Сейчас в Мурманске

15:50
18+

Сергей Никоноров: Трансарктический транспортный коридор имеет экономическое и стратегическое значение

СМП и ТТК рассматриваются как новая международная альтернатива Суэцкому каналу

Северный морской путь Арктический транспорт Трансарктический транспортный коридор
30 сентября, 2025, 12:51
Сергей Никоноров: Трансарктический транспортный коридор имеет экономическое и стратегическое значение

Масштабные сентябрьские форумы: World Atomic Week и Восточный экономический форум (ВЭФ), – в 2025 году стали теми площадками, где прозвучали несколько идей о будущем Арктики. В частности, одной из тем стало обсуждение Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Это действительно важный и глобальный проект, который может изменить карту мировой торговли и даёт шанс увидеть, как северные города и весь арктический регион  могут ожить, уверен Сергей Никоноров, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики устойчивого развития и природопользования, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики (Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова).

Трансарктический транспортный коридор (ТТК), пролегающий от Санкт-Петербурга через Мурманск, Архангельск и Северный морской путь (СМП) во Владивосток, называют одним из самых амбициозных инфраструктурных проектов современной России. Внимание президента Владимира Путина к маршруту доказывает: ТТК имеет не только экономическое, но и стратегическое значение. Ключевая важность развития ТТК в глобальном плане заключается в том, что он может стать основой для устойчивой транспортной системы, связывающей Европу, Азию и другие регионы.

В ходе Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», который проходил в марте 2025 года в Мурманске, президент сделал особый акцент на развитии ТТК, дав поручение разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную модель его формирования. А, выступая на пленарном заседании ВЭФ-2025, глава государства поручил правительству и Морской коллегии оценить целесообразность предложений по развитию этого транспортного коридора.

Некоторые аспекты важности ТТК:

·       Экономическая значимость. Коридор укрепляет экономический потенциал России за счёт увеличения грузопотока, что обеспечивается экспортом углеводородов, минералов и транзитными перевозками.

·       Геополитическая значимость. ТТК укрепляет позиции России как лидера в Арктике, обеспечивая контроль над ключевыми маршрутами и ресурсами в условиях глобальной конкуренции с США, Евросоюзом, Канадой и Китаем.

·       Военно-стратегическая значимость. Маршрут подкрепляется усилением безопасности через участие Министерства обороны, других силовых структур и космической группировки, обеспечивающей навигацию и мониторинг Северного морского пути.

·       Социально-экологический аспект. Проект включает повышение жизненного уровня жителей Арктической зоны России, поддержку коренных народов, сохранение их традиционного уклада и внедрение экологических стандартов для минимизации воздействия на арктическую экосистему.

ТТК нередко называют основным конкурентом Суэцкому каналу. По ряду параметров ТТК имеет серьёзные преимущества: например, с ним не случаются ситуации, когда Суэцкий канал перекрывает сломавшийся контейнеровоз. При этом даже при развитии арктического маршрута Суэцкий канал останется лидером по объёмам и круглогодичной стабильности.

Севморпуть — кратчайший морской маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Но расширение возможностей Севморпути невозможно без комплексного обновления транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Заполярья — именно поэтому в риторике появился термин «Трансарктический транспортный коридор». Это единая система, которая объединит морские, железнодорожные и автомобильные маршруты, обеспечив прямой выход грузов из Сибири и Урала на Севморпуть.

Проект ТТК дополняет Северный морской путь за счёт включения в него логистической инфраструктуры за пределами акватории СМП. Это порты Мурманска и Архангельска, железнодорожные и автомобильные магистрали, ведущие к северным портам, объекты на Дальнем Востоке — Приморье, Сахалин, Камчатка, а также потенциальные логистические площадки вдоль всей арктической дуги.

Основное содержание проекта — создание экономически эффективного, безопасного и сокращённого маршрута для транзитных перевозок между Европой и Азией. ТТК обеспечит гарантированный доступ к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки.

Востребованность маршрута уже сейчас высокая. СМП и ТТК рассматриваются как новая международная альтернатива Суэцкому каналу. Время доставки между Европой и Азией по Севморпути на 30% меньше, что делает маршрут особенно привлекательным на фоне перегруженности южных путей и геополитических рисков в регионе Персидского залива.

Компании из Китая и других стран Азии уже проводят пилотные рейсы, оценивают маршруты и планируют расширение арктических перевозок в период летне-осенней навигации. Другие зарубежные компании также оценивают возможность перевозить грузы из Азии в Европу более коротким арктическим путём.

К 2030 году прогнозируется рост грузопотока по ТТК до 109 млн тонн в год благодаря экспорту углеводородов, минералов и транзитных грузов. Планируется ввод новых ледоколов и арктических портовых мощностей, создание единой цифровой платформы управления перевозками и активное участие в проекте российских и зарубежных компаний.

Первоочередные задачи проекта ТТК включают:

·       Формирование полноценной транспортной инфраструктуры. Это не только развитие портовой и судоходной составляющих, но и создание наземной, воздушной и цифровой логистической сети, обеспечивающей бесперебойные перевозки.

·       Создание системы преференций, льгот и специальных возможностей. Она позволит реализовать как приоритетные национальные задачи, так и крупные инвестиционные проекты.

·       Экологическая составляющая. Её цель — сохранить уникальную природу арктической зоны, чьё состояние напрямую влияет на климат всей планеты.

·       Развитие судостроения, строительство арктического, дноуглубительного и ледокольного флота. Без этих факторов круглогодичное использование ТТК невозможно.

·       В долгосрочной перспективе предстоит решить, в частности, следующие задачи:

·       Актуализация Транспортной стратегии страны с учётом новых приоритетов — развития внутренних водных путей и ТТК.

·       Использование беспилотных технологий при создании транспорта для Северного морского пути и ТТК.

·       Создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Она должна решить минимум две задачи: сократить количество документов, оформляемых на бумаге, и перевести все документы в электронный вид.

Возможности, которые даст диверсификация транспортных и грузовых потоков по ТТК российской экономике, включают:

·       Обеспечение экономического роста и национальной безопасности в Арктической зоне России.

·       Обеспечение свободного выхода в Мировой океан в условиях растущей геополитической напряжённости.

·       Гарантированный доступ к странам, с которыми у России активно развиваются торговые связи.

·       Укрепление позиций России в мировом экономическом пространстве и обеспечение стабильности национальной экономики.


 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

Представителям СМИ:  редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.


далее в рубрике