Сейчас в Архангельске

07:21 14 ˚С Погода
18+

Виктория Пестова – о развитии взаимоотношений Архангельской области и Китая

С увеличением роли Севморпути возрастает роль морских портов, расположенных вдоль арктического побережья – в том числе порта Архангельск, который исторически является воротами в Арктику

Транспорт и логистика Архангельск Северный морской путь Китай Материалы ЭЦ ПОРА Комментарии
20 мая, 2024 | 20:13

Виктория Пестова – о развитии взаимоотношений Архангельской области и Китая


20 мая делегация правительства Архангельской области вернулась из КНР, где побывала с рабочим визитом. Заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки Архангельской области Виктория Пестова рассказывает о деталях развития партнерских отношений с Китаем – одном из приоритетов внешних связей региона.

«В текущих геополитических условиях использование возможностей Северного морского пути является одним из ключевых приоритетов во взаимодействии с Китайской Народной Республикой. СМП – это национальный транспортный коридор, конкурентоспособный на мировом рынке логистики, позволяющий почти вдвое сократить время в пути до стран Азиатско-Тихоокеанского региона, с ориентиром на который уже третий год перестраивается российская и международная логистика. В этой связи значительно возрастает роль морских портов, расположенных вдоль арктического побережья. Порт Архангельск, исторически являющийся воротами в Арктику, не является исключением.

Морской порт Архангельск – это многопрофильный морской порт круглогодичной навигации с выходом в мировой океан без пересечения территориальных вод других государств, существующие глубины позволяют принимать суда с осадкой до 9,2 метров дедвейтом до 35 тысяч тонн. Проектные возможности по грузообороту морского порта Архангельск составляют порядка 11 млн тонн в год, фактически же здесь обрабатывается, в среднем, 6,5 млн тонн в год, то есть имеется достаточно хороший задел и свободные мощности по наращиванию грузооборота.

Морской порт Архангельск выгодно расположен с точки зрения географии. Он находится вдалеке от внешних границ с европейскими странами, у порта есть прямой выход через Белое море в Мировой океан как в западном, так и в восточном направлении без ограничений по проливам, что позволяет осуществлять морские рейсы как по Северному морскому пути, так и через Суэцкий канал – время следования судна из Архангельска в Шанхай через Суэцкий канал – 53-58 дней, по СМП – 20-22 дня. 

Основная грузовая база порта – это проектные грузы, необходимые для реализации крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне, грузы снабжения (северный завоз), генеральные грузы, в том числе сложной конфигурации (тяжеловесные, крупногабаритные), нефтеналивные, строительные материалы, техника, различное оборудование, лесные грузы, рыбная продукция. Стивидоры порта имеют лицензию на перевалку всех классов опасных грузов (с 1-го по 9-й) за исключением класса 7.

Сегодня порт является одной из основных отправных точек для субсидируемых каботажных перевозок между морскими портами Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока России через акваторию Северного морского пути (в соответствии с постановлением правительства РФ от 18.03.2023 № 397). Перевозка грузов на таких рейсах осуществляется по льготным тарифам морского фрахта. Повышенный интерес к таким рейсам проявляют грузоотправители, у которых конечной точкой доставки продукции является Китай. Они смогут по льготным тарифам доставить груз в порты Владивостока, Сахалина или Находки по СМП, минуя загруженный Восточный полигон железных дорог, и далее перегрузить товары на морские суда в направлении портов Китая.

В настоящее время формируется расписание судозаходов на 2024 год в период летне-осенней навигации. Планируется выполнить как минимум 2 рейса (в июле и августе) из морского порта Архангельск, потенциальная грузовая база составляет порядка 200 тысяч тонн.

Помимо традиционных каботажных перевозок по Северному морскому пути активно развиваются и экспортные перевозки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2023 году был отправлен первый за последние 10 лет прямой рейс из Архангельска в Шанхай по СМП. На борт судна было погружено 300 контейнеров с пиломатериалами одного из лесопромышленных предприятий Архангельской области.

В планах китайской судоходной компании NewNew Shipping Line (грузовой агент «Торгмолл») – организовать морские перевозки грузов из портов Китайской Народной Республики (Шанхай, Далянь) в морской порт Архангельск в количестве 10-12 рейсов за период навигации через Северный морской путь в 2024 году. Перевозки планируются экспортно-импортные, с загрузкой от 500 до 700 контейнеров на каждый рейс. Планируемый импорт из Китая – автомобили марки Chery и Haval, которые после выгрузки с судна будут перегружаться на железнодорожный транспорт для дальнейшей доставки до рынков сбыта в Москве.

Подтверждением стратегической значимости Архангельска стал утвержденный в сентябре прошлого года Комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он включает в себя мероприятия как по развитию действующей транспортной и инженерной инфраструктуры транспортного узла, так и по созданию принципиально новых объектов.

Ключевым мероприятием комплексного плана является флагманский для региона перспективный инфраструктурный проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск с максимально допустимой осадкой 14,5 метров. Естественные глубины района позволят обрабатывать крупнотоннажный флот дедвейтом до 75 тысяч тонн (типа Panamax) и контейнеровместимостью 5000 единиц, что позволит ему стать стратегической опорной точкой для экспортно-импортных поставок центральной части России и стран АТР, особенно это касается экспорта лесопромышленного комплекса.  

В связи с разворотом экспорта лесопромышленного комплекса на Восток отправки по Севморпутичерез глубоководный район морского порта Архангельск станут для производителей СЗФО  наилучшей альтернативой с точки зрения стоимости и сроков доставки. Потенциальный грузопоток импортно-экспортных грузов в контейнерах может составить около 300 тысяч контейнеров (4,45 млн тонн) к 2032 году и 600 тысяч контейнеров (8,9 млн тонн) к 2046 году, из которых половина приходится на экспорт пиломатериалов».


далее в рубрике