Андрей Криворотов: международная ТОР – существенно новый для России способ привлечения иностранных инвестиций
Распространение режима МТОР на Арктическую зону России пока не планируется, хотя потенциально этот формат мог бы применяться в отдаленных изолированных поселках вдоль трассы Севморпути
Одной из важных тем работы Госдумы в осеннюю сессию является закон о международных территориях опережающего развития (МТОР) – «он может быть принят в эту сессию», – заявил глава комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. По его словам, появление международных ТОР позволит привлечь инвесторов и технологии из дружественных стран и создать благоприятные условия для реализации технологичных проектов с иностранными партнерами. Ранее президент Владимир Путин поручил Госдуме и правительству России подготовить необходимые законопроекты для создания первых международных ТОР в Приморском крае. Комментирует Андрей Криворотов, доцент кафедры управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД России.
Идею создания международной территории опережающего развития представители исполнительной власти озвучивают около двух лет. Выступая в декабре 2023 года на первом Инвестиционно-промышленном форуме Приморского края, первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов сообщил, что под размещение МТОР уже были отобраны четыре потенциальные площадки, все неподалеку от российско-китайской границы: близ Владивостока, в Амурской области, в Еврейской автономной области и остров Большой Уссурийский в Хабаровском крае.
Законопроект, позволяющий создать МТОР и определяющий ее правовой статус, был внесен правительством в Госдуму в конце 2023 года и в феврале этого года принят в первом чтении. По словам председателя профильного думского комитета Николая Харитонова, окончательное принятие закона может состояться в предстоящую сессию, до Нового года. Косвенно это подтверждают недавние утечки в СМИ, где местоположение будущей МТОР пока не разглашается, но уже известны ее основные экономические параметры, что свидетельствует о достаточно хорошей проработанности планов.
При анализе редакции законопроекта о МТОР, принятой в первом чтении, обращают на себя внимание несколько обстоятельств.
Во-первых, если базовый федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ называется «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» (во множественном числе), то в поправках к нему, касающихся МТОР, и в устных выступлениях инициаторов упорно употребляется единственное число. Очевидно, речь пока идет лишь о единичном, по сути, экспериментальном проекте, скорое тиражирование которого не планируется: сначала оценят результаты того, что получится на пилотной территории. Озвученные проработки – привлечь 20 компаний-резидентов за 2025-2039 годы – дают примерное представление о реальных масштабах и временном горизонте этого «пилота».
Во-вторых, МТОР предполагается создавать под конкретные инвестиционные замыслы, только при наличии потенциальных резидентов, письменно подтвердивших готовность вкладывать в нее средства. Это роднит МТОР с так называемыми «опорными зонами», которые Минэкономразвития в 2016-2019 годах усиленно продвигало для Арктической зоны России. Разница, однако, в масштабах и направленности инвестпроектов. В МТОР их стоимость должна составлять не менее 500 млн рублей (против астрономических 100 млрд рублей, предполагавшихся для «якорных проектов» в Арктике), но ставится обязательное условие – производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
Территория будет компактной, не более 20 квадратных километров (вдвое меньше, чем у промышленно-производственной особой экономической зоны). Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, этой площади достаточно для размещения 10-20 промышленных комплексов. Иными словами, речь идет не о количестве, а о качестве привлекаемых инвестиций. Ради этого российское государство готово предоставлять резидентам МТОР и необходимую инфраструктуру за свой счет, и налоговые преференции.
В-третьих, резидентами могут стать лишь вновь созданные компании, зарегистрированные в России не более чем за два месяца до подачи соответствующей заявки. При этом им позволяется «закрывать» сведения о себе в ЕГРЮЛ. Это существенная новелла в отечественном законодательстве, причины появления которой вполне очевидны и хорошо перекликаются с задачами МТОР – привлекать в Россию высокотехнологичные производства.
В-четвертых, согласно законопроекту, МТОР может создаваться на основании решения правительства либо международного договора РФ. Последнее особенно примечательно в свете отказа России в 2020 году от конституционного принципа примата международных договоров над внутренним законодательством. Логика здесь, видимо, та же, что некогда в отношении СРП [соглашение о разделе продукции, особый вид договора об учреждении совместного предприятия – прим. ПОРА]: международный договор даст иностранным инвесторам более прочные гарантии стабильности инвестиционного режима. Причем, учитывая расположение будущей МТОР, очевидно, с каким государством может быть заключен такой договор. Хотя, по отдельным комментариям, возможен и трехсторонний формат – российско-китайско-белорусский.
В совокупности это дает существенно новый, нестандартный для России способ привлечения иностранных инвестиций. Если оценивать его с позиций региональной и инновационной политики, то общая направленность вполне понятна и заслуживает одобрения. Правда, желаемый эффект МТОР принесет лишь при условии достаточно пристального и требовательного контроля со стороны российских властей. Иначе дело может обернуться типовыми «отверточной сборкой» и серым импортом (которые, впрочем, наши компании хорошо научились представлять в качестве собственных технологических новинок). Здесь имеется немало важных деталей, делегированных правительству – в частности, разработка методики оценки искомой «высокой добавленной стоимости», применение режима свободной таможенной зоны, порядок засекречивания сведений в реестре и т.д. Видимо, эти риски сознают и инициаторы, подходя к вопросу достаточно осторожно.
Распространение режима МТОР на Арктическую зону России, судя по букве и духу законопроекта, не планируется, хотя потенциально этот формат мог бы применяться, например, в отдаленных изолированных поселках вдоль трассы Севморпути. Но пусть сначала принесет реальные результаты первая МТОР. Повторюсь, работа еще не начиналась, и открытых вопросов еще много.