Александр Залецкий – о применимости беспилотной авиации и искусственного интеллекта в высоких широтах
Потенциал использования данных технологий в Арктике высок – они позволяют эффективнее работать на труднодоступных территориях, повышают оперативность и качество принимаемых решений

Синергия искусственного интеллекта и беспилотных авиационных систем превращает беспилотные воздушные судна в «умные платформы», способные решать задачи, недоступные человеку в условиях Арктики: от спасения жизней до защиты экологии. Развитие данных технологий не только усилит технологический суверенитет России, но и создаст экспортный потенциал для применения решений в иных сферах деятельности. Российская промышленность способна выйти на лидирующие позиции в сфере БАС и ИИ, если обеспечить инвестиции в R&D и локализацию критических технологий, обеспечить гибкое регулирование и поддержку малого и среднего бизнеса (стартапов), синергию между образованием, наукой и бизнесом, уверен член Экспертного совета ПОРА, преподаватель кафедры землеустройства и кадастров Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) Александр Залецкий.
Природно-климатические условия веками сдерживали освоение российской Арктики. Даже при наличии богатых ресурсов здесь довольно сложно поддерживать устойчивое развитие крупных населенных пунктов – на вечной мерзлоте, когда полярная ночь длится полгода, при слабом развитии логистических коридоров.
В данных условиях стоит обратить внимание на доступные технологии, которые будут способствовать устойчивому развитию. Несмотря на санкционное давление, в России появляются «летающие роботы» – беспилотные авиационные системы (БАС), которые уже выполняют задачи по инвентаризации объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры на обширных территориях, выполняют дистанционное зондирование Земли для целей изыскания, проектирования и мониторинга таких объектов.
Применение автономных программно-аппаратных комплексов в Артике для российских эксплуатантов беспилотных авиасистем – не за горами. Это могут быть автономные дронопорты, которые выполняют функции мониторинга или логистики на удаленных территориях, формируя инфраструктуру, поддерживающую устойчивое развитие. Конечно, не все БАС адаптированы к арктическим условиям, отсутствует наземная инфраструктура, недостаточно многочисленна орбитальная группировка спутников связи для обеспечения подвижной связи, однако эти барьеры преодолимы и уже указаны в государственных программах.
ИИ открывает новые возможности для БАС – позволяет анализировать качество данных дистанционного зондирования Земли (ДДЗ), вести поиск и распознавание объектов. Улучшенное качество данных, а также возможность оперативного анализа повышают качество принимаемых решений. Программно-аппаратные комплексы обработки пространственных и иных данных анализируют большие объёмы данных и позволяют планировать управление или выявлять опасные отклонения, в том числе связанные с изменением климата. Применение ИИ позволяет повысить качество анализа пространственных данных дистанционного зондирования с БВС (беспилотное воздушное судно), искать различные корреляции и закономерности, сопоставлять данные об эффективности тех или иных управленческих решений.
Для обеспечения применимости «умных» БВС в Арктике потребуется комплексных подход, учитывающий изучение потребностей региона, моделирование сценариев эксплуатации БАС, имитацию сценариев отказа, анализ рисков, разработку новых стандартов сертификации БАС с бортовым ИИ, который может применяться в том числе для улучшения качества навигации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2024 № 1701, все БАС с 2025–2026 годов необходимо оборудовать «умными» датчиками для обеспечения «деконфликтинга» в воздушном пространстве. Такие технологии, как DAA (Detect-And-Avoid – обнаружить и избежать) предполагают совместимость с БАС, а также с существующими системами наблюдения, диспетчеризации и иными техническими средствами.
Применение ИИ для БАС потенциально обеспечивает:
- автоматизацию (снижает затраты на экипажи, дополнительное оборудование БАС);
- безопасность (предотвращает полеты в запретных зонах, обеспечивает киберзащищенность);
- адаптивность (к условиями эксплуатации).
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.