Мария Лагутина – об особенностях российской модели КСЭО в Арктике
Несмотря на ведущую роль государства в социальной политике, с каждым годом российский бизнес все активнее вовлекается в данный процесс
В ходе VI Северного форума по устойчивому развитию, прошедшего в конце ноября 2025 года в Якутске, состоялась секция «Корпоративная социальная и экологическая ответственность энергетических компаний в российской Арктике: проблемы и перспективы». Она была организована Санкт-Петербургским государственным университетом в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 25-28-00975. Мария Лагутина, д.полит.н. профессор кафедры мировой политики СПбГУ, главный редактор журнала «Арктика 2035», выступила с докладом об особенностях российской модели КСЭО на примере деятельности российских энергетических компаний в Арктике. Приводим основные тезисы её выступления.
Одной из ключевых задач современной российской арктической политики является устойчивое социально-экономическое развитие региона и в реализации этой задачи наряду с государством активную роль играет бизнес, крупные нефте- и газодобывающие и перерабатывающие компании. Спектр деятельности этой группы арктических акторов сегодня не ограничивается исключительно экономической сферой, но сегодня бизнес достаточно активно проявляет себя и в области социальной политики, и в сфере охраны окружающей среды Арктики. Тем не менее, возникает вопрос: достаточно ли они делают не только для экономики, являющейся, безусловно, главной сферой их деятельности, но и для таких областей, как социальная политика и охрана окружающей среды Арктики?
Активность бизнес-компаний в арктическом регионе имеет разнонаправленные последствия. Очевидно то, что регион, в котором ведется разработка, заинтересован в максимизации выгод для себя (улучшение условий и качества жизни населения, налаживание транспортной, социальной инфраструктуры и т.д.) и поддержании экологической безопасности в регионе на приемлемом уровне, минимизации возможных отрицательных последствий деятельности компаний для общества и окружающей среды. Компании заинтересованы в повышении своей прибыли, однако в современной практике одним из важнейших условий эффективной экономической деятельности компаний стало формирование их позитивной репутации и привлекательного имиджа в глазах общественности. Для компаний, таким образом, кроме совершенствования технологий разведки, добычи и поставок, необходимо также учитывать другие факторы, такие как социальный и экологический.
В результате многие бизнес-структуры сегодня активно включают в свои бизнес-стратегии деятельность, направленную на социальное и экологическое улучшение ситуации в том регионе, где они работают. Это полностью соответствует целям и задачам устойчивого развития региона: «поощрение крупного бизнеса к развитию КСЭО стало одним из важнейших направлений деятельности российского государства в области обеспечения устойчивого развития Российской Арктики».
Модели КСО для Арктики
На повестке дня – вопрос о формировании собственной модели КСО, учитывающей особенности экономической деятельности в российской Арктике.
Что касается опыта арктических стран в области КСО, то они накопили достаточно богатый и весьма разнообразный опыт в этой сфере. Так, исследователи выделяют на сегодняшний день три национальных модели КСО в Арктике: североамериканскую («открытую»), североевропейскую («скрытую») и российскую («смешанную») модели. Такое разнообразие обусловлено различиями в законодательстве разных стран, их подходов к регулированию процесса освоения ресурсов недр, систем стимулирующих мер со стороны государства, спецификой налоговой политики каждой арктической страны, различиями в возможностях бизнеса в разных странах участвовать в освоении арктических ресурсов.
Если говорить об особенностях КСО в России, то можно отметить следующие положения:
-
Более позднее, по сравнению с другими развитыми странами, обращение к КСО.
-
Недостаточно развитая нормативно-правовая база, регулирующая социальную составляющую деятельности бизнеса.
-
Достаточно низкий интерес государства к социальной деятельности бизнеса.
-
Низкий интерес бизнеса к КСО, низкая мотивация – компании в большей степени ориентируются на получение быстрой прибыли.
-
Недостаточность налоговых и других льгот для социально-активного бизнеса.
Советский опыт КСО
Несмотря на то, что многие исследователи отмечают позднее обращение российского бизнеса к КСО, нужно напомнить, что в Арктике еще в советские времена «союзные советские предприятия старались обеспечить высокое качество жизни северян, создать комфортные условия для жизнедеятельности в экстремально-климатических условиях Арктики, что в последующем стало называться «корпоративная социальная ответственность». Это явление в СССР реализовывалось, в первую очередь, на промышленных предприятиях.
Политика КСО охватывала как сотрудников, так и жителей местности, где данное предприятие функционировало. Некоторые формы ее реализации были свойственны именно советской экономике: распределение социальных благ, начиная от продуктов питания, практика шефства и ряд других, которые можно назвать общими для многих стран: предоставление социальных гарантий в виде страхования, охрана труда и здоровья. Социальная ответственность предприятия в рассматриваемый период формировалась социальной политикой государства и выразилась в модели социалистического корпоративизма.
Однако те же предприятия не уделяли внимания вопросам экологической безопасности региона, рассматривая Арктику как ресурсную базу для советской экономики. В этом была особенность социально-экономического освоения Арктики в советский период.
КСО на современном этапе в России
Сейчас развитие практики социальной ответственности бизнеса в российской Арктике часто ведётся в соответствии с международными стандартами в области КСО. Так, за годы активности российского бизнеса в регионе, а также благодаря сотрудничеству с зарубежными копаниями, созданию совместных предприятий удалось сформировать российскую модель КСО в Арктике.
Следствием такого подхода, с одной стороны, становится высокая степень зависимости региона в экономической и социальной областях от бизнеса. Более того, на практике деятельность большинства компаний, работающих на территории АЗРФ, является градообразующей. При этом КСО является добровольной инициативой бизнеса и напрямую зависит от степени его мотивации в этой области.
С другой стороны, высока роль государства в практике российской КСО: в случае АЗРФ органы власти и местного самоуправления пытаются воздействовать на работающие на их территориях корпорации, принимая во внимание особенности региона, его хрупкость и уникальность. В стратегических документах отмечается, что одной из функций государства является «стимулирование участия государственных корпораций, компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и модернизации объектов социальной, жилищной, коммунальной, информационно-телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, а также в развитии инфраструктуры в местах традиционного проживания малочисленных народов и их традиционной хозяйственной деятельности».
Внутрирегиональный уровень КСО
На внутрирегиональном уровне стали также предприниматься осторожные попытки разработки нормативных документов в области КСО, но, к сожалению, пока этот процесс имеет противоречивый характер. Например, в 2010 году Государственным собранием был принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О социальной ответственности бизнеса», где было введено понятие «соглашение о социальной ответственности бизнеса», но в 2016 году он был отменен вследствие большого количества отрицательных откликов среди представителей бизнеса.
В 2010 году также был принят закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Последний документ имеет важнейшее значение для развития практики КСО в российской Арктике: за годы его реализации в Якутии удалось накопить серьезный региональный нормотворческий и правоприменительный опыт. Так, в республике было проведено 22 этнологические экспертизы за это время.
КСО в практике компаний
Современные российские нефтегазовые компании уже имеют в своем арсенале опыт реализации различных социальных проектов:
-
компании инвестируют различные инфраструктурные проекты, в том числе строительство дорог и жилья,
-
занимаются решением многих социальных проблем населения,
-
поддерживают детские дома и детские образовательные учреждения,
-
реализуют различные программы в сфере образования, стипендиальные программы,
-
поддерживают медицинские учреждения и пр.
По мнению российских экспертов, многие компании относятся к таким затратам как к социальным инвестициям. Основными направлениями здесь являются: материальная поддержка граждан; улучшение условий труда и работы с персоналом; инвестирование или строительство социальных объектов, объектов инфраструктуры; спонсирование массовых мероприятий в области культуры и спорта; поддержка образования; сохранение культуры и традиций коренных народов Арктики и др.
Сложности на пути реализации принципов КСО в российской Арктике
Первая проблема состоит в том, что в России можно выделить три типа компаний, по-разному относящихся к политике КСЭО. В первую группу входят компании, которые являются участниками Глобального договора ООН, которые, соответственно, инкорпорированы в международную деятельность (например, «Газпром», «Газпром нефть», «Новатэк», «Лукойл»). Обычно это крупные компании, которые регулярно отчитываются по стандартам ESG и, как результат, эти имеют более эффективные показатели. В качестве примера можно привести «Норникель», который проводит аудит по отраслевым стандартам, активно взаимодействует с клиентами по актуальным вопросам и ориентируется на их запросы и потребности.
Во вторую группу входят закрытые, вертикально интегрированные компании – они адаптировали определенные механизмы КСЭО, заключают соглашения с КМНС, занимаются восстановлением экосистемы, но речь не идет о следовании международным стандартам. Эти компании обычно защищены государственными мерами, не зависят от рынка и спроса клиентов.
Наконец, третья группа – это преимущественно мелкие компании, занимающиеся золотодобычей и добычей угля. Они, в целом, не соблюдают даже российские стандарты в области КСЭО, действуют как временщики, реализуют свои проекты несмотря на протесты населения.
Другая проблема: российские исследователи пишут о слабом контакте между добывающими компаниями в Арктике и коренными малочисленными народами, проживающими на данной территории. В этом контексте важным шагом стало принятие в 2021 году «Стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации». Данный стандарт закрепляет «перечень принципов, рекомендованных к использованию резидентами Арктической зоны РФ при организации взаимодействия с коренными малочисленными народами Российской Федерации в местах их традиционного проживания и (или) осуществления традиционной хозяйственной деятельности».
Документ, несомненно, установил определенные правила взаимоотношений между бизнесом и коренными народами АЗРФ, а также корпоративной отчетности в этой области. Однако из-за рекомендательного характера он вряд ли в полной степени поможет наладить необходимый контакт между бизнесом и коренными народами. Поэтому требуется принятие обязательного к исполнению документа, регулирующего отношения этих двух групп.
Адекватная оценка деятельности компаний в социальной и экологической сферах
По мнению российского исследователя А.А. Сергунина, «одним из способов повышения эффективности управленческой политики в сфере развития КСЭО и в целом устойчивого развития АЗРФ является адекватная оценка деятельности компаний в социальной и экологической сферах, что можно сделать на основе системы индикаторов, сведенной в интегрированный индекс эффективности КСЭО». В этом направлении уже ведется активная работа. Так, например, Экспертный центр ПОРА совместно с Московским государственным университетом (МГУ) с 2018 года ежегодно составляют рейтинг устойчивого развития компаний, работающих в российской Арктике «Полярный индекс». Целью данного рейтинга является оценка соответствия деятельности российских компаний, работающих на территории АЗРФ, принципам устойчивого развития.
Перспективы развития на ближайшее время
Практика КСО в России, в целом, и в АЗРФ, в частности, набирает обороты в своем развитии – на основе собственного советского опыта, зарубежного опыта западных арктических стран, международных стандартов в области КСО формируется российская модель КСО, имеющая «смешанный» характер.
Несмотря на ведущую роль государства в социальной политике, с каждым годом российский бизнес все активнее вовлекается в данный процесс, что обусловлено определенным влиянием на российский бизнес международного бизнес-сообщества и собственного государства. В этом контексте становится важным найти баланс между интересами государства, общества и компаний, что требует от компаний прозрачности в отношении целей и задач их социальной политики.
Пока что многие эксперты отмечают слабость позиций российского гражданского общества в системе отношений в области КСО в России. Однако важность участия «третьей стороны» в этом процессе очевидна.
Задачи по налаживанию государственно-частного партнерства, повышению ответственности бизнеса перед населением АЗРФ, повышению уровня жизни населения и создания благоприятных условий для жизни, а также защиты арктической экосистемы поставлены на самом высоком уровне и определены в качестве ключевых в стратегических документах РФ.