Александр Воротников: для развития ТТК нужно использовать инструменты ГЧП
Об этом эксперт заявил в ходе Северного форума в Якутске
Президент Владимир Путин сообщил, что Россия собирается перейти на серийное производство малых атомных электростанций (АЭС), которые могут быть использованы для энергоснабжения центров обработки данных. ЦОДы для искусственного интеллекта могут использоваться для обслуживания Трансарктического транспортного коридора, уверен координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников. Об этом он сообщил в комментарии ТАСС в кулуарах Северного форума в Якутске, добавив, что для обустройства ТТК необходимо применять специальные инвестиционные контракты (СПИК), позволяющие реализовывать проекты по развитию судостроительных и судоремонтных мощностей в Арктике – и в целом широко использовать инструменты ГЧП для развития арктических опорных населённых пунктов.
ЦОДы
Для того чтобы использовать искусственный интеллект необходимо создавать центры обработки данных, и у России есть огромная возможность создавать такие ЦОДы на основе атомной энергетики. Их можно строить в Арктике, так как тут за счет низких температур можно тратить меньше электроэнергии на их охлаждение.
Соответственно, такие ЦОДы могут применяться для систем искусственного интеллекта, используемых на Трансарктическом транспортном коридоре. Системы ИИ позволят более четко следить за прохождением флота, оценивать ледовую обстановку, предупреждать экипажи о погодных изменениях на маршруте, это позволит уменьшить расходы на управление в ТТК и повысить безопасность судоходства.
СПИК и ГЧП
Понятно, что суда нужно ремонтировать на месте, а не гонять их куда-то в центр. Значит, нужно либо строительство новых судостроительных мощностей, либо реконструкция старых, например, Жатайская судоверфь в Якутии. Какой может быть инструмент при этом? Это специальный инвестиционный контракт (СПИК). Это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производственной мощности в установленные сроки и привлечение инвестиций. Такой инструмент сейчас слабо используются российской судостроительной и судоремонтной отраслями, хотя в положении о нем он предусмотрен. Государство в лице регуляторов отрасли со своей стороны должно обеспечить локализацию промышленного производства.
В рамках реализации проекта ТТК необходимо развивать не только портовую инфраструктуры, но арктические опорные города, находящиеся по пути маршрута. Потому что, не развивая эти города, а они находятся на всей территории коридора, мы и коридор не разовьем. Люди, которые здесь живут, именно они и занимаются обслуживанием судов и обслуживанием портов. То есть там, где они живут, все это связано с развитием транспортного коридора и развитие этих городов.
Одним из важнейших механизмов для развития ТТК и опорных городов в Арктике является частно-государственное партнерство, и у России есть положительный опыт использования данного инструмента.