Сейчас в Мурманске

13:57 -4 ˚С Погода
18+

Британский интерес в Арктике

Скрывая истинные цели, Лондон якобы печется о мире и экологии, ставя во главу угла благовидные предлоги. Но решать поставленные задачи британцы намерены путем привлечения своих ВМС и морской пехоты в арктический регион. 

Владимир Ераносян
5 ноября, 2021 | 18:36

Британский интерес в Арктике
Фото: Jordhan Madec / Unsplash


Какие цели Лондон преследует в Арктике

Когда британские официальные лица заявляют, что Великобритания намерена занять лидирующие позиции в Арктике, они тут же оговариваются, что имеют в виду первенство среди стран, не входящих в Арктический совет. Что это? Обычная геополитическая конкурентная борьба с давним соперником — Францией, активно участвующей в экономической деятельности в регионе через свои нефтяные и газовые консорциумы, либо попытка затушевать фантомные боли по утраченной империи?

Если будущие торговые морские пути и развитие энергетической инфраструктуры, другие виды хозяйственной деятельности в регионе британцев не интересуют, то откуда берутся планы, отраженные, к примеру, в докладе "Beyond the Ice: UK policy towards the Arctic" («За льдами: политика Британии в отношении Арктики»)? 

Публикации департамента полярных регионов британского министерства иностранных дел (такой отдел внутри британского МИД активно функционирует) всегда согласуются с военными. Защиту своего глобального влияния в мире Британия видит в проникновении во все регионы, включая Арктику. Экспансия ведется под предлогом защиты коренного населения Арктики и окружающей среды, содействия процветанию региона. 

Скрывая истинные цели, Лондон якобы печется о мире и экологии, ставя во главу угла благовидные предлоги. Но решать поставленные задачи британцы намерены путем привлечения своих ВМС и морской пехоты в арктический регион. 


Навязчивый друг

Одной из «первых ласточек» стало решение Лондона направить в Норвегию на 10 лет 800 морских пехотинцев и спецназовцев. В их распоряжение предоставлены бронетранспортеры «Викинг» Мк2, произведенные компанией BAE Systems Hagglunds (шведским подразделением британской компании BAE Systems).  

Казалось бы, Лондон просто догоняет «коллег по НАТО» — морпехов США и военных Нидерландов, которые давно присутствуют в Норвегии.  Но это лишь видимая часть айсберга. Решение Норвегии предоставить свои порты для кораблей и подводных лодок стран-членов Северо-Атлантического Альянса открывают для Британии новые перспективы. Удобные причалы, скрытые фьордами, дают британцам преимущества — они ближе всех к региону, хоть и находятся «вне льда» ("Beyond the Ice").

Демонстрация флага  выражается не только в усилении патрулирования  подводных лодок Британии в Арктике. Британия периодически направляет в Норвегию по несколько тысяч своих военнослужащих на так называемые «силовые тренировки» и утверждает, что стремится к защите, внимание, норвежских интересов. Нужен ли Осло такой навязчивый друг? 

С такими друзьями, как говорится, и врагов не надо. С учетом того, что норвежские гражданские порты используются как пункты базирования чужестранного флота и автоматически становятся  мишенями как стратегические объекты НАТО, потенциально способные наносить ракетные удары по нашей территории, пословица весьма актуальна… 

Отслеживать движение российских подводных лодок британцы намерены при помощи патрульных противолодочных самолетов Boeing P-8 Poseidon, британские же субмарины планируется «загонять» под шельфовые ледники. То есть ограничиваться акваторией Норвежского моря британцы не собираются. 

Подпевает планам своего оборонного ведомства и британский парламент. Доклад подкомитета по обороне парламента «По тонкому льду: оборона Соединенного Королевства в Арктике» содержал выводы, призывающие правительство «восстановить свое оборонное лидерство в регионе». Для этих целей Лондон органично консолидируется с Вашингтоном, продвигающим идею интернационализации Северного морского пути.


49672171652_8f05ccbd27_k.jpg

Boeing P-8 Poseidon. Фото: FotoSleuth / Flickr / CC BY 2.0


Примеры успешного сотрудничества

А ведь можно вспомнить те времена, когда Англия искала совершенно иные пути для выстраивания отношений с Россией. Были благодатные торговые связи, выгодные для обеих стран. Исторически Англия была одним из главных торговых партнеров Новгорода Великого. 

Британцы ведут отсчёт своего присутствия в Арктике именно с XVI века благодаря торговым взаимодействиям на Севере России. Называя себя «ближнеарктическим» государством с учётом географического положения страны, англичане не лукавят.  Самая северная точка Шотландии  мыс Херманесс расположена на широте Санкт–Петербурга. К слову, северная граница экономической (двухсотмильной) зоны Шетландских островов действительно находится недалеко от Полярного круга. 

Но ведь этих геоданных и сходства ландшафта недостаточно, чтобы объявлять притязания и строить стратегию внедрения в регион с опорой на собственные ВМС и кооперацию с США и НАТО. В этом смысле Британия проявляет милитаристскую кондовость и узколобую неэффективную прямолинейность, даже не стараясь оказать «финансовые услуги лондонского Сити» для развития инфраструктурных проектов по освоению месторождений арктического шельфа, что было бы намного выгоднее и результативнее для Великобритании. 

И как стыкуется агрессивная риторика Лондона с планами британско-нидерландского нефтегазового концерн Royal Dutch Shell? Концерн  принял решение свернуть бурение на американском шельфе в Арктике, при этом Royal Dutch Shell активно участвует в разработке российского Сахалинского шельфа (доля в проекте 27,5 %, а одним из партнёров является  ОАО «Газпром»). 

Явная амбивалентность! Ведь этот нефтегазовый гигант участвует и в освоении месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50-процентная доля в одном из проектов).  Кроме того, Royal Dutch Shell принадлежат лицензии на разведку и добычу на участках Северный Воркутинский 1, Северный Воркутинский 2 и Сыряга в республике Коми. На долю концерна приходится около 20 % всего импорта моторных масел в Россию.  

Shell заправляет топливом более 30 авиакомпаний в аэропорту Домодедово. По всей России у англичан функционирует широкая сеть АЗС (более 100 заправок), открыт  завод смазочных материалов Shell, где планируется производить 200 млн литров продукции в год. Выходит, крупный британский бизнес ищет собственные пути взаимодействия с Россией, которые зачастую входят в противоречие с транслируемой стратегией Правительства Британии. 


AnyConv.com__download (5).jpg

Фото: Газпромнефть


Не остаться за льдами

Значит ли это, что истинные движители британской политики вовсе не английские бизнесмены, а заокеанские «решалы»? А ведь в основе британской арктической политики должна лежать не география, не интересы Вашингтона, а экономика, не геополитические амбиции, а холодный финансовый расчёт. 

Тогда политика изменится как по содержанию, так и по форме, и Соединённое Королевство сможет стать одним их выгодоприобретателей расширения арктической навигации и совершенствования логистической инфраструктуры. 

Допускать в Арктику потенциального военного соперника, изначально имеющего планы подорвать безопасность нашего государства, Россия не захочет. Не потому ли бизнес Британии регистрируется в офшорах, давно стал транснациональным и имеет штаб-квартиры не только в Лондоне… Это дает право на контакты в обход собственным властям.

Арктическое направление в британском правительстве отныне одно из главных. Созданы целые структуры по арктическим вопросам, и они функционируют не только внутри министерства иностранных дел. Существует и некая «Арктическая сеть», которая организует межведомственную координацию с департаментами климата, энергетики, бизнеса, транспорта и обороны. Но если есть координация действий с бизнесом, то не все пропало. Не так ли?

Арктическое партнёрство России и Британии в сфере экономики может растопить лед. Хоть Британия и считает, что находится «вне льда» или «за льдами», как зафиксировано в названии нашумевшего доклада департамента полярных регионов МИД Британии… А зря.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic


далее в рубрике