Ирина Стрельникова: «Важнейшая задача при создании МТОР – индустриализация экономики»
Международные территории опережающего развития сначала будут появляться на Дальнем Востоке; вероятным сценарием при успешном развитии программы МТОР является ее расширение на Арктическую зону РФ
В Госдуме обсуждается законопроект о Международных территориях опережающего развития (МТОР). В первую очередь предполагается создание определенных преференций зарубежным иностранным инвесторам, а также совместным предприятиям с наличием иностранного капитала. Комментирует эксперт ПОРА, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Стрельникова.
Первичным значимым фактором для появления идеи МТОР стала необходимость более активного развития экономических взаимосвязей с дружественными странами АТР. Важнейшая задача при создании МТОР – индустриализация экономики и, соответственно, организация экспорта. В своей речи на ВЭФ-2024 президент Владимир Путин сообщил, что в Приморском крае будет создана первая международная территория опережающего развития. Со слов президента, «интерес к ней уже был проявлен Китаем и Белоруссией». Сама территория будет устроена, предположительно, либо вблизи порта Находка, либо на стыке границ РФ, КНР и КНДР.
Нужно отметить, что территории опережающего развития начали создаваться в России с 2015 г. По официальным данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, на сегодняшний день в России было создано 18 подобных территорий опережающего развития в АЗРФ и на Дальнем Востоке. Основой «классической» ТОР является создание особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности. В частности, речь идет о формировании административных преференций и налоговых льгот для резидентов территории, введении льгот по страховым взносам. Инвесторам предоставляется земельный участок для реализации экономической деятельности и необходимая готовая инфраструктура. При необходимости можно добиться применения параметров свободной таможенной зоны (экспорт продукции без уплаты сборов таможни).
В качестве наиболее серьезных экономических преимуществ как для резидентов МТОР, так и для России следует отметить возможность практически свободных инвестиций средств в производство, расширение числа рабочих мест и развитие инфраструктуры региона. В этом контексте резиденты также могут сыграть важную роль в процессе «наведения мостов» для расширения транснационального сотрудничества и привлечения инвестиций из иностранных государств, получив выход к льготным кредитам, государственным гарантиям и субсидиям.
Депутат Госдумы Павел Симигин указал, что одним из основных требований к проектам иностранных инвесторов является производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Не менее важным является размер проекта – осуществление резидентом капитальных вложений в объеме не менее 500 миллионов рублей (здесь учитываются затраты на строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин и оборудования).
Что касается МТОР, как объяснял глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в 2023 году, новые «международные территории» в перспективе призваны поспособствовать развитию процессов взаимовыгодных торгово-экономических отношений, включая также перемещение рабочей силы, между дружественными странами и Россией, сделать более выгодными расчеты в национальных валютах, а также защитить интересы резидентов, включая их экономические инвестиции в регион.
Как сообщалось, идея участия в МТОР обсуждалась с целым рядом государств, а именно с Беларусью, Казахстаном, Китаем, Индией, Вьетнамом и Монголией. В свою очередь, с российской стороны заинтересованность представляли Приморский край и Хабаровский край, Амурская область, Забайкалье и Еврейская автономная область.
Отличительной чертой «международных территорий» будет применение зарубежного (т.е. не только российского) законодательства; льготы для резидентов будут несколько шире, чем в обычных ТОР – минимум на 10 лет (по сообщениям некоторых СМИ – на 20 лет) резиденты будут освобождены от налогов на прибыль и имущество, на транспорт и землю, на этот же срок планируется снизить тарифы страховых взносов с 30% до 7,6%.
Таким образом, в перспективе планируется привлечение влиятельных бизнес-кругов из дружественных России государств в совместные проекты развития наиболее приоритетных зон, которыми формально следует считать ранее обозначенные ТОР. Значимым преимуществом МТОР в контексте привлечения заинтересованных экономических субъектов выглядит декларируемый статус «ограничение публичной информации об инвесторах и экспортерах-импортерах», который призван соответственно скрыть информацию о зарубежных участниках проектов для недопущения введения зарубежных санкций в их адрес.
Помимо Дальнего Востока, наиболее вероятным сценарием при успешном развитии программы является ее расширение на Арктическую зону РФ – одинаково важную и для России (с точки зрения необходимости развития АЗРФ), и целого ряда дружественных государств, преимущественно Китая и Индии (с точки зрения экономического участия в выгодных для себя проектах – например, развития инфраструктуры СМП или регионов добывающей промышленности).