Александр Воротников: государственно-частное партнёрство как средство достижения Целей устойчивого развития ООН
Механизмы ГЧП можно использовать в интересах устойчивого развития, добиваясь с их помощью выполнения ЦУР ООН
Государственно-частное партнёрство в интересах достижения Целей устойчивого развития ООН направлено на обеспечение всеобщего доступа к основным государственным услугам и ориентировано на достижение результатов в сфере устойчивого развития, сосредоточено на потребностях населения, а главное, на снижении уровня социального неравенства и повышения качества жизни населения в Арктике, полагает координатор экспертного совета ПОРА, доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
Частные инвестиции, которые осуществляются в рамках ГЧП-проектов, важны для строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, для обеспечения жизнестойкости инфраструктуры. Подобные проекты позволяют адаптироваться к изменению климата и снижать выбросы парниковых газов. Именно через разработку и реализацию ГЧП-проектов государство может выполнить принятые в рамках ЦУР ООН обязательства по обеспечению населения базовым уровнем социальной защиты.
Одним из центральных элементов ЦУР ООН является инфраструктура. Она влияет на более чем 150 задач, связанных с достижением Целей устойчивого развития. Однако с инфраструктурой потенциально связаны и негативные экологические последствия (например, трубопроводы могут мешать миграции северных оленей, а ещё на инфраструктуру влияет деградация вечной мерзлоты — примером является авария в Норильске в 2020 году).
В свете концепции устойчивого развития значение приобретает особый тип инфраструктуры — «устойчивая» инфраструктура», определяемая как совокупность объектов, которая исключает при её создании и использовании возникновение экологических проблем. Речь идёт о реализации ЦУР ООН №9 — «Создание устойчивой инфраструктуры, содействие инклюзивной и устойчивой индустриализации и стимулирование инноваций».
Развитие инфраструктуры в России необходимо не только для создания качественного сообщения между регионами страны, но для развития международных транспортных путей, которые играют огромную роль в мировой экономике. На данный момент транспортная система страны не соответствует всем потребностям народного хозяйства страны и населения. Именно развитая устойчивая инфраструктура расширит доступ мелких промышленных предприятий, других бизнесов к финансовым услугам, усилит их интеграцию в производственно-сбытовые цепочки и рынки. Позволит выйти и на внешние рынки. И именно использование механизма ГЧП позволит решить в России — и в частности, АЗРФ — инфраструктурные проблемы. Этому будет способствовать и поручение президента РФ о привлечении ВЭБ.РФ к деятельности по развитию ГЧП в стране, данное в 2024 году на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-24).
Реализация ГЧП проектов позволит решить и другие ЦУР ООН, такие как №3 «Здоровье и благополучие» (строительство по различным схемам ГЧП больниц и ФАПов) или №4 «Качественное образование» (строительство школ, детских садов, корпусов вузов, студенческих кампусов; пример — концессия на строительство кампуса «Арктическая звезда» в Архангельске).
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Эксперты ПОРА – о Целях устойчивого развития ООН:
- Александр Воротников: государственно-частное партнёрство как средство достижения Целей устойчивого развития ООН
- Татьяна Красникова – как обеспечить устойчивое развитие городских поселений Арктической зоны
- Владимир Милославский: как проекты из поселка Тикси помогают достижению ЦУР ООН
- Сергей Никоноров – о применимости ЦУР ООН к оценке устойчивости городов и поселений российской Арктики
- Ольга Подшувейт: три модели системы расселения в российской Арктике как основа устойчивого развития
- Сергей Тяглов – о новых целях устойчивого развития для Арктической зоны России