Сейчас в Архангельске

20:10
18+

Андрей Криворотов – о российско-китайском плане по развитию перевозок по Севмпорпути

Очень важно, чтобы Китай, официально не признающий внутрироссийского статуса СМП, воздерживался от демонстративных шагов; с этих позиций очень важен уже тот факт, что сотрудничество по вопросам Севморпути институционализировано и выведено в официальный формат

Северный морской путь Китай Международное сотрудничество в Арктике
15 октября, 2025, 17:14
Андрей Криворотов – о российско-китайском плане по развитию перевозок по Севмпорпути

Россия и Китай 
утвердили план мероприятий по развитию перевозок по Северному морскому пути (СМП) на заседании Подкомиссии по сотрудничеству по СМП, которое прошло в середине октября 2025 года в Харбине. Российскую сторону представлял гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, китайскую — министр транспорта Лю Вэй. Комментирует эксперт ПОРА Андрей Криворотов, доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН.

Среди зарубежных стран Китай в наибольшей степени объективно заинтересован в развитии судоходства по Севморпути. Во-первых, для КНР, экспортирующей 90% своих товаров по морю, это важный способ преодолеть однобокую зависимость от перевозок через Малаккский пролив, который недружественные государства грозятся в кризисной ситуации перекрыть. Подчеркну, что транзит по СМП никогда не сможет полноценно заменить действующий основной маршрут, но некую свободу выбора, безусловно, предоставляет. Она особенно ценна в условиях 2025 г., когда реальностью в зоне Индийского океана стали острые региональные конфликты, причем с участием ядерных (или потенциально ядерных) государств – Индии и Пакистана, Ирана и Израиля. Представляется символичным, что прямо перед подписанием российско-китайского плана, 23 сентября – 13 октября, по Севморпути прошел первый в истории транзитный рейс контейнеровоза из КНР (порт Нинбо) в Европу (порт Феликстоу, Великобритания).

Во-вторых, СМП – это и линия для доставки в Китай российских экспортных грузов, в первую очередь ямальского СПГ, нефти из Мурманска и с того же Ямала. Уже не первый год действует и мультимодальная контейнерная линия «Арктический экспресс» по маршруту Белый Раст (Московская область) – Архангельск – Севморпуть – порты КНР и обратно. По прогнозам генерального директора «Росатома» А.Е. Лихачева, двусторонние контейнерные перевозки по СМП в 2025 г. побьют рекорд, превысив 400 тыс. т против 180 тыс. т годом ранее.

В-третьих – этот момент у нас часто недооценивают – Китай резко нарастил свой флот ледокольных научно-исследовательских судов. Ветеран «Сюэлун» («Снежный дракон») сейчас больше используется во вспомогательных целях, для снабжения полярных станций КНР, но его дополнили четыре новых ледокола, два из которых построены за один 2024 г. Западные страны стараются их в свои арктические зоны не пускать, так что акватория Севморпути для китайских ученых фактически безальтернативна.

Политическая обстановка для сотрудничества сейчас самая благоприятная. Новая Концепция внешней политики России, утвержденная президентом в марте 2023 г., не только приглашает дружественные государства к сотрудничеству в Арктике, но и впервые допустила их участие в инфраструктурном обустройстве Севморпути. Интерес китайской стороны к СМП был подтвержден в ходе встреч на высшем уровне в мае и сентябре этого года, а на практике вылился в создание специальной межправительственной подкомиссии. На ее очередном заседании и был утвержден новый план.

Конечно, самый интересное кроется в деталях этого документа – в чем будет заключаться вклад каждой из сторон. Для нас КНР интересна не только как транзитер, рынок сбыта сырья или поставщик ширпотреба, но в первую очередь как мощный инвестор и технологический партнер в сфере систем связи и навигации, строительства судов ледового класса, обустройства автоматизированных портов. Очень важно, чтобы Китай, официально не признающий внутрироссийского статуса СМП, воздерживался здесь от демонстративных шагов. С этих позиций очень важен уже самый факт, что сотрудничество по вопросам Севморпути было институционализировано и выведено в официальный формат. Надеюсь, что Росатом в полной мере зафиксировал в новом Плане российские интересы и обеспечит их соблюдение на практике.




далее в рубрике