Дональд Трамп, 48 ледоколов, ажиотаж СМИ и внимание аудитории
На фразу президента США «мы сейчас заказываем 48 ледоколов» не отреагировало ни одно американское СМИ, зато отозвались все российские

Изображение: Модель Kandinsky
На прошлой неделе президент Соединённых Штатов Америки Дональд Трамп провёл встречу с генеральным секретарём НАТО Марком Рютте, в недавнем прошлом – премьер-министром Нидерландов и лидером праволиберальной Народной партии за свободу и демократию. На встрече Дональд Трамп в свойственной ему манере высказался в том числе и на тему Арктики – о принадлежности Гренландии, о Канаде в качестве нового штата Америки, о российских действиях и американских потребностях в макрорегионе. На сайте Белого дома приведена стенограмма встречи, которую Дональд Трамп назвал «немного – шоу». На этом «немного шоу» президент США сказал фразу «мы сейчас заказываем 48 ледоколов», на которую не отреагировало ни одно американское СМИ, зато отозвались все российские. GoArctic следит за повесткой и, в частности, публиковал мнения экспертов и исследовательские материалы по темам возможной аннексии Гренландии и присоединении Канады, которые были озвучены Дональдом Трампом в прошлом году после инаугурации. Тем интереснее контекст и эхо.
Немного предыстории
Тема ледоколов – давняя для Трампа: по словам Defense News, среди приоритетов, обозначенных им во время первого срока на посту президента, была необходимость укрепления ледокольного флота Америки. В 2020 году Дональд Трамп обозначил, что стране нужен ледокольный флот, который должен быть готов к 2029 году. Командующая Береговой охраной США адмирал Линда Фейган отметила в ноябре прошлого года, что Вашингтон все еще далёк от этой цели: «У нас есть один тяжелый ледокол… [У России] намного больше, чем один. Почти 40».
Поскольку у Америки мало компетенций в строительстве ледоколов, – США не проектировали и не строили тяжелые ледоколы с 1970-х годов, – в июле 2024 года, при президенте Джо Байдене, было заключено соглашение Icebreaker Collaboration Effort (ICE Pact) между США, Финляндией и Канадой о совместном строительстве ледоколов и объединении арктических знаний, ресурсов и опыта. К тому же канадская верфь Davie в 2023 году приобрела финскую Helsinki Shipyard Oy, которая произвела почти половину всех ледоколов мира. Сама Канада в последние годы построила шесть арктических патрульных кораблей, и еще два на подходе, хоть это и суда малого ледового класса.
А в январе 2025-го на пресс-конференции Дональд Трамп одновременно объявил о том, что «он хотел бы, чтобы Канада стала 51-м штатом [Америки]», о намерении заказать около 40 ледоколов для Береговой охраны США и тут же высказав реакцию на свой внутренний диалог: «И вдруг Канада хочет свою часть сделки. Я говорю: “Зачем нам это?”»
При всех особенностях авторской риторики Дональда Трампа, стороны, участвующие в ICE Pact, пока придерживаются соглашения о сотрудничестве.
Канадская Davie, которая уже купила финскую верфь, планирует приобрести и американскую, позиционируя себя как важнейшего отраслевого партнера в трехстороннем ICE Pact, и задумав превратить одно из своих предприятий в крупнейший универсальный центр судостроения в Северной Америке. В 2024 году компания Davie подписала два контракта с этой целью: один с американской фирмой Pearlson & Pearlson Inc., а другой – с канадским лидером в области строительства Dinamo – для модернизации площадки с целью поставки семи тяжелых ледоколов и двух гибридных паромов.
В начале марта 2025-го правительство Канады объявило о планах построить два новых арктических ледокола для канадской береговой охраны. Первый контракт стоимостью 3,2 млрд канадских долларов (2,2 млрд долларов США) достался верфи Seaspan, которая должна начать процесс строительства в апреле. Второй ледокол стоимостью $3,3 млрд будет построен компанией Davie. Ожидается, что строительство будет завершено к 2030 году. Обе компании являются ключевыми игроками Национальной стратегии судостроения Канады — долгосрочного проекта, направленного на модернизацию федерального флота.
А 13 марта 2025 года на встрече Дональда Трампа с Марком Рютте между словами о том, что «отдельность» Канады – это просто черта, случайно проведенная на карте, а притязания Дании на Гренландию недостоверны, – Трамп опять произнёс фразу о заказе ледоколов, теперь – 48-ми. Зарубежные СМИ не заметили эту фразу, потому что ни 40 упомянутых в январе ледоколов, ни 48 мартовских – не самое реалистичное и актуальное в монологах президента США. Канадские судостроители назвали эти планы фантастикой, российские отвели на их реализацию 50 лет.
Фрагмент стенограммы встречи Дональда Трампа и Марка Рютте
Дональд Трамп: «Честно говоря, Канада работает только как штат. Нам не нужно ничего из того, что есть у них. Как штат, это был бы один из величайших штатов.
Если вы посмотрите на карту, они нарисовали искусственную линию прямо через неё – между Канадой и США. Просто прямая искусственная линия. Кто-то сделал это давным-давно – много-много десятилетий назад – и это не имеет смысла.
Это так прекрасно, как великий и лелеемый штат, сохраняющий «О, Канада» – национальный гимн. Мне это нравится. Я думаю, это здорово. Сохраните его, но это будет для штата. Один из наших величайших штатов. Возможно, наш величайший штат.
Мы им [Канаде] нужны. Они нам на самом деле не нужны. И мы должны это сделать. Извините, мы должны это сделать».
«Марк [Рютте] упомянул слово “ледокол”. Так вот, мы сейчас заказываем 48 ледоколов, и Канада хочет знать, смогут ли они их использовать. Я сказал: “Ну, знаете, вам придется за них заплатить”. Подумайте об этом, Канада. Мы платим за их вооружённые силы. Знаете, Канада очень мало платит за свои вооружённые силы, потому что они думают, что мы их защитим, – даже с ледоколами.
Итак, мы собираемся заказать 48, и Канада хочет участвовать в сделке. Я говорю: “Вы должны иметь свои собственные ледоколы. То есть, если вы штат [США], вы можете участвовать в сделке, но если вы отдельная страна, вы должны получить свои собственные ледоколы”.
У России, как вы знаете, их около 40, а у нас один большой ледокол. Но вся эта [арктическая] область становится очень важной по многим причинам. Маршруты [СМП], вы знаете, очень прямые в Азию, в Россию, и у вас есть корабли повсюду. И мы должны иметь защиту. Поэтому нам придётся заключить сделку на этот счет.
А Дания на это не способна. Знаете, Дания находится очень далеко, и ей действительно нечего делать.
Что произошло [с Гренландией]? [Датская] лодка высадилась там [в Гренландии] 200 лет назад или что-то в этом роде, и они [Дания] говорят, что у них есть на это [на Гренландию] права. Я не знаю, правда ли это. Я не думаю, что это так.
Но мы имели дело с Данией. Мы имеем дело с Гренландией. И мы должны это [аннексию] сделать. Нам это действительно необходимо для национальной безопасности. Я думаю, именно поэтому НАТО, возможно, придётся в какой-то мере вмешаться, потому что Гренландия действительно нужна нам для национальной безопасности. Это очень важно.
Знаете, у нас уже есть пара баз в Гренландии, и у нас довольно много солдат, которые – возможно, вы увидите, как туда отправляется все больше и больше солдат. Не знаю.
Что ты думаешь об этом, Пит? Не отвечай, Пит. Не отвечай на этот вопрос.
Но у нас есть базы, и у нас уже довольно много солдат в Гренландии».