Сейчас в Мурманске

16:43 5 ˚С Погода
18+

Финские и норвежские программы развития Арктики

Как скандинавские страны развивают свои северные территории

Стратегии развития Арктики Нероссийская Арктика Финляндия Норвегия
Денис Ивановский
7 мая, 2024 | 19:34

Финские и норвежские программы развития Арктики

Фото: Deposit photos


Финляндия: государственная и региональные стратегии при участии ЕС

Активно заниматься Арктикой Финляндия начала в начале 2000-х годов. Именно финскому правительству принадлежит идея «Северного измерения» – программы Европейского союза по сотрудничеству в Арктике. Кроме того, Финляндия была и остаётся наиболее активным членом Арктического совета. Вся эта работа хоть и приносила свои плоды, но не имела системного характера – на государственном уровне отсутствовала единая стратегия развития Арктики.

Первая арктическая стратегия Финляндии была оформлена и принята в 2013 году. В документе страна представляла себя активным участником арктической деятельности, уделяя приоритетное внимание «продвижению» бизнеса в регионе и экологическим проблемам. Тогда же начали появляться региональные программы развития Арктики – аналог национальных проектов арктической зоны России.

В 2021 году стратегия была обновлена на ныне действующую со сроком планирования в 9 лет. Стратегический курс страны принципиально не изменился, но документ чётко описывает приоритеты и задачи Финляндии в арктическом регионе. Именно от них и отталкиваются текущие программы – создание региональных центров коренных народов, диверсификация экономики, адаптация промышленного производства к климатическим изменениям, развитие инфраструктуры и логистики в труднодоступных районах Заполярья. На основе арктической стратегии в Финляндии принимается закон «О региональном развитии», который конкретизирует механизмы поддержки северных территорий.

Непосредственно «помощь» северным территориям Финляндии осуществляется на основе провинциальных программ и планов (в том числе программ региональных структурных фондов Европейского Союза), которые формируются консорциумами муниципалитетов на срок в четыре года в соответствии с долгосрочными целями, определяемыми как раз законом «О региональном развитии» и арктической стратегией.

В 2000-х годах программы чаще всего были направлены на финансирование предпринимателей, работающих на арктических землях, а также региональных центров коренных народов.

За последнее десятилетие вектор поддержки изменился в сторону развития сельскохозяйственных территорий и внедрения технологий в производство, которое ведётся в труднодоступных районах севера Финляндии.

Кроме того, немалую часть финансовой поддержки для северо-восточных регионов с наименьшей плотностью населения Финляндия получала от Европейского союза. Однако эффективность программ ЕС, «продвигаемых» уже десятилетиями, подвергается сомнению, так как целевые показатели остаются неизменными. Тут сказывается отсутствие вовлеченности органов местного управления в их реализацию: зачастую различные проекты, например, по созданию новой инфраструктуры, не решают существующие проблемы местного населения.

 


Фото: Shutterstock


Норвегия: административная реформа, Белая книга по развитию Арктики, инновации в нефтегазовой сфере

Норвежское Заполярье занимает 35% от всей материковой территории государства, где проживает 9% населения. Кроме того, именно на севере страны расположены ведущие академические и исследовательские институты Норвегии, которые занимаются морскими исследованиями, управлением природными ресурсами, арктическими инновациями.

Первые стратегические документы, касающиеся развития этих территорий, были приняты в 2006 году и «дорабатываются» каждые три года. На сегодняшний день актуальной является Белая книга по развитию Арктики, утверждённая в 2021 году.

Важной вехой в развитии арктических территорий стала административная реформа, прошедшая в 2017 году. Тогда всё побережье Баренцева моря было объединено в одну административную единицу, что позволило, во-первых, унифицировать программы поддержки для этой северной территории, во-вторых, предотвратить переток населения из одного региона в другой из-за разницы в условиях государственной поддержки, – они стали единые для всего Заполярья.

Как и в случае с Финляндией, норвежская стратегия содержит лишь общие положения и цели: создание многоотраслевой экономики в Арктике, внедрение современных технологий, развитие инфраструктуры и защита окружающей среды, работа с коренным населением. Конкретные проекты реализуются через принимаемые региональные программы по тому или иному направлению деятельности. Наибольших успехов Норвегии удалось достичь в модернизации транспортной инфраструктуры, а также внедрении инноваций в нефтегазовой сфере.

На развитие логистики и транспорта в заполярной Норвегии с 2019 года потрачено уже более 30 миллионов долларов США, что для такой небольшой страны является весьма значительным показателем. Средства были направлены на обновление портовой инфраструктуры, модернизацию аэропорта в городе Будё и транспортных хабов на Шпицбергене.

Нефтегазовая сфера в Норвегии является ключевой для экономики – за её счёт формируется около трети доходов государственного бюджета. Программы по развитию этого сектора «завязаны» на внедрении инноваций в разведку и добычу, заботе о природе и создании новых рабочих мест для коренного населения. Успешнее всего идёт развитие подводных технологий при освоении шельфовых нефтегазовых месторождений. Уже много лет Норвегия является лидером в этом направлении. В целом же, программы по развитию нефтегазовой сферы «балансируют» между сохранением арктической экосистемы и инновационным развитием сектора.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике