Сергей Никоноров: Трансарктический транспортный коридор имеет экономическое и стратегическое значение
СМП и ТТК рассматриваются как новая международная альтернатива Суэцкому каналу

Масштабные сентябрьские форумы: World Atomic Week и Восточный экономический форум (ВЭФ), – в 2025 году стали теми площадками, где прозвучали несколько идей о будущем Арктики. В частности, одной из тем стало обсуждение Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Это действительно важный и глобальный проект, который может изменить карту мировой торговли и даёт шанс увидеть, как северные города и весь арктический регион могут ожить, уверен Сергей Никоноров, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики устойчивого развития и природопользования, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики (Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова).
Трансарктический транспортный коридор (ТТК), пролегающий от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск и Северный морской путь (СМП) во Владивосток, называют одним из самых амбициозных инфраструктурных проектов современной России. Внимание президента Владимира Путина к маршруту доказывает: ТТК имеет не только экономическое, но и стратегическое значение. Ключевая важность развития ТТК в глобальном плане заключается в том, что он может стать основой для устойчивой транспортной системы, связывающей Европу, Азию и другие регионы.
В ходе Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», который проходил в марте 2025 года в Мурманске, президент сделал особый акцент на развитии ТТК, дав поручение разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную модель его формирования. А, выступая на пленарном заседании ВЭФ-2025, глава государства поручил правительству и Морской коллегии оценить целесообразность предложений по развитию этого транспортного коридора.
Некоторые аспекты важности ТТК:
· Экономическая значимость. Коридор укрепляет экономический потенциал России за счёт увеличения грузопотока, что обеспечивается экспортом углеводородов, минералов и транзитными перевозками.
· Геополитическая значимость. ТТК укрепляет позиции России как лидера в Арктике, обеспечивая контроль над ключевыми маршрутами и ресурсами в условиях глобальной конкуренции с США, Евросоюзом, Канадой и Китаем.
· Военно-стратегическая значимость. Маршрут подкрепляется усилением безопасности через участие Министерства обороны, других силовых структур и космической группировки, обеспечивающей навигацию и мониторинг Северного морского пути.
· Социально-экологический аспект. Проект включает повышение жизненного уровня жителей Арктической зоны России, поддержку коренных народов, сохранение их традиционного уклада и внедрение экологических стандартов для минимизации воздействия на арктическую экосистему.
ТТК нередко называют основным конкурентом Суэцкому каналу. По ряду параметров ТТК имеет серьёзные преимущества: например, с ним не случаются ситуации, когда Суэцкий канал перекрывает сломавшийся контейнеровоз. При этом даже при развитии арктического маршрута Суэцкий канал останется лидером по объёмам и круглогодичной стабильности.
Севморпуть — кратчайший морской маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Но расширение возможностей Севморпути невозможно без комплексного обновления транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Заполярья — именно поэтому в риторике появился термин «Трансарктический транспортный коридор». Это единая система, которая объединит морские, железнодорожные и автомобильные маршруты, обеспечив прямой выход грузов из Сибири и Урала на Севморпуть.
Проект ТТК дополняет Северный морской путь за счёт включения в него логистической инфраструктуры за пределами акватории СМП. Это порты Мурманска и Архангельска, железнодорожные и автомобильные магистрали, ведущие к северным портам, объекты на Дальнем Востоке — Приморье, Сахалин, Камчатка, а также потенциальные логистические площадки вдоль всей арктической дуги.
Основное содержание проекта — создание экономически эффективного, безопасного и сокращённого маршрута для транзитных перевозок между Европой и Азией. ТТК обеспечит гарантированный доступ к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки.
Востребованность маршрута уже сейчас высокая. СМП и ТТК рассматриваются как новая международная альтернатива Суэцкому каналу. Время доставки между Европой и Азией по Севморпути на 30% меньше, что делает маршрут особенно привлекательным на фоне перегруженности южных путей и геополитических рисков в регионе Персидского залива.
Компании из Китая и других стран Азии уже проводят пилотные рейсы, оценивают маршруты и планируют расширение арктических перевозок в период летне-осенней навигации. Другие зарубежные компании также оценивают возможность перевозить грузы из Азии в Европу более коротким арктическим путём.
К 2030 году прогнозируется рост грузопотока по ТТК до 109 млн тонн в год благодаря экспорту углеводородов, минералов и транзитных грузов. Планируется ввод новых ледоколов и арктических портовых мощностей, создание единой цифровой платформы управления перевозками и активное участие в проекте российских и зарубежных компаний.
Первоочередные задачи проекта ТТК включают:
· Формирование полноценной транспортной инфраструктуры. Это не только развитие портовой и судоходной составляющих, но и создание наземной, воздушной и цифровой логистической сети, обеспечивающей бесперебойные перевозки.
· Создание системы преференций, льгот и специальных возможностей. Она позволит реализовать как приоритетные национальные задачи, так и крупные инвестиционные проекты.
· Экологическая составляющая. Её цель — сохранить уникальную природу арктической зоны, чьё состояние напрямую влияет на климат всей планеты.
· Развитие судостроения, строительство арктического, дноуглубительного и ледокольного флота. Без этих факторов круглогодичное использование ТТК невозможно.
· В долгосрочной перспективе предстоит решить, в частности, следующие задачи:
· Актуализация Транспортной стратегии страны с учётом новых приоритетов — развития внутренних водных путей и ТТК.
· Использование беспилотных технологий при создании транспорта для Северного морского пути и ТТК.
· Создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Она должна решить минимум две задачи: сократить количество документов, оформляемых на бумаге, и перевести все документы в электронный вид.
Возможности, которые даст диверсификация транспортных и грузовых потоков по ТТК российской экономике, включают:
· Обеспечение экономического роста и национальной безопасности в Арктической зоне России.
· Обеспечение свободного выхода в Мировой океан в условиях растущей геополитической напряжённости.
· Гарантированный доступ к странам, с которыми у России активно развиваются торговые связи.
· Укрепление позиций России в мировом экономическом пространстве и обеспечение стабильности национальной экономики.
 
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Представителям СМИ:  редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.