Териберка: жизненные особенности и перспективы
Териберка является одним из старинных поселений на Кольском полуострове и вызывает стойкий интерес у туристов, художников, исследователей, бизнесменов, романтиков. Территория Териберки предоставляет возможность полюбоваться побережьем Баренцева моря, красотами арктической природы, а также историко-культурным наследием былого расцвета поселения, которое ныне состоит из заброшенных и полуразрушенных зданий и останков рыболовных судов. Интересна Териберка и своими богатыми природными и водными биоресурсами, из-за чего в село прибывает большое количество собирателей и рыбаков-любителей.[1]
Териберка пережила самые разные периоды: от бурного расцвета до глубокой депрессии. И сейчас село всё ещё находится в упадке. Начался этот процесс в 60-х годах, когда прибрежный промысел потерял своё значение с развитием Мурманского порта. В 1997 году посёлок Териберка был преобразован в село, а к настоящему времени практически ничего не осталось от выстроенной в советские годы инфраструктуры – много брошенных и разрушенных зданий.
Правительство Мурманской области в последние годы применяет некоторые меры по решению социально-экономических проблем жителей Териберки, связанных с вопросами жилищно-коммунального хозяйства, ремонта дорог, обращения с твёрдыми бытовыми отходами, развития бизнеса. Однако многие вопросы остаются не решёнными или дают временный эффект. В 2012 году в Териберке был введён в эксплуатацию рыбообрабатывающий комплекс, однако в 2015 г. он закрылся. В июле 2013 года был завершён проект по уборке мусора с территории несанкционированной свалки «45-й километр», 25 лет существующей в районе поселения, но ежегодно появляются новые горы мусора, и проблема остаётся актуальной.
В 90-е годы начался массовый отток населения из Териберки, а в последние годы правительство Мурманской области стало целенаправленно переселять её жителей из ветхого жилья в новые квартиры в других поселениях области.[2] Если в 1959 г. в Териберке проживало 4762 человека, то в начале 2018 г. осталось всего 729 человек. Численность жителей села в течение 2012-2016 гг. ежегодно уменьшалась в среднем на 20-30 человек, но за последний год село потеряло 160 человек.[3] Усугубляет ситуацию и естественная убыль населения, которая составила в 2017 г. 19,3 чел.
В настоящее время положение Териберки неоднозначно. С одной стороны, село находится в плачевном состоянии, в нём процветают безработица, разруха, неустроенность, а с другой – оно приобрело мировую известность и стойкий интерес туристов из-за выхода фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева.
Внимание общественности к Териберке, вероятно, инициировало движение в её благоустройстве: в селе был отремонтирован дом культуры, построены новое пожарное депо, несколько новых многоквартирных домов, несколько гостиниц и ресторан, на сельскую дорогу впервые положили асфальтобетонное покрытие.
Активизировалась и культурная жизнь села. Ежегодно начиная с 2015 г. в Териберке проходит арктический фестиваль «Териберка. Новая жизнь», с 2017 г. - Открытый поморский фестиваль, проводятся экологические акции по уборке мусора добровольцами, приезжающими из других населённых пунктов.[4]
В 2018 г. Териберка вошла в программу благоустройства приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», и у села появились перспективы на будущее. Об этом свидетельствует также состоявшееся 24 марта 2018 г. заседание рабочей группы по развитию Териберки в Правительстве Мурманской области, на котором обсуждалась модернизация водоснабжения, строительство туристического комплекса, рыбного рынка, фитнес-центра, гостиниц, бассейна.[5] Таким образом, Териберка в очередной раз получила надежду на развитие.
Тем не менее, несмотря на появившиеся признаки улучшения жизни и перспективы, село продолжает переживать кризисный период, что проявляется в многочисленных проблемах населения.
Автором в составе исследовательского коллектива Мурманского арктического государственного университета был проведён опрос жителей Териберки по выявлению их жизненных стратегий. Всего опрошено 27 человек, использовался метод глубинного интервью. В процессе интервью было выявлено мнение жителей о своём селе, удовлетворённость условиями жизни в Териберке, социальные проблемы населения данной территории, планы на дальнейшее проживание.
Среди проблем жители села отмечали отсутствие работы, способствующее оттоку населения, особенно молодёжи; неразвитость социальной инфраструктуры; отсутствие условий для развития детей и получения специализированной медицинской помощи; отсутствие условий для проведения досуга; алкоголизм и раннюю смертность.
По мнению молодёжи, заняться в Териберке нечем, остаётся только общаться со сверстниками и гулять «вперёд-назад по центральной дороге села» (жен., мол. возр.).
Более старшее поколение отмечает: «Из отдыха в Териберке – природа, рыбалка, алкоголь». Однако выходы на природу, рыбалку, прогулки к морю на самом деле редкие – 1-2 раза в год, если человек целенаправленно не занимается рыбной ловлей. Основной формой заполнения досуга выступает просмотр телепередач дома («по спутниковому телевидению, т.к. местная телевышка принимает всего два канала») и потребление спиртных напитков.
«Мужчины много пьют и рано умирают», – указывает респондент. Пьют и пенсионеры, и люди среднего возраста, и молодёжь: «Молодёжи вон половина спилась. – сетует информант (жен., пож. возраст). – В тридцать лет уже умирают». Другой информант (жен. ср. лет) продолжает: «На кладбище подойдите – там молодежи столько».
В качестве культурных центров села выступают дом культуры и библиотека, которые скрашивают досуг териберчан: «…Пьют, конечно. – Рассказывает информант (жен. ср. лет, работник библиотеки). – Пьют не только пенсионеры, пьют и среднего возраста, но они знают, куда им идти. Они пропили, потом идут в библиотеку: и читают, читают, читают, потом опять пьют».
Библиотека Териберки связывает успешное прошлое посёлка и неопределённое настоящее. В ней – факты гордости за свою территорию и тоска по былому: «Ну, Териберка очень интересная, тут дома вообще… Если в библиотеку отойти, там показали бы вам фотографию старой Териберки… - это вообще дом на дому стоит!..», - говорит информант (жен., пож. возр.).
В Териберке на базе дома культуры действует известный старейший Поморский хор, объединяющий жительниц села и являющийся его визитной карточкой. «У нас все поют в хоре, - сообщает информант (жен., директор дома культуры), - у меня даже уборщица поёт». Существует сегодня в ДК и музей «Виртуальная Териберка», который рассказывает об истории поселения, «потому что история Териберки сама по себе необычна».
Продолжая тему социальных проблем, отметим, что особенно остро перед молодёжью Териберки стоит проблема профессионального обучения и последующей профессиональной самореализации. Вопросы получения образования и дальнейшего трудоустройства решаются только за пределами поселка («тут ничего не происходит и работать негде»), а значит, для этого нужен переезд и, скорее всего, дальнейшее укоренение в других населённых пунктах.
Респонденты отмечают, что в основном молодёжь после окончания школы уезжает, «а тем, которые остаются, остаётся только пить и пьянствовать. Молодёжь в Териберке спивается, семьи не заводит» (жен., пож. возр.). Молодёжь остаётся только та, которая ничего не хочет, а обратно возвращаются только неудачники – общее мнение опрошенных молодых людей.
Парикмахерские и прочие услуги сервиса в селе отсутствуют. Большинство бытовых услуг осуществляется на дому («периодически приезжает женщина делать маникюр, о ней узнаём по объявлению»).
В Териберке отсутствуют даже жизненно важные услуги: «Здесь в аптеку придёшь, купишь только анальгин – и все, надо ехать в город» (жен., ср. лет); «Териберка не обустроена, у города лежит свалка, некуда вывозить, – повествует информант, - чувствуется социальный недостаток. Очень плохо, что нет больницы, нормального магазина, парикмахерской. Если ребенок серьёзно заболеет, лечить его негде» (жен., мол. возр.).
Жители имеют определённое недоверие к начинающимся проектам и ощущение ненужности. Примером выступает неоконченный Штокмановский проект на территории Териберки: «Они дорогу провели и бросили. Ходили, ездили интересующиеся люди, но потом интерес пропал, и получилась дорога в никуда. Так её и называем» (жен., ср. лет).
Однако респонденты отмечают и некоторые перемены по благоустройству территории: «Териберка не во всём стала хуже, - говорит информант. – Раньше было гораздо больше мусора, а сейчас эта свалка – совсем не свалка по сравнению с тем, что было. Раньше в ветреную погоду все деревья были в мусорных пакетах и бумагах, как новогодние елки. Сейчас такого нет» (муж., мол. возр.).
«Есть, конечно, свои минусы. Но давайте не будем на них смотреть, а будем на плюсы смотреть. Тем более что плюсов становится всё-таки побольше. Пока, конечно, хре…. видно, но всё равно» (муж., ср. лет).
Отсутствие социальных благ является одной из причин желаемого переезда из Териберки: «В другой местности, допустим в Мурманске, ожидается хорошее образование, работа, вода горячая в квартире…» (жен., мол. возр.); «Уехать хочется из-за более достойного продолжения жизни» (жен., ср. лет).
Жители Териберки в основном считают, что в ней делать нечего и из села нужно уезжать. Местные жители не видят Териберку в качестве места, где можно реализовать себя, заниматься любимым делом и как-то себя проявить. Тем не менее, большинство опрошенных имеют привязанности к природе, людям, к дому («здесь выросли», «здесь наш дом»).
Все опрошенные так или иначе отмечают природную уникальность территории, рассказывают о красивых местах в окрестностях. Предмет гордости териберчан – это водопад. На него ходят смотреть, прогуливаясь, и местные жители, и приезжие.
Среди опрошенных имеет место стойкое убеждение, что природу загрязняют туристы, которые, приезжая, «расставляют палатки вокруг озера, в озере полощут одежду и оставляют мусор после себя» (жен., пож. возр.).
Природа в ответах респондентов является самым большим аргументом продолжать жить в селе. Это отмечали даже в целом негативно настроенные к Териберке респонденты.
В процессе интервью выяснилось, что наряду с большинством опрошенных жителей, стремящихся уехать из Териберки, уезжать из неё не хотят пять человек.
В качестве причин респонденты называли красоту природы и близость к ней, тихую местность, чистый воздух, экзотических животных (тюлени), деревенскую обустроенность, возможность заниматься рыбалкой и отдыхать на природе. Информант (муж., ср. лет) рассказывает:
«…я имею катер, имею снегоход, утром встал зимой, нос высунул в окно, погода хорошая, оделся, поехал на рыбалку. Иди в городе это попробуй, они неделю-две собираются. …. Также и летом высунул нос в окно, погода отличная, сел на катер, поехал, ну или даже не на рыбалку, а просто выехать отдохнуть».
Данные респонденты считают, что в селе, в отличие от города, всегда можно найти себе занятие, здесь спокойная жизнь, «нет суеты, нет наркомании и люди душевные» («Здесь нравится. Жизнь протекает спокойно, размеренно. Такого нет в городе» (жен., ср. лет).
И ещё один (муж., ср. лет):
«Уезжать не собираюсь, всё устраивает! Место очень уникальное, хорошее. Есть, чем заняться. Вот в городе что люди делают? Только гуляют, ходят по ресторанам, да пьют. Делать там больше нечего, только спиваться…. А здесь пить некогда, в отличие от городских людей, тут всегда при деле. Всегда можно найти занятие – море под боком, рыбалка, да в гараже дел хватит с утра до вечера. Здесь жизнь как в деревне – природа, свежий воздух. Вышел из дома – и сразу в гараж, в чём был, никто на тебя не смотрит».
Помимо природы и занятий в селе, ещё одним фактором за то, чтобы жить в Териберке, была названа близость расстояний внутри поселения: «Мне до работы две минуты дойти, а ему добираться час на транспорте с одной стороны города на другую» (муж., ср. лет).
Респонденты отмечают, что в селе имеются потенциальные возможности для предпринимательства: это и туристический потенциал, реализованный пока лишь отчасти, и добыча рыбы, хотя есть много нерешённых вопросов с квотами, запретом вылова крабов. Когда ловят и продают рыбу местному населению, даже в небольших объёмах – это считается браконьерством. Развивающаяся туристическая деятельность в селе ничего ему не приносит.
Но самая большая уникальность Териберки, по мнению респондентов, – это сами жители. Не каждый человек выдержит жизнь на краю земли, где сильные ветра и непогода, где нет врачей, торгово-развлекательных центров, вдали от благ цивилизации.
В целом отношение к Териберке неоднозначно, но так или иначе, все информанты отмечают запущенность и неразвитость села. Славное прошлое поселения существует только в памяти местных жителей, но настоящее не очень радужно, вследствие чего некоторые респонденты отмечают, что в селе «люди не живут, а выживают».
Тем не менее, жители села дорожат своей обособленностью, близостью к природе, неповторимостью истории и культуры, фактом проживания в столь уникальном месте. Респондент (жен., директор дома культуры) отмечает:
«Я считаю, что особость здесь есть. Население, которое сюда прибывало в разные периоды жизни Териберки, оно как бы каждое приносило что-то свое, и это постепенно образовало посёлок, не похожий ни на что, потому что долгое время он был оторван от «большой земли», только пароходом можно было доехать. … Посмотрите: здесь даже старые деревянные дома не похожи ни на карельские дома северные, ни на архангелогородские, на Варзугу тоже не похожи».
Сильной привязанности к селу как таковому нет, но если брать во внимание место проживания респондентов, то местные жители имеют идентификацию с Териберкой и противопоставляют себя как городским жителям, так и жителям «старого поселка» Лодейного.
1) те, кто настроены негативно или критически к проживанию в селе («У посёлка нет будущего, его надо закрывать…»);
2) те, кто устраивает себе дополнительное жильё за пределами поселения;
3) те, кто скорее ориентирован на жизнь в Териберке («Несмотря на то, что условия здесь тяжёлые, всё равно уезжать не хочется. Здесь много мест для прогулок и отдыха, для души»). Но даже в этом случае опрошенные отправляют своих детей учиться и работать в Мурманск и не хотят, чтобы они жили в Териберке. У части жителей в возрасте есть стремление «дожить» в селе из-за привязанности к местности.
Мнения о перспективах села разделились: некоторые связывают их с развитием туризма («сделают посёлок для туристов»), другие – с добычей нефти и газа. Одни считают, что «лучше не будет и не на кого надеяться», а другие – что «Териберка всё же будет развиваться».
Без сомнений, Териберка – уникальное место Мурманской области, «край» Кольского полуострова и земли. Здесь социальная реальность отстаёт на десятилетия, поражая своей суровостью и реализмом. Несмотря на это, в Териберке живут очень приветливые и открытые люди, являющие пример арктического характера и стойкости.
Автор: Г.В. Жигунова, докт. социол.наук, профессор Мурманского арктического государственного университета.
Фотографии, где не указано иное, сделаны автором.
[1] См., например: Погоня за богатым уловом: в Териберке нашествие рыбаков // Комсомольская правда. 24.04.2018. URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26823/3860378/.
[2] См. об этом: В Коле первые переселенцы из Териберки получили ключи от новых квартир // Россия-Мурман: государственная радиокомпания: 11.03.2016. URL: http://murman.tv/news/25490-v-kole-pervye-pereselency-iz-teriberki-poluchili-klyuchi-ot-novyh-kvarti...
[3] База данных показателей Мурманской области // Мурманскстат / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. URL: http://murmanskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/municipal_statistics/main_indi...
[4] Конотоп Е. На край света за мусором: Участники экологической акции в Териберке собрали более 100 кубометров отходов // Комсомольская правда. 05.07.2018. URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26851/3893237/
[5] Фитнес-центр и водопровод. Представлен мастер-план по развитию Териберки // телекомпания ТВ-21. 14.03.2018. URL: http://www.tv21.ru/news/2018/03/14/fitnes-centr-i-vodoprovod-predstavlen-master-plan-po-razvitiyu-te...