Виктория Пестова – о новом этапе российско-китайского сотрудничества в Арктике
Северный морской путь начинает восприниматься международным партнёром как стабильная и прогнозируемая логистическая альтернатива
В двадцатых числах ноября 2025 года с официальным визитом в городе Архангельске совместно с делегацией деловых кругов Китайской Народной Республики находился генконсул КНР в Санкт-Петербурге Ло Чжаньхуэй. РФ и КНР выражают заинтересованность в поддержании Арктического региона как зоны мира и стабильности, подчеркивая важность конструктивных переговоров, причём развитие сотрудничества между странами в области логистики является сегодня одним из важнейших направлений двусторонних отношений, отмечает эксперт ПОРА Виктория Пестова, начальник управления реализации арктических проектов Минэкономпромнауки Архангельской области.
Развитие и укрепление партнерских связей с Китаем является важным направлением внешней политики России. Современный уровень российско-китайского взаимодействия способствует укреплению добрососедских отношений и обеспечению устойчивого прогресса обоих государств. Политический курс, направленный на сотрудничество, отличается стабильностью и долговременностью. Северный морской путь, проходящий вдоль арктического побережья России, играет ключевую роль в обеспечении связи между Азией и Европой, сокращая маршруты доставки грузов и уменьшая затраты на транспортировку.
Россия активно развивает инфраструктуру СМП, включая строительство портов, ледокольного флота и улучшение навигационных условий. Китай проявляет интерес к использованию этого маршрута для увеличения объемов морских грузоперевозок, особенно в условиях роста глобальной торговли и повышения значимости Арктики как стратегической зоны экономического развития. Сотрудничество в этой области способствует укреплению экономических связей между странами и повышению конкурентоспособности национальных транспортных систем на мировом рынке.
Китайская Народная Республика является ключевым торгово-экономическим партнером Архангельской области, обеспечивая практически половину всего внешнеторгового оборота региона. Одним из ключевых приоритетов развития является сотрудничество в сфере логистики и наращивание перевозок между морским портом Архангельск и базовыми портами КНР с использованием трассы Северного морского пути.
Морской порт Архангельск является одной из важнейших точек Трансарктического транспортного коридора и Северного морского пути. Порт оснащен современной техникой и оборудованием, позволяющим обрабатывать крупные партии грузов и обеспечивать высокий уровень сервиса, что делает его привлекательным для иностранных партнеров, заинтересованных в расширении своего присутствия на российском рынке и участии в глобальных торговых потоках.
Ярким примером взаимодействия нашего региона с китайскими партнерами является мультимодальный логистический проект «Арктический экспресс №1», соединяющий Москву и Архангельск с Китаем единым логистическим маршрутом по железной дороге и Северному морскому пути. В навигации прошлого и текущего года выполнено 7 импортных и 7 экспортных рейсов, объем перевозок достиг порядка 17,5 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.
«Арктический экспресс» стал драйвером развития контейнерных перевозок через морской порт Архангельск. В 2024 году Архангельский порт показал рекорд перевалки контейнерных грузов за последние 7 лет – 230 тысяч тонн, или около 16 тысяч контейнеров. Это почти в 30 раз выше уровня 2017 года.
Сегодня совершенно точно можно сказать, что Северный морской путь начинает восприниматься международными партнёрами как стабильная и прогнозируемая логистическая альтернатива, способная обеспечить поток не только ресурсов, но и обрабатываемых грузов, готовой продукции, контейнеров.
Развитие СМП в рамках российско-китайских отношений – это не вопрос моды или геополитики. Это вопрос экономической устойчивости, инфраструктурного суверенитета и способности наших стран осваивать эффективные глобальные логистические решения.
Генконсул в ходе визита также подчеркнул нацеленность китайской стороны на долгосрочное сотрудничество с Архангельской областью – не только в сфере организации морских грузоперевозок, но и реализации проектов, направленных на комплексное развитие Архангельского транспортного узла. Среди них – строительство глубоководного района морского порта Архангельск, который обеспечит надежный маршрут движения экспортных и импортных грузов в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит ему стать не только одним из стратегических объектов инфраструктуры Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора, но и ключевым элементом опорной зоны развития Арктики.