Сейчас в Архангельске

09:34 13 ˚С Погода
18+

Александр Залецкий: о потенциале развития беспилотных технологий гидросферы в российской Арктике

В России отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая эксплуатацию компактных беспилотных судов – эту работу необходимо провести

Технологии Устойчивое развитие БПЛА в Арктике Трансарктический транспортный коридор
2 июля, 2025, 20:14
Александр Залецкий: о потенциале развития беспилотных технологий гидросферы в российской Арктике

На ПМЭФ–2025 были проведены тематические сессии, связанные с развитием суверенных беспилотных и автономных технологий «на земле, воде и в воздухе». Для того, чтобы развивался сегмент компактных беспилотных судов, необходимо на нормативном уровне регламентировать разные аспекты их эксплуатации, уверен Александр Залецкий, член Экспертного совета ПОРА, преподаватель кафедры землеустройства и кадастров Московского государственного университета геодезии и картографии.


Внедрение технологий беспилотных судов в Российской Арктике окажет мультипликативный эффект не только для экономики макрорегиона, но и будет способствовать в целом устойчивому развитию и технологическому суверенитету страны. Применительно к российской Арктике автоматизация транспортных систем открывает новые возможности, создающие фактор мультипликации для устойчивого развития макрорегиона.

Особое внимание на ПМЭФ было уделено развитию Трансарктического транспортного коридора от Калининграда и Санкт-Петербурга до Владивостока, создание транспортной инфраструктуры и связи, в т.ч. спутниковой, которая должна обеспечить интеграцию всех видов автономных транспортных средств. Планы по развитию СМП и ТТК подтверждают важность развития технологий, в т.ч. водных беспилотных и автономных для устойчивого развития макрорегиона и обеспечения безопасности.

К настоящему времени в России отсутствует нормативно-правовая база, которая бы регламентировала эксплуатацию компактных беспилотных судов (БПС), отсутствуют требования к оснащению специальным оборудования для обеспечения безопасной навигации, а также к необходимому минимуму для подготовки кадров. 

В России разрабатываются наземные, воздушные и водные беспилотные технологии, которые находятся на разных уровнях готовности технологии (УГТ), или TRL (Technology Readiness Levels). Национальная технологическая инициатива (НТИ), прогнозируя развитие беспилотных технологий, сформировала концепт данных перспективных направлений в виде «Матрицы рынков НТИ» для их структурирования и классификации. С 2016 г. определены направления или рынки НТИ: «Аэронет», «Автонет» и «Маринет», связанные с автономными транспортными системами, которые развивались одновременно, но по индивидуальным дорожным картам каждого рынка НТИ. В 2023 г. поддержку на уровне национального проекта получило только «воздушное» направление, также была разработана стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

Внедрение беспилотных технологий в Российской Арктике имеет схожую проблематику, связанную с необходимостью развития инфраструктуры и адаптации решений для обеспечения работы в нестандартных условиях. Отсутствие скоординированного подхода между проектами зачастую приводит к дублированию ресурсов и разрозненности решений, что ведет к замедлению внедрения беспилотных технологий. Единая экосистема управления развитием беспилотных технологий всех сред позволит объединить запросы государственных и частных заказчиков, а также усилия технологических компаний для ускоренного достижения целей. По предварительным оценкам «водное» направление беспилотного транспорта обладает наибольшим потенциалом развития и внедрения в высоких широтах.

Гидросфера Российской Арктики включает Северный Ледовитый океан и внутренние моря, ледники, подземные воды, континентальные реки и иные водоёмы. Наибольшим потенциалом с экономической точки зрения выглядит добыча и транспортировка полезных ископаемых в шельфовой зоне и зоне вечной мерзлоты. Беспилотные суда необходимы и с  социальной точки зрения, это обеспечит макрорегион новыми высокотехнологичными рабочими местами, позволит повысить уровень жизни благодаря лучшей транспортной обеспеченности и безопасности населения.  Экосистемы Арктики крайне чувствительны к антропогенному воздействию, что открывает еще одно перспективное направление применению БПС, мониторинг состояния экологии и оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время классификация БПС в национальных стандартах в России отсутствует, в отличие от беспилотных авиационных систем (БАС), где кроме общих определений на уровне ГОСТ определены требования к летной годности и оценке рисков эксплуатации для отдельных категорий БАС. В отсутствие классификации БПС можно предложить ее разработку с учетом зарубежных подходов.

Международная морская организация или ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO) по итогам исследования нормативного-правового обеспечения по использованию морских автономных надводных судов (Maritime autonomous surface ships (MASS) выделяет 4 критерия автономности:

Уровень 1: Судно с автоматизированными процессами и поддержкой экипажа

− Экипаж находится на борту, но отдельные системы (навигация, двигатели) автоматизированы. Например, современные суда с системами динамического позиционирования.

Уровень 2: удалённо управляемое судно с экипажем на борту

− Основные операции контролируются дистанционно, но экипаж присутствует для чрезвычайных ситуаций. Например, экспериментальные грузовые суда Yara Birkeland в Норвегии.

Уровень 3: удалённо управляемое судно без экипажа на борту

− Полное дистанционное управление с берега или другого судна. Например, беспилотные гидрографические комплексы MOL'T Boat в России.

Уровень 4: полностью автономное судно

− Судно работает без вмешательства человека, используя ИИ для принятия решений. Например, БПС сопровождения Oceanus12, или перспективные разработки автономных контейнеровозов.


В 2024 г. IMO представила проект документа «Кодекс морских автономных надводных судов», регулирующего эксплуатацию морских автономных надводных судов, который будет утвержден по плану в 2026 г. Ведущие страны формируют консорциумы из заинтересованных корпораций, которые позволяют в ускоренном режиме формировать «систему систем» для обеспечения безопасной навигации в автономном режиме. В Японии был создан консорциум из более чем 30 технологических компаний различных областей для участия в проекте «Проектирование будущего полностью автономного судна» (Designing the Future of Full Autonomous Ship - DFFAS). В 2020 г. контейнеровоз Suzaku в автономном режиме выполнил доставку контейнеров между Токийским заливом и заливом Исэ.

Была испытана комплексная автономная навигационная система (включая дистанционное управление и наземную поддержку) в перегруженном морском районе.

Перспективная классификация БПС в России, кроме критериев автономности, может учитывать и иные критерии.


БПС по назначению:

  • Гидрографические (бортовой ГНСС и гидролокатор бокового обзора, эхолот, камера, лидар и др.).
  • Гидрологические (акустический доплеровский профилограф течения, датчики качества воды, метеостанции и др.).

  • Грузовые (автономные баржи).

  • Научные (для океанографии).

  • Спасательные и экологические (поиск и устранение последствий разливов нефти). 


По району навигации:

  • Внутренние воды (реки, озёра).

  • Прибрежные зоны.

  • Открытое море (требует повышенной автономности).

Классификация БПС для внутренних водоемов и прибрежных территорий должна учитывать и подводную эксплуатацию, например:

  • Беспилотные надводные аппараты (Unmanned Surface Vessel, USV)/автономные надводные аппараты (Autonomous Surface Vehicles/Vessels, ASV).

  • Беспилотные подводные аппараты (Unmanned Underwater Vehicles/Vessels, UUV)/автономные подводные аппараты (Autonomous Underwater Vehicles/Vessels, AUV).

  • Дистанционно управляемые аппараты ((Remotely Operated Vehicle, ROV).

  • Привязные надводные и подводные БПС.

Перспективная классификация БПС в России может разрабатываться с учетом лучших доступных технологий (TRL), особенностей навигации в т.ч. в Российской Арктике и гармонизации с требованиями национальных и международных стандартов.

Отечественные БПС разрабатываются для гражданского и двойного назначения и для оперативного внедрения, например, в высоких широтах требуют активного участия технологических компаний смежных сфер деятельности, а также крупных игроков в виде консорциумов. Подобные консорциумы доказали свою эффективность в японском проекте DFFAS. Примером интеграции различных технологий на уровне отечественной корпорации может послужить АО «СР Спейс», которая включает дивизион разработки БАС, спутников и БПС.

Среди отечественных разработок можно отметить оригинальную понтонную схему БПС «MOL’T» для гидрографии и гидрологии, что позволяет выполнять работы в неглубоких и засоренных водоемах, а также легко транспортировать оборудование авиационным транспортом.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

далее в рубрике