Сейчас в Мурманске

03:21 19 ˚С Погода
18+

В Санкт-Петербурге сегодня работала Вторая международная научно-деловая конференция POLAR 2024

Пока наши эксперты, участвовавшие в конференции, готовят свои материалы, расскажем немного о темах сегодняшнего дня

О науке и культуре Севморпуть Шпицберген ААНИИ Мерзлота
Анна Щетинина
16 мая, 2024 | 19:08

В Санкт-Петербурге сегодня работала Вторая международная научно-деловая конференция POLAR 2024

Памятник полярникам-первопроходцам возле здания ААНИИ, где проходила конференция. Источник: portnews.ru



II международная научно-деловая конференция POLAR 2024, организованная Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) и посвященная 190-летию Гидрометеорологической службы России, затронула темы крупнейших российских научных проектов в высоких широтах.

В программе сегодняшней конференции были: антарктическая сессия «Антарктика: наука на краю земли»; международная сессия «Полюса притяжения» – в ходе сессии российские и зарубежные эксперты обсудили возможности развития международных научных проектов в Арктике и Антарктике; арктическая сессия «Шпицберген – территория возможностей для молодых ученых»; арктическая сессия «Система специализированного гидрометеоролического обеспечения морских операций в акватории Северного морского пути и требования к ней»; рабочее совещание «О разработке концепции создания системы комплексного межведомственного мониторинга многолетней мерзлоты». Завершилось мероприятие специальным показом документального фильма «Северный полюс. Возвращение».

Пока доступна только информация по антарктической сессии и немного – об обеспечении Севморпути. Запись трансляции конференции POLAR 2024 можно будет посмотреть после 21 мая.


Антарктическая сессия «Антарктика: наука на краю земли»

Директор ААНИИ Александр Макаров рассказал на сессии, что зимовка ученых 70-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ), которая стартует этой осенью, впервые пройдет в новом зимовочном комплексе российской станции «Восток». Комплекс даст специалистам новые возможности, в экспедиции они займутся поиском льда возрастом 1,5 млн лет и исследованием донных отложений подледного озера Восток, передал ТАСС. Поиск настолько древнего, не затронутого изменениями льда – одна из ключевых задач: пока самый старый непрерывный керн льда, который удалось добыть, немногим старше 1 млн лет. «Мы оборудуем специальное кернохранилище. Это позволит хранить все бесценные пробы в правильных условиях и иметь их в постоянном доступе», - отметил Александр Макаров.

В августе 2021 года правительство РФ направило более 1 млрд рублей на транспортировку и монтаж нового модульного зимовочного комплекса антарктической станции "Восток". Сама станция на данный момент является единственной российской внутриконтинентальной антарктической станцией.

Заведующий лабораторией изменений климата и окружающей среды ААНИИ Владимир Липенков в свою очередь рассказал о результатах работы станции Восток. По его словам, одним из главных достижений исследовательской деятельности ученых на станции Восток стало получение экспериментальных данных о связи между происходящими изменениями климата и парниковыми газами. «Нынешнего уровня концентрации парниковых газов не было никогда. Удивляет колоссальная скорость повышения концентрации газов, что, безусловно, связано с производственной деятельностью человека. Это является сейчас и будет оставаться основным фактором, который будет влиять на климат на планете», – считает ученый.


Арктическая сессия «Система специализированного гидрометеоролического обеспечения морских операций в акватории Северного морского пути и требования к ней»

Принципиально тяжелых ледовых условий в летнюю навигации 2024 года на трассах Северного морского пути (СМП) не ожидается, – такой прогноз дал Александр Макаров, по словам ИАА «ПортНьюс».

«Минимумы по льду мы наблюдали в 2007, 2012, 2019 годах. Последние два года ситуация поменялась. Она немного стабилизировалась и даже усложнилась. Зимой наблюдались тяжелые ледовые условия в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых. Я думаю, что принципиально тяжелых ледовых условий для летней навигации не будет. Тем более, что ледоколы хорошо бегают», – добавил директор ААНИИ.


 

далее в рубрике