Территория особой поддержки: что дал Арктике закон о льготах для бизнеса?
Ровно год прошел с момента вступления в силу закона о создании в Арктике льготного режима работы для бизнеса — ФЗ №193 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ». Как развивается бизнес в регионах, что принесли эти 12 месяцев Арктике и чего по-прежнему не хватает Северу для активного развития предпринимательства — в материале GoArctic.

Фото: Афанасий Маковнев / GeoPhoto
Ровно год прошел с момента вступления в силу закона о создании в Арктике льготного режима работы для бизнеса — ФЗ №193 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ». Как развивается бизнес в регионах, что принесли эти 12 месяцев Арктике и чего по-прежнему не хватает Северу для активного развития предпринимательства — в материале GoArctic.
Приросли инвестициями
Предпринимательская активность, и особенно это касается малого и среднего бизнеса, в Арктике традиционно слабее, чем в целом по стране. Чтобы исправить это, привлечь на Север новые инвестиции и превратить Арктику из отстающего региона в территорию опережающего развития, был принят закон о льготном режиме. Согласно документу, любой предприниматель, который готов реализовать в Арктике новый инвестиционный проект и вложить в него не менее 1 млн рублей, может получить статус резидента. Он дает возможность получить льготы и по федеральным, и по региональным и местным налогам.
Прошел год, и сегодня в реестре числится уже 187 резидентов. Объем заявленных инвестиций равен 267,9 млрд рублей, а количество рабочих мест, которые должны появиться по итогам реализации проектов, — 8697. Больше всего резидентов зарегистрировано в Мурманской области — именно там был оформлен и самый первый резидент, ООО «Норд Стар», которое планирует осуществить техническое перевооружение морского порта Витино и Беломорской нефтебазы.
«Сегодня мы в регионе имеем 66 резидентов, это треть от всех резидентов Арктической зоны. Это 88 млрд рублей инвестиций, и за этот год почти 10% уже вложены в реальные проекты. Те резиденты, которые уже есть, за ближайшие 10 лет принесут налогов в разные бюджеты 100 миллиардов рублей», — заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис на встрече с инвесторами АЗРФ, приуроченной к годовщине вступления в силу закона о льготах.
По словам главы региона, в ближайшее время ожидается появление на территории области еще двух крупных резидентов. Речь идет о проекте «Норникеля» по созданию в Мончегорске металлургического производства «Большая медь», а также проекте освоения месторождения платиноидов Фёдорова тундра АО «Фёдорово Рисорсес».
Чуть меньше, чем в Мурманское области — 54 резидента — зарегистрированы в Поморье. В экономику Архангельской области планируют вложить 23,3 млрд рублей, в регионе будет создано 1640 новых рабочих мест.
«Предполагается, что до конца 2021 года число резидентов достигнет 70, объем планируемых инвестиций вырастет до 26 млрд рублей. С августа прошлого года в Агентство регионального развития за консультацией по поводу получения статуса резидента АЗФР обратились более 350 представителей бизнеса Поморья», — сообщили GoArctic в региональном министерстве экономического развития.
Другие 67 резидентов рассредоточены по остальным регионам АЗРФ. Наименьшее количество резидентов (менее десяти) зарегистрировано в Красноярском крае, в Чукотском автономном округе, в Якутии (Республика Саха) и Республике Коми.
Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
Со своими исходными
Эксперты объясняют разницу в количестве зарегистрированных резидентов между регионами тем, что субъекты РФ, вошедшие полностью или частично в Арктическую зону, существенно различаются по экономическому развитию и наличию научного и технологического потенциала.
«Мурманская область, северные районы Архангельской области, прежде всего города Мурманск, Архангельск и Северодвинск, имеют научную базу для проведения научных исследований и выполнения геологоразведочных работ, образовательные учреждения для подготовки специалистов для работы в арктических регионах и развитую производственную инфраструктуру для обслуживания Северного морского пути и реализации энергетических проектов в Арктике», — считает главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук (ИЭП КНЦ РАН), руководитель экспертной группы «Арктика и освоение морских месторождений» Российского газового общества Алексей Фадеев.
Другие субъекты, к сожалению, не располагают такими инфраструктурными и производственными возможностями, что отражается на их возможностях участия в арктических проектах, отметил эксперт.
Заместитель генерального директора по устойчивому развитию Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрей Иванов уверен, что составлять иерархию регионов по линейным показателям развития нельзя в принципе:
«Где-то легко построить завод на благоприятном экономическом фоне, и это рабочая ситуация, а где-то поставить теплицу гораздо больший подвиг и фактор развития. Мурманской области во многом повезло. Незамерзающее море, близость границы, относительная близость к экономическим и производственным центрам — эти предпосылки и являются базой развития. Плюс, конечно, энергия людей».
Но кроме чисто географических, а также экономических причин, свое влияние на появление новых резидентов в регионах влияет то, как организована работа с ними.
«Резиденты АЗ РФ сталкиваются с проблемой привлечения средств для реализации своих проектов, банки отказываются кредитовать резидентов, так как у них нет регламентов и продуктов для предоставления таких кредитов. Средств бюджета на эти цели также не предусмотрено», — рассказал президент союза «Торгово-промышленная палата Республики Коми» Юрий Колмаков.
Фото: Георгий Захарчук / GeoPhoto
На фоне существующих проблем
Несмотря на создание особых условий для предпринимателей в Арктике, положение бизнеса на Севере сложно назвать простым, особенно с учётом последствий коронавирусных ограничений.
«Сейчас ситуация, в целом, стабилизировалась. По итогам года (2020 года — прим. ред.) предприниматели достаточно положительно оценили принятые решения по поддержке бизнеса. Но несмотря на то, что в регионе хорошо заработал «налог на профессиональный доход», и мы видим рост количества самозанятых — более 8 тыс. жителей Архангельской области уже воспользовались данным режимом, от предпринимателей звучат просьбы о продлении мер господдержки и предложения о введении новых программ», — рассказал уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Иван Кулявцев.
По данным единого реестра МСП, в регионе продолжается снижение количества субъектов предпринимательской деятельности, а главное — сокращение числа занятых в малом и среднем бизнесе. На конец августа 2021 года в Архангельской области действует 33 271 субъект МСП, это ниже уровня прошлого года на 1 386 единиц или 4,0%. И такая тенденция характерна и для других регионов Арктики. В этой ситуации остается острым вопрос по «Северным госгарантиям», которые переложены на бизнес, работающий на Крайнем Севере и приравненным к ним местностям, что в итоге приводит к значительному удорожанию себестоимости продукции и услуг по фонду оплаты труда.
«Бизнес становится неконкурентоспособным, так как есть районный и северный коэффициенты, возмещение расходов работникам и членам их семей один раз в два года к месту отдыха и обратно, долгий отопительный период, неразвитая инфраструктура, неудобная логистика и другое,» — считает Юрий Колмаков.
По словам Андрея Иванова, совокупность всех факторов — погодно-климатических условий, удаленности объектов от инфраструктуры, короткого строительного сезона, полярной ночи, неблагоприятных условий для здоровья человека — делает Арктику особой зоной. Поэтому «к арктическим проектам нельзя подходить с мерками средней полосы, проекты здесь реализуются на протяжении многих лет», подчеркнул эксперт. Потому и отношение к бизнесу здесь должно быть иным.
Закон о льготных условиях для предпринимателей в Арктике был нужен давно, и свой эффект принятие этого документа принесет, даже если не в ближайшей перспективе, то в обозримом будущем точно, уверены эксперты. Но для более стремительного развития Севера одного ФЗ №193 недостаточно — региону нужен комплексный подход и решение всех накопившихся проблем. Только в этом случае Арктика перестанет быть отстающим звеном.
***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic