Сейчас в Архангельске

01:33 -2 ˚С Погода
18+

Великая Отечественная в Арктике. Часть третья – ленд-лиз и арктические конвои

Принято считать, что история конвоев начинается 31 августа 1941 года

США Великая Отечественная война Ленд-лиз Арктические конвои Северные конвои Голубой песец
Сергей Палагин
19 мая, 2020, 09:44

Великая Отечественная в Арктике. Часть третья –  ленд-лиз и арктические конвои



«Арктические конвои» – талантливое, очень красивое своей особенной суровостью словосочетание, за которым, словно в дымке северных морей проступает очертание вереницы кораблей, медленно и надежно следующих в кильватерном строю в порт для разгрузки.

Принято считать, что история конвоев начинается 31 августа 1941 года, с приходом в порт Архангельска шести английских и одного советского судна, доставивших военные грузы в рамках заключенного союзнического соглашения. Так, с конца лета 1941 года арктические магистрали становятся основными путями снабжения стратегическими грузами, союзников по антигитлеровской коалиции. Однако история началась намного раньше и не в Великобритании, но в США.

1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу началась Вторая Мировая война, Администрации США понадобилось ровно 4 дня для выработки решения об отношении к войне, которое было представлено 5 сентября 1939 года в опубликованной прокламации, суть которой сводилось к одному – НЕЙТРАЛИТЕТ! Оказалось, что американский Сенат еще в 1937 году принял соответствующий закон, в котором также указывалось о запрещении вывозить из страны вооружение для оказания помощи какой-либо из воющих сторон. В США хорошо помнили недавние события Первой мировой войны, в которой участвовали американцы и в этот раз твердо решили остаться дома вдали от смертельных событий.

21 сентября 1939 года Президент Рузвельт на внеочередной сессии конгресса попытался внести изменения в закон о нейтралитете, начав именно с отмены эмбарго. Жаркие дебаты велись до 3 ноября, когда большинство конгрессменов поддержали своего президента и страны, воюющие против нацистской Германии, получили юридические основания для закупки у американцев вооружения и военных материалов на условиях предварительной оплаты наличными и последующего вывоза собственными судами.

«Странная война» не впечатляла зрителей, осознание всемирной опасности пришло после Дюнкерка и капитуляции Франции, а избрание на пост Президента в третий раз подряд Рузвельта позволило ему более активно и успешно продвигать идею о необходимости более масштабной помощи союзникам.

К 1940 году Англия не могла платить американцам валюту за вооружение, в связи с чем, Черчиль сначала клялся Богом, Господь не помог, и Британия отказалась от заключения новых контрактов. Американцы блокировали кредиты Лондону, который продолжал стучаться в двери неповоротливой и поэтому очень эффективной финансовой системы США.

Поздней осенью 1940 года американские юристы нашли закон 1892 года в соответствии, с которым – «Президент в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». Так появилась идея ленд-лиза (Lend – давать взаймы, Lease – сдавать в аренду). 17 декабря 1940 года Рузвельт изложил план помощи Англии на основе ленд-лиза. Суть закона состояла в том, что президент США уполномочен по своему усмотрению, передавать взаймы или в аренду «правительству любой страны» предметы обороны, когда сочтет необходимым.

Первоначальный проект закона о ленд-лизе включал пять стран, среди которых не было СССР, позже по настоянию Рузвельта от перечисления стран отказались совсем. Комиссия по иностранным делам внесла поправки в закон. Конгресс получил право ограничивать срок полномочий президента по ленд-лизу, установлена периодичность отчетов, запрещалось конвоирование судов флотом США, и использование американских вооруженных частей вне пределов Западного полушария, кроме того контроль над ассигнованиями сохранялся за конгрессом. 8 февраля 1941 года палата представителей одобрила закон, а 11 февраля президент подписал его.

27 марта 1941 года США выделили 7 млрд. долларов для оказания помощи Англии и Греции. Следует отметить, что предоставляя помощь странам, борющимся с нацизмом, США в первую очередь заботилось о своем финансовом интересе.

В январе 1941 года Вашингтон и Лондон получили из разведок копию «плана Барбаросса» и озаботились дальнейшими отношениями с СССР, а также перспективой включить Москву в планы по ленд-лизу.

Наибольшую заинтересованность во включении Москвы в антигитлеровскую коалицию демонстрировал Лондон, который чувствовал ослабление военного давления со стороны Германии уже на стадии подготовки немцев к войне с СССР. За неделю до 22 июня 1941 года Черчилль заявил Рузвельту, что Великобритания «намерена помогать русским». Конгресс США был более сдержанным, однако Рузвельт в данном вопросе часто действовал в обход мнения американского законодательного органа. Так образовался фундамент союзнических военных отношений СССР, США и Великобритании.

На начальном этапе Великой отечественной войны американская помощь СССР была символической, проводилась за наличные деньги и регламентировалась заключенными ранее торговыми соглашениями, продленными на один год. Всего было получено 5 американских бомбардировщиков (запрашивали 3 тыс.), 147 истребителей (запрашивали 3 тыс.)

Лондон, как более последовательный союзник уже 12 июля 1941 года обменялся с Москвой военными миссиями. Стороны подписали «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». В Архангельск пришел тральщик «Адвенчер» с военными материалами, в Мурманск - две эскадрильи истребителей «Харри-кейн» для оказания содействия советскому флоту. Британцы предоставили СССР кредит в 10 млн. ф. ст. (3 процента годовых сроком на 5 лет). С 6 сентября 1941 года британские поставки СССР стали проводиться в рамках ленд-лиза.



Британские «Валентайны» для советских союзников www.waralbum.ru


Однако американцы не спешили оказывать СССР всеобъемлющую помощь, так, Вашингтон сообщил Лондону, что может увеличить поставки в Россию за счет Британии, и Черчилль, понимая важность Восточного фронта согласился.

29 сентября 1941 года в Москве открылась трехсторонняя конференция в ходе работы, которой СССР, США и Великобритания подписали соглашение о взаимных поставках, содержавший обязательства США и Британии поставлять СССР с 10 октября 1941 года по 30 июня 1942 года ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, 2 тыс. тонн алюминия, 1 тыс. тонн бронелиста, 7 тыс. тонн свинца, 1,5 тыс. тонн олова, 300 т. молибдена, 1250 т. толуола. В течение года – 152 зенитных 756 противотанковых орудий.

СССР в свою очередь брал обязательства о поставках в США и Англию стратегического сырья и предметов традиционного русского экспорта.

Важным аспектом конференции является отсутствие решения вопроса о финансировании американских поставок, которые в отличие от британских не являлись ленд-лизом.

До 7 ноября 1941 года сдерживающий немецкие войска под Москвой СССР добросовестно платил американцам за помощь золотом.

7 ноября 1941 года американцы признали «оборону СССР жизненно важным для обороны США» официально и включили страну в помощь на основании закона о ленд-лизе.

Поставки военной техники и материалов в СССР, были не регулярными, основной причиной чего явились проблемы по транспортировке грузов. СССР не имел необходимого количества судов, поэтому пришлось дополнительно урегулировать вопрос об участии иностранных компаний в перевозке грузов.

Существовало три маршрута доставки техники в СССР: северный, тихоокеанский и трансиранский. Северный, безусловно, был самый короткий и самый рискованный. Суда стартовали из шотландских и исландских портов и, преодолев за 10-12 дней 2 тысячи миль, караван приходил в Мурманск или Архангельск, двигаясь по трассе шириной всего 200 миль.

В 1941 году немцы захватили мурманскую железную дорогу, поэтому доставлять грузы в Мурманск на начальном этапе войны не имело смысла, суда разгружались в Архангельске или Молотове (Северодвинске). В 1942 году силами заключенных построена железнодорожная Беломорско-Обзерская ветка и основным пунктом разгрузки становится Мурманск, при этом Архангельск и Молотов также остаются пунктами приема ленд-лиза.

Северные конвои, идущие в СССР, обозначались индексом «PQ», а обратные – «QP». Так в истории войны остались инициалы британского офицера Питера Квилина, который планировал конвойные операции. С 1942 года индексы поменяли на "JW" и "RA" соответственно.

До разгрома немцев под Москвой маршрут конвоев был безопасен, и первые 7 операций прошло спокойно. Однако нацисты, потерпев неудачу на Восточном фронте, стремились разрушить все коммуникации, по которым шла помощь РККА в первую очередь – Северный маршрут.

В 1942 году нацистские войска на севере получили значительное подкрепление в виде живой силы, флота и авиации для уничтожения караванов. Невзирая, на действия немцев в 1942 году в советские порты было доставлено 764 337 тонн грузов. Однако в 1943 году СССР получил по ленд-лизу 245097 тонн в первую очередь из-за снижения активности союзников вызванных в первую очередь неоправданными опасениями быть уничтоженными немецкой подводной лодкой, которые в этот период не имели серьезного влияния на обстановку.



Фото: http://politikus.ru/


Зимой 1943-1944 года союзники отправили в СССР 191 судно в составе 8 конвоев, три из которых было потоплено нацистами. Во время обратного плавания потеряно 2 корабля из 200. Потери признаны не значительными, однако с апреля 1944 года навигация не проводилась до наступления полярной ночи.

С августа 1944 года до мая 1945 в СССР пришло 9 конвоев из 250 судов, потери – 2 судна. В обратном направлении вышло 236 судов, прибыло в порты союзников 230.

За время войны через арктические моря прошло 40 конвоев в составе 811 судов, из которых 720 прибыло в порт назначения, 58 погибли, 33 вынуждены были вернуться обратно.

По данным американского госдепа по арктическим морям за войну СССР направлено 3 964 231 тонн грузов, прибыло 3 700 000 тонн. Всего Северными морями было доставлено 25 процентов от общего числа грузов помощи союзников СССР.


Часть первая – немецкая экспансия во льдах 

Часть вторая – Мурманск, провал операции "Голубой песец" 


***

Сергей Палагин, специально для GoArctic

далее в рубрике