Америка и Китай в Арктике: три китайских ледокола ходят по СМП, американские – планируются и строятся
На прошлой неделе американские и китайские СМИ рассказали об арктических планах государств
Фото: Вадим Балакин / GeoPhoto
Эйдан Пауэрс-Риггс (Aidan Powers-Riggs), специалист по Китаю Центра стратегических и международных исследований США, побеседовал на прошлой неделе с изданием USNI News – некоммерческой новостной службой Военно-морского института США, и рассказал, что Китай, описывающий себя как «приарктическую державу», «наращивает физическое присутствие в Арктике посредством коммерческой и научной деятельности», и что эти шаги являются «ключом к сохранению влияния и защите своих интересов там», которые включают разработку полезных ископаемых и поиск источников энергии.
В свою очередь, гонконгское издание South China Morning Post, сославшись на журнал Newsweek, использовавший данные по отслеживанию судов MarineTraffic, подтвердило информацию о «физическом присутствии» китайских судов в арктических водах: этим летом Китай впервые отправил в арктические моря три своих ледокола. Один ледокол – «Сюэ Лун 2» – вышел из порта Китая 5 июля, прошел по Северному морскому пути, посетил Мурманск и сейчас находится в Баренцевом море. Другой – «Цзи Ди» – ушел из Китая 6 августа и сейчас следует по арктическим водам вдоль границы между Чукоткой и северо-западным побережьем Аляски. «Цзи Ди» – ледокол нового поколения, только в июне введенный в эксплуатацию. Третий ледокол, «Чжун Шань Да Сюэ Цзи Ди», покинул Китай 27 июля и сейчас тоже следует по Чукотскому морю.
Кроме научных целей в Арктике, Китай хочет использовать Северный морской путь (СМП) для коммерческих поставок грузов и нефти – в качестве более безопасной и быстрой альтернативы проходу по Красному морю. Северный морской путь сокращает время доставки до 33-35 дней – по сравнению с 45 днями при маршруте через Суэцкий канал и 55 днями при обходе Африки.
СМП обычно свободен ото льда с конца июня до середины ноября. А в 2025 году Китай планирует начать строительство еще одного мощного судна – первого китайского полярного исследовательского ледокола на котором, согласно китайской газете Global Times, – «Китай сможет работать круглый год в полярных условиях для углубленных научно-исследовательских миссий».
В настоящее время большинство действующих ледоколов эксплуатируются Россией, США, Канадой, Финляндией, Швецией и Данией. Среди них Россия является единственной страной в мире с атомными ледоколами. По словам китайского конструктора-судостроителя, в краткосрочной перспективе между Китаем и традиционными странами-лидерами в ледокольном строительстве все еще существует значительный разрыв.
Что же касается американских ледоколов – в последнем отчете Бюджетного управления Конгресса говорится, что смета в размере 3,2 млрд долларов на строительство трех тяжелых ледоколов находится на рассмотрении. США требуется три ледокола, способных ломать лед толщиной более 2 метров, и три средних ледокола, способных ломать лед толщиной до 1,5 метра.
Первый из построенных ледоколов заменит единственный в стране действующий тяжелый ледокол USCGC Polar Star, который сейчас готовится к миссии в Антарктику.