прошлой неделе предположили, что строительство Северного широтного хода, соединяющего Северную и Свердловскую железные дороги и формирующего единую Арктическую транспортную систему, позволило бы разгрузить БАМ, Транссиб и одновременно дать импульс экономике Урала и Западной Сибири.
Общая инфраструктура обеспечила бы освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны.
Концептуально проект зародился еще в СССР, потом к нему вернулись в 2000-х. Достроить планировали еще в 2020 году. В 2016 году для его реализации была создана концессионная компания «ООО СШХ», которая в итоге осталась в собственности РЖД.
Железнодорожный коридор в Арктике может пропускать 23,9 млн тонн грузов в год. Для этого должна быть развита инфраструктура Северной и Свердловской железных дорог и построена смычка между ними длиной 700 км от Салехарда до Надыма с мостом через Обь.
Параметры проекта осуждались долго и много, но в прошлом году было предложено поставить его на паузу.
Однако сейчас появились другие основания для обсуждения актуальности СШХ. Раньше этот транспортный коридор рассматривался как механизм наращивания поставок энергоресурсов в Европу. Сейчас в условиях потери европейских рынков и изменения логистических маршрутов стоит другая задача – разгрузить БАМ и Транссиб. Возобновление строительства СШХ могло бы сыграть важную роль в расшивке узких мест в направлении портов востока. Такая проблема появилась на фоне переориентации основных экспортных ресурсов в восточном направлении.
Но этот проект нужно увязать с развитием другого мега-проекта – Северного морского пути (кратчайший маршрут вдоль северного побережья Евразии, водный путь между двумя океанами – Атлантическим и Тихим).
Между тем, проект Северного широтного хода мог бы стать триггером для экономики регионов Урала и Западной Сибири, поскольку стимулирует развитие горнодобывающей отрасли и смежных секторов.
«У нас значительная грузовая база, которая сейчас доставляется разными способами – по зимникам, по воздуху вертолетами. Это нерентабельно и существенно повышает стоимость проектов. Как только мы построим Северный широтный ход, мы сразу почувствуем эффект», – аргументировал ранее на одном из совещаний губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.