Вахта и вахтовики: отношение в Мурманской области
Осваивать или обживать Крайний Север? Затянувшееся противоречие.
На фото: Мурманск, февраль 2020.
Как должна осваиваться Арктика – тема, которую разрабатывали североведы в советское время, и вопрос, который обсуждается сейчас. Любой разговор, посвящённый Северу и Арктике, всегда будет касаться, в том числе, дихотомии «осваивать или обживать Крайний Север?». Изучение и вахтового метода работы, и самих вахтовиков – различных аспектов их жизни, начиная от условий труда и охраны здоровья и заканчивая практиками во внерабочее время – пользуется большой популярностью. Запросы «вахтовый метод» и «вахтово-экспедиционный метод» в РИНЦе выдают почти двенадцать тысяч публикаций, в которых указаны эти ключевые понятия.
Там, где идут промышленные разработки в экстремальных условиях, всегда встаёт вопрос, кто должен работать: приезжие вахтовики или работники, живущие поблизости, в постоянном посёлке/городе. И этому обсуждению уже более шестидесяти лет. Ещё в середине 1960-х годов, когда начиналось промышленное освоение нефтегазовых запасов Западной Сибири, поднималась тема, как лучше поступить: строить крупные города около месторождений -- или достаточно выстроить вахтовые посёлки, куда будут привозить работников на время[1]. В разные годы выбирали разные стратегии освоения/обживания/заселения северных территорий. В каких-то случаях вахтовые посёлки со временем превращались в полноценные города. В городе Радужный (ХМАО) мне неоднократно рассказывали «страшные» истории, как в первые годы существования посёлка (городом он станет только в 1985 г.) родители тайно привозили детей, пряча их чуть ли не в чемоданы или ящики с фруктами.
Радужный
Было такое или нет – это уже на совести рассказывающих. Но подобный сюжет весьма распространён. Вероятно, истоки его кроются в постановлениях о вахтовых посёлках, в которых хотя и можно было жить и работать семьями, но без детей, ведь для детей не предполагалось специальной инфраструктуры (детских садов, школ, врачей-педиатров и пр.). Например, в журнале «Газовая промышленность» (1986, № 8) в статье «В центре внимания -- труд и отдых вахтовика» рассказывалось о вахтовом посёлке Ямбург и указывалось, что там запрещено пребывание детей, беременных и матерей с детьми до полутора лет.
В других случаях, наоборот, обычные посёлки превращались в вахтовые. Здесь образцовым примером станет как раз Ямбург (ЯНАО), расположенный рядом с Ямбургским месторождением. Посёлок как территориально-административная единица возник в 1984 г., генеральный план застройки был рассчитан на тридцать тысяч человек. Но с 1986 г. было принято решение осваивать месторождение вахтовым методом, и всем жителям, не имеющим отношения к нефтегазобыче, пришлось переехать в Новый Уренгой. С тех пор Ямбург существует как закрытый вахтовый посёлок.
Казалось бы, что так и будут параллельно существовать две стратегии освоения Крайнего Севера: вахтовые посёлки и посёлки, со временем становящиеся городами.
Но 1990-е годы внесли свои коррективы. В первые постсоветские годы на северных территориях начался резкий миграционный отток жителей. Поднимался вопрос о целесообразности проживания здесь многочисленного контингента. Набрала популярность идея полного перехода на вахтовую модель освоения Севера. По новой Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации (1993-94), «Северные и восточные районы сохранят роль сырьевого цеха», а при обустройстве населённых пунктов следует ориентироваться на «переход от политики проживания к политике пребывания некоренного населения в этом регионе, особенно в условиях Крайнего Севера»[2]. Также планировалось максимально ограничить рост городов, отказаться от создания новых поселений на Севере, вместо этого шире использовать вахтово-экспедиционный метод (то есть вахта из других регионов, так называемая межрегиональная вахта) с постепенной его переориентацией на меридиональное направление экспедиционных поездок. Отголоски этих предложений до сих пор витают в воздухе, и время от времени воспроизводятся северянами. В феврале 2020 г. об этом мне рассказывали в Мурманской области:
Идея с переселением некоренных северян не состоялась. Кто-то отказался сам уезжать, где-то это было экономически невыполнимо.
Как сейчас местное население относится к разнообразным идеям, связанным со временным пребыванием на Севере? Вот что мне рассказывали во время исследований в феврале 2020 года в Мурманской области. Местные жители выдвигают много претензий к предприятиям, отдающим предпочтение вахтовикам. Часто в их высказываниях звучит обида и обвинение в социальной (без)ответственности предприятий:
Упоминается и необученость новых кадров, и их низкая квалификация, что одновременно связанно с низкой оплатой труда.
Или:
И самим вахтовикам северяне приписывают менталитет временщиков:
А есть ещё вариант, когда около населённого пункта начинает появляться новый вахтовый посёлок. Этому могут быть разные причины: инфраструктура населённого пункта не выдерживает приёма большого числа вахтовиков. Здесь нужно вспомнить о существовании двух посёлков Сабетта -- современного вахтового и национального, который официально был упразднён в 2006 г. (в 2002 г. там проживало всего лишь девятнадцать человек); или упомянуть Ковдор, где рядом с моногородом, по словам жителей, строится посёлок для вахтовиков «ЕвроХима». И как будут сосуществовать/адаптироваться два разных типа поселений с разными ритмами жизни – это отдельный предмет для изучения. В целом, горожане неоднозначно относятся к такой проблеме:
Есть ли будущее у населённых пунктов с постоянным населением, не станут ли они вахтовыми? – нет единодушного мнения. Кто-то считает, что де-факто так уже происходит:
Для других, наоборот, такой сценарий совершенно нежизнеспособен:
Но скорее всего, наиболее реализуемый сценарий будущего находится где-то посередине.
Последняя цитата достаточно типична и выражает попытку объединить разные точки зрения на проблему. В полевых исследованиях, касающихся разных северно-арктических тем, разговор часто сворачивает на обсуждение миграционных настроений северян: на Севере жить или с Севера бежать? – а также на проблемы замещения местных работников вахтовиками. Современная политика предприятий – когда часть производств закрывается, часть производств модернизируется и не нуждается в таком количестве работников – сделала реальностью тот самый эксперимент, который обсуждался ещё в Советском Союзе.
Можно ли вернуться к советскому варианту внутрирегиональной вахты, организованной по принципу «опорная база, недалеко от месторождения или места деятельности, -- и вахтовый посёлок»? С учётом отрицательной миграции и ротации населения в большинстве арктических/северных регионов, за исключением Ямала -- наверное, это вряд ли возможно. Да и какая разница, где место основного проживания работников -- Тюменская область, Мурманская область, Башкирия или Краснодарский край -- если они всё равно работают на месторождении и живут в вахтовым посёлке. А вызывает недовольство у местных жителей те ситуации, когда после сокращения местных специалистов предприятия приглашают вахтовиков, не всегда имеющих достаточную квалификацию, но с меньшей оплатой. Разумеется, у руководства предприятий есть свои аргументы для подобных решений. Однозначного ответа на вопрос в чью пользу -- предприятия или людей -- должна решаться такая ситуация, у меня нет.
Автор: В.П. Клюева, канд. ист. наук, Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН.
Фотографии предоставлены автором.
[1] История освоения ЗСНГК и использование вахтового метода изучается историками и социологами, интересующиеся подробностями могут почитать: Силин А.Н. Вахтовый метод в нефтегазовом комплексе: опыт социологического обеспечения // Вестник ВЭГУ. 2017. № 4 (90). С. 111-118; Стась И.Н. Вахтовый метод в системе расселения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1960-е – 1980-е гг.) // Северный регион: наука, образование, культура. 2017. № 2 (36). С. 81-86.
[2] желающие могут почитать старую Генеральную схему здесь: https://docplan.ru/Data2/1/4294855/4294855147.pdf.