Ольга Старцева: арктическим проектам пора внедрять цифровые экологические паспорта
Арктика становится территорией с повышенным уровнем экологической ответственности – к ставкам платы за НВОС в 2026 – 2030 годах здесь планируется применять дополнительный коэффициент 2.0
Распоряжением Правительства РФ от 1 сентября 2025 г. № 2409-р утверждены ставки за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которые будут применяться в 2026–2030 годах. Согласно проекту постановления Правительства РФ (ID 02/07/10-25/00160934), подготовленного Минприроды 3 октября 2025 года, планируется установить дополнительные коэффициенты к ставкам. В частности, в отношении территорий и объектов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к ставкам платы за НВОС в 2026–2030 годах планируется применять дополнительный коэффициент 2.0. Комментирует эксперт ПОРА Ольга Старцева, член Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, председатель РОО «Уральская экологическая экспертиза».
Можно констатировать: Арктика становится территорией с особым, повышенным уровнем экологической ответственности. Бизнесу необходимо использовать оставшееся до 2026 года время для адаптации: проводить технологический аудит, разрабатывать программы повышения экологической эффективности и рассматривать природоохранные инвестиции не как затраты, а как ключевой элемент долгосрочной устойчивости в условиях ужесточающегося законодательства.
В условиях Арктики, где цена ошибки многократно возрастает, такой инструмент как цифровой паспорт, особенно необходим. Платить меньше законным способом с помощью разработки цифрового паспорта можно за счет:
-
инструментального мониторинга в режиме, близком к реальному времени, что исключает использование завышенных расчетных методик и "переплату" из-за неточных данных;
-
автоматического контроля соблюдения нормативов (ПДВ, ПДС), приближения к лимитам, что позволит вовремя скорректировать работу и избежать колоссальных штрафов за сверхлимитное загрязнение;
-
анализа, на каких именно процессах или объектах возникают максимальные нагрузки, что позволяет точечно направлять инвестиции в модернизацию (например, в более эффективные фильтры или замкнутые циклы воды). Например, если паспорт показывает, что 70% выбросов происходит из-за одного устаревшего агрегата, экономически обоснованным становится его замена, что резко снижает платеж, который теперь умножается на 2;
-
оптимизации логистики отходов и более точного планирования расходов;
-
использования данных для моделирования возможных аварийных ситуаций и их последствий, что позволит заранее укрепить слабые места и разработать более эффективные планы ликвидации ЧС.
Полностью оцифрованный, верифицированный массив данных по всем аспектам воздействия на окружающую среду делает отчетность перед Росприроднадзором прозрачной и легко проверяемой. Это минимизирует риски споров и доначислений платежей.
Кроме того, данные из паспорта являются бесспорным аргументом для руководства и акционеров при обосновании затрат на экологическую модернизацию, показывая прямую финансовую выгоду от снижения платежей с коэффициентом 2.0.
Внедрение цифрового экологического паспорта для арктического проекта —стратегическое решение, которое напрямую влияет на финансовую устойчивость в условиях коэффициента 2.0.