Воздействие человека на природу тундры
Эпоху глобального воздействия человеческой деятельности на природу называют Антропоценом, подчёркивая способность человека производить геологические изменения в масштабах планеты. Люди тысячелетиями изменяли ландшафты, скрещивали виды, использовали горные породы.
Эпоху глобального воздействия человеческой деятельности на природу называют Антропоценом[1], подчёркивая способность человека производить геологические изменения в масштабах планеты. Люди тысячелетиями изменяли ландшафты, скрещивали виды, использовали горные породы. Почему это стало особенно актуально в последнее время?
Можно выделить несколько этапов в истории взаимоотношений человека и природы. На первом этапе, в основе которого лежала присваивающая экономика, человек не производил сколько-нибудь значимых изменений. Он брал у природы то, что было необходимо для жизни. Но с ростом численности населения и усложнением социальной структуры человечество перешло к производящей экономике, и ситуация изменилась.
Первым значимым изменением стала аграрная революция, появление сельского хозяйства, систем орошения, уничтожения лесных массивов, замена одних растительных культур другими. Эти изменения уже оказывали серьёзное воздействие на природу, но специфика сельскохозяйственной деятельности обязывала человека внимательно относиться к природным условиям, учитывать природные ограничения своей деятельности. Другая ситуация сложилась после промышленной революции XVIII века. Промышленное производство не требовало от человека непосредственного контакта с природным миром, а стремление к прибыли заставляло предпринимателей как можно эффективнее использовать труд и природные ресурсы. В отличие от аграрной эпохи связь природы и конечного продукта промышленного производства настолько неочевидна, что её вообще перестают замечать.
Ещё до появления ядерного оружия, оставляющего неизгладимый след на планете и угрожающего самой жизни, русский учёный В.И. Вернадский писал, что созидательная и разрушительная роль отдельной личности настолько велика, что представляет собой геологическую силу[2].
Конечно, присутствие человека в каждом регионе оставило своеобразные следы. В статье речь пойдёт о воздействии человека на природу арктической тундры, на примере Ямальского полуострова. Всегда ли деятельность людей в тундре носила угрожающий характер? каковы негативные стороны отношений человека и природы в тундре? что является позитивным и устойчивым в этих отношениях?
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ТУНДРЫ
Ко времени появления первых людей на Ямале сложился тундро-степной биом[3], получивший название «мамонтовой степи». Популяция мамонтов составляла главный пищевой ресурс для расселения человека. Учёные склонны относить время появления человека на Ямале к мезолитической эпохе, около 10-5 тыс. до н.э. К этому времени относятся археологические памятники стоянок Юрибей и Нулмаяха. Первые люди относились к Урало-Западносибирской культурной общности и переселились с более южных территорий.
Тип хозяйства первых жителей тундры был присваивающим, они занимались охотой, рыболовством и собирательством. Мясная пища составляла основу рациона первых жителей ямальской тундры, поэтому они объединялись в небольшие мобильные группы охотников. Основными промысловыми животными были лось и северный олень. Население было открыто для контактов с соседними районами и восприятия полезных инноваций.
Элементы природной среды – геологическое строение, рельеф и климат – служили ведущими факторами освоения новых территорий. Большее значение приобретают рыбалка и собирательство. Заболоченность тундры служила лимитирующим фактором для расселения людей, поскольку из-за этого тундра обладала низкой промысловой ёмкостью. Это приводило к перераспределению населения по территории и изменению путей миграции. Например, заболачивание озёр - к переселению людей на реки. Формирование сезонных зональных миграций северных оленей привело к появлению групп населения, которые следовали за ними в поисках пропитания[4].
Так, на ранних этапах заселения тундры человек был зависим от особенностей природной среды, приспосабливался к её изменениям, не оказывая значимого воздействия на окружающий мир. При этом он стремился ко всё более сбалансированному образу жизни, что иллюстрирует история появления оленеводства.
Первое письменное упоминание о домашнем оленеводстве восходит к XVI веку. Оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные угодья относились к группам семей, живших по соседству. Но к XVIII веку охота на оленей в сочетании с ростом численности населения привела к тому, что люди оказались не в состоянии прокормить себя за счёт охоты на оленей. Начался быстрый рост домашних олений стад[5].
Постепенно оленеводство становится главным занятием коренного населения тундры. Веками вырабатывался единственно-возможный для этих мест способ ведения хозяйства, который являлся предельно гибким. Коренные жители старались избежать негативных последствий своей деятельности, накапливая и передавая опыт хозяйственного освоения. Они быстро реагировали на проявившиеся негативные последствия. Вот несколько примеров, приводимых исследователями коренных народов[6].
Ханты живут на своей земле в течение веков. Они хорошо знают эту землю и учитывают её потребности. Знают такие места в тундре, где тонкий слой ягеля и под ним находится песок. Эту землю нельзя скрести граблями, чтобы очистить место от мусора. Ханты защищали её от этого мифологическими запретами (нельзя скрести, потому что это лицо матери-земли). Если слой ягеля повреждался, местные жители закладывали такие места мхом, чтоб песок не расширялся. Но в советский период нанимали оленеводами хантов из других мест, они скребли граблями ягель там, где делать этого нельзя. Теперь на этих местах появились песчаные участки, которые растут с каждым годом, превращая тундру в бесплодную пустыню.
Повседневная жизнь коренных народов также включается во всеобщую взаимосвязь универсума. Заранее планов не строят. День намечают по погоде. Если охотник утром встаёт и не хочет никуда идти, то он остаётся делать домашние дела: в такой день дичь не летает, зверь отдыхает, рыба не кормится.
Ненецкое оленеводство Ямала относится к тундровому типу, который характеризуется следующими признаками[7]:
– большой размер стад (от 500 до 2-3 тыс. голов);
– круглогодичное окарауливание оленей с помощью оленегонных собак;
– меридиональные сезонные перемещения на расстояние в несколько сотен километров;
– группирование стад в летний период;
– состав стад, предусматривающий расширенное воспроизводство поголовья;
– транспортное использование оленей;
– преобладание продуктов оленеводства в сфере потребления.
Этот народ за несколько веков своего существования в суровых арктических широтах выработал механизмы устойчивого развития, основанного на бережном отношении к природе, сохранении её в чистоте. Это не романтика, а прагматичное требование жизни в Арктике, где природа особенно ранима, а способность к восстановлению ограничена из-за низких температур[8].
До сих пор традиционный образ жизни коренных народов отождествляется с кочеванием (номадизмом) за оленьими стадами. В ЯНАО проживает 60% кочевого населения страны. Уровень кочевания в округе – самый высокий в стране, он составляет 41,8%, а в Ямальском и Тазовском районах –51,6% и 80,4% соответственно[9].
Во второй половине ХХ века в Западной Сибири нашли нефть и газ.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ
С 1958 года начались геологоразведочные работы по поиску нефтяных и газовых месторождений на Ямале. 14 апреля 1962 года в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. С 1964 по 1966 открыты пять крупных месторождений, в том числе Губкинское и крупнейшее в мире Уренгойское. В 1967 году открыто ещё три месторождения, в том числе уникальное Медвежье. В следующем году – снова три. С 1972 г. стали строить первые газопроводы.
Для экосистемы, которая сложилась в тундре, эти события имели негативное значение. Они затронули как природу тундры, так и традиционную культуру, сложившуюся на этой территории. Н. Вахтин написал о последствиях промышленного развития в 60-е гг. ХХ века[10]: трубопроводы и железнодорожные линии перерезали маршруты перемещения северного оленя, совхозы потеряли тысячи м2 пастбищных угодий из-за постройки транспортных линий и разработки месторождений, поголовье оленей сократилось на 24 000 голов, потеряны места традиционных промыслов – охотничих и рыбачьих.
Как отмечают исследователи, промышленное воздействие на тундру является наиболее сильным во время геологоразведочных работ и обустройства, сохраняется стабильным на протяжении всего периода эксплуатации и продолжается даже после консервации месторождения.
На стадии разведки и обустройства вред наносит гусеничный транспорт, на котором передвигаются геологи и нефтегазодобытчики.
Эта фотография демонстрирует, какие разрушительные последствия для тундры имеет использование гусеничного транспорта. Тундра несколько десятилетий не может восстановиться от этих воздействий. Это значит, что даже сейчас мы можем видеть в тундре следы передвижения первооткрывателей месторождений. До сих пор на федеральном уровне в России не запрещено передвижение по тундре в летний период тяжёлой гусеничной техники, хотя на региональном – часть регионов уже сделали это.
На этапе эксплуатации месторождений самый значительный ущерб тундре наносят загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и подземных вод токсичными веществами, нефтью, нефтепродуктами и пожары.
***
С недавних пор учёные используют понятие экосистемные услуги, чтобы в монетарном выражении описать пользу, которую экосистемы приносят человеку. Они утверждают, что одним из существенных последствий промышленного освоения территорий является снижение функций, выполняемых экосистемами. Учёные пытаются экономически оценить эти функции.
Так, на Ямале проведена экономическая оценка экологического вреда тундровой экосистеме для условий Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения.[11] Оценка ущерба была произведена после введения в эксплуатацию первого пускового комплекса и базируется на установлении величины снижения экономической ценности природного потенциала территории в границах выделенных экологических зон (зон нарушения природных комплексов). Учёные пришли к следующим выводам:
· площадь наиболее нарушенных экосистем составила 37% от площади зоны активного освоения;
· суммарный ущерб от вреда тундровым экосистемам, составляет порядка 20,5 % от общей ценности природного комплекса;
· дальнейшее наращивание мощности месторождения будет сопровождаться увеличением техногенного воздействия, что приведёт к росту ущерба, обусловленного нарушением природных комплексов.
В Энергетической стратегии России на период до 2030 г. прогнозируется развитие нефтегазодобывающего типа природопользования, который определяется как крупноочаговый и деструктивный вид природопользования, сопровождаемый существенным техногенным воздействием на окружающую среду[12]. Это говорит о том, что ситуация во взаимоотношениях человека и тундровой экосистемы в ближайшие годы не изменится.
При этом для коренных народов оленеводство по-прежнему является способом обеспечения растущего населения и часто единственным способом заработка. В ЯНАО активно развивается промышленная переработка продуктов оленеводства. Однако площадь земель, пригодных для выпаса, сильно сократилась из-за нефтегазового освоения. Общая площадь оленьих пастбищ автономного округа составляет 48,5 млн гектаров, оптимальная оленеёмкость позволяет выпасать стадо в 370 тысяч голов при фактическом поголовье более 730 тысяч. Наращивание поголовья северных оленей влечёт за собой истощение оленьих пастбищ в тундровых районах и может привести к серьёзным экологическим и социальным последствиям в отрасли оленеводства в будущем[13].
Кроме того, необходимо учитывать влияние на экосистемы тундры глобальных процессов. Особенно опасные последствия имеет глобальное потепление. Оно приводит к таянию вечной мерзлоты, арктических льдов «позеленению» и «закустариванию» тундры и влиянию этих процессов на биологическую продуктивность ландшафтов российской Арктики[14].
Таким образом, со второй половины ХХ преобладают деструктивные тенденции в отношениях человека и окружающей среды, обусловленные промышленным освоением. Эти отношения не предполагали учёта условий нормального воспроизводства тундровых экосистем.
Рассмотрев воздействие человека на экосистемы тундры мы смогли выделить два этапа, которые сильно различаются между собой: этап хозяйственного освоения и этап промышленного освоения. Эти отличия можно обобщить в виде таблицы:
Таблица: Характеристики взаимоотношений человек – тундра
Характеристика |
Этап хозяйственного освоения |
Этап промышленного освоения |
Форма отношений |
диалог |
завоевание |
Характер отношений |
адаптивный |
потребительский |
Способ деятельности человека |
природосообразная экономика |
промышленные технологии |
Масштаб человеческой деятельности |
ограничен возможностями экосистемы |
интенсивное использование вплоть до истощения |
Перспективы |
забота о будущих поколениях |
выгода сегодняшнего дня |
Результаты промышленного освоения и перспективы экономического развития на Ямале заставляют вырабатывать новые принципы взаимоотношений с местными экосистемами, в которых тундровые экосистемы будут выступать как лимитирующий фактор промышленной активности. Ряд шагов уже принят в последнее время: проводится экологический мониторинг, рассчитывается негативное воздействие на окружающую среду, нефтегазовые компании принимают международные стандарты качества, в которых важную роль играют экологические показатели, разрабатываются технологии рекультивации тундры и т.д. Важно, чтобы эти тенденции приобрели системный характер и находились под пристальным контролем общественности, экологов, властей.
В нашем коротком обзоре продемонстрировано, что взаимодействие человека с природными экосистемами может осуществляться в различных формах. Поэтому, возвращаясь к вопросам, поставленным в начале статьи, мы можем заключить что деятельность людей в тундре не всегда носила угрожающий характер для местных экосистем. Основным отрицательным последствием влияния человека в период промышленного освоения является разрушение тундровых экосистем. Позитивные и устойчивые моменты в этих отношениях связаны с учётом всех факторов необходимых для нормального функционирования тундровых экосистем, сохранением условий для ведения традиционного образа жизни коренных народов и обеспечения интересов будущих поколений.
Автор: Ольга Захарова, Центр арктических инициатив ТюмГУ.
Автор фото заставки Олег Лютцков.
[1] Термин Антропоцен ученые стали использовать в конце ХХ века. А в 2016 году на 35-й сессии Международного геологического конгресса, делегаты предложили Антропоцен в качестве названия новой геологической эпохи, начавшейся в 1950-е годы ХХ века.
[2] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988 г. - 522 с.
[3] Питулько В. В. СВИДЕТЕЛЬСТВА РАННЕГО РАССЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В АРКТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ЕВРАЗИИ: НОВЫЕ НАХОДКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ // Археология Арктики: сборник / Науч. центр изучения Арктики. — Калининград, 2016. — Вып. 3. — 300 с. С.91-116
[4] См. подробнее ИСТОРИЯ ЯМАЛА. Том I. Ямал традиционный. Книга 1. Древние культуры и коренные народы. Екатеринбург, 2010.
[5] Молданов Т., Молданова Т. Очерки традиционной культуры хантов. Х-Мансийск, 2010. 350 с. С.10.
[6] Молданов Т., Молданова Т. Очерки традиционной культуры хантов. Х-Мансийск, 2010. 350 с.
[7] Василькова Т.Н., Евай А.В, Мартынова Е.П., Новикова Н.И. КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ И ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИКИ (ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ). Москва – Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. – 268 с. С.50
[8] Василькова Т.Н., Евай А.В, Мартынова Е.П., Новикова Н.И. КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ И ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИКИ (ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ). Москва – Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. – 268 с. С.3
[9] ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ» от 28 декабря 2017 года № 132-ПГ
[10] Vakhtin, Nikolai. 1992. Native Peoples of the Russian Far North. REPORT: Information Analyses. Minority Rights Group, London. P.24.
[11] Игнатьева М. Н., Логинов В. Г., Литвинова А. А., Морозова Л. М., Эктова С. Н. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО АРКТИЧЕСКИМ ЭКОСИСТЕМАМ ПРИ ОСВОЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ // ЭКОНОМИКА РЕГИОНА № 1 (2014). С. 102-112.
[12] Игнатьева М. Н., Логинов В. Г., Литвинова А. А., Морозова Л. М., Эктова С. Н. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО АРКТИЧЕСКИМ ЭКОСИСТЕМАМ ПРИ ОСВОЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ // ЭКОНОМИКА РЕГИОНА № 1 (2014). С. 102-112. С.102
[13] ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ» от 28 декабря 2017 года № 132-ПГ
[14] ТИШКОВ А.А., КРЕНКЕМ А.Н. «ПОЗЕЛЕНЕНИЕ» АРКТИКИ В ХХI В. КАК ЭФФЕКТ СИНЕРГИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ // АРКТИКА: ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА, 2015. 4 (20). С. 28-37.
ЛИТЕРАТУРА:
Василькова Т.Н., Евай А.В, Мартынова Е.П., Новикова Н.И. КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ И ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИКИ (ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ). Москва – Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. – 268 с. С.3
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988 г. - 522 с.
Игнатьева М. Н., Логинов В. Г., Литвинова А. А., Морозова Л. М., Эктова С. Н. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО АРКТИЧЕСКИМ ЭКОСИСТЕМАМ ПРИ ОСВОЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ // ЭКОНОМИКА РЕГИОНА № 1 (2014). С. 102-112.
ИСТОРИЯ ЯМАЛА. Том I. Ямал традиционный. Книга 1. Древние культуры и коренные народы. Екатеринбург, 2010.
Молданов Т., Молданова Т. Очерки традиционной культуры хантов. Х-Мансийск, 2010. 350 с.
ОБЛАСТИ ЕВРАЗИИ: НОВЫЕ НАХОДКИ И П ЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ // Археология Арктики: сборник / Науч. центр изучения Арктики. — Калининград, 2016. — Вып. 3. — 300 с. С.91-116.
Питулько В. В. СВИДЕТЕЛЬСТВА РАННЕГО РАССЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В АРКТИЧЕСКОЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ» от 28 декабря 2017 года № 132-ПГ
ТИШКОВ А.А., КРЕНКЕМ А.Н. «ПОЗЕЛЕНЕНИЕ» АРКТИКИ В ХХI В. КАК ЭФФЕКТ СИНЕРГИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ // АРКТИКА: ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА, 2015. 4 (20). С. 28-37.
Vakhtin, Nikolai. 1992. Native Peoples of the Russian Far North. REPORT: Information Analyses. Minority Rights Group, London.