Сейчас в Архангельске

17:22 2 ˚С Погода
18+

Норвегия в борьбе за богатства Арктики

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
12 февраля, 2020 | 15:01

Норвегия в борьбе за богатства Арктики

Норвежский патрульный ледокол "Свальбард"

Ровно год назад, в феврале 2019-го, фронтовой бомбардировщик Северного флота России Су-24  выполнил учебную атаку на корабль-шпион норвежского флота Eger.

 Успешная учебная атака в Баренцевом море в тот раз разлетелась по социальным сетям. Превосходный снимок «Утюга», как прозвали норвежское судно наши моряки за специфический силуэт корабля, слили неслучайно. Для острастки!

Снимок был сделан с борта российского самолета с расстояния 4 километров. Это фото, произведенное с помощью системы управления огнем, красноречиво свидетельствовало о том, что в случае боевой атаки, от «Утюга» ничего бы не осталось…

Этот норвежский корабль и не только он, но и спущенный на воду в 2016 году современный корабль-шпион «Марьята», уже вовсе не похожий на утюг, а так же  минные заградители типа «Альта», всегда неподалеку от российских вод. И это не смотря на то, что казалось бы с момента подписания договора о морской границе между Россией и Норвегией в 2010 году в Баренцевом море не осталось неурегулированных территориальных споров… 

Напомню, Россия и Норвегия при подписании договора в сентябре 2010 года согласовали границу части шельфа с разведанными нефтяными запасами. В частности, норвежцам и россиянам открылась возможность совместного освоения Свода Федынского, запасы газоконденсата на котором составляют примерно 10 млрд. куб. м, что втрое превышает установленные запасы Штокмановского месторождения. Были так же решены вопросы по рыболовству. 

Правда, планам освоения этого месторождения и морских глубин пока не суждено реализоваться целиком. И все из-за взаимного недоверия!

Норвегия усиливает флот

Почему же норвежцы идут на рожон, становясь непременными участниками таких незамысловатых разведывательных действий, пытаясь вынюхать все, что  касается боевой мощи Северного флота, не смотря на отсутствие глобальных территориальных претензий к России и взаимовыгодных договоренностей, позволяющих существовать мирно и работать совместно? 

Может быть, а скорее всего именно потому, что Норвегии в гипотетических войнах НАТО за Арктику уготована незавидная роль боевого тарана против России. 

Но хочет ли этого сама Норвегия? Кто подпитывает ее скользком пути к милитаризации?

Новый бюджет Норвегии в стремлении приблизиться по просьбе США к заветной натовской двухпроцентной планке увеличил расходы на оборону до 1,8% ВВП — на 5,2 миллиарда норвежских крон (570 миллионов долларов США). Для маленькой Норвегии, страны с населением в пять с половиной миллионов человек, это колоссальные средства, особенно если учесть, что норвежские военные верфи интегрированы в переоснащение НАТО в части, касающейся экспансии в Арктических водах.  

Аппетиты Норвегии и установки на то, что она чем то обделена, подогреваются не только извне. У Норвегии есть и свои планы на Арктику. Для этого она даже приступила к активному строительству собственных ледоколов. 

Принятый на боевой баланс в 2002 году ледокол «Свальбард» водоизмещением 6300 тонн состоит на вооружении береговой охраны Норвегии, но  используется и для патрулирования, так как оснащен радиолокационным и артиллерийским вооружением.

«Свальбард» является одним из крупнейших кораблей, состоящих на вооружении ВМС Норвегии. Это самый ледопроходимый корабль. Он способен преодолевать ледовые поля толщиной до 1 метра, действовать как буксир объектов массой до 100 тыс. тонн, быть базой для дислокации больших вертолетов. Интересно, что Канада, еще один ключевой игрок в Арктике, заказала у Норвегии «Свальбард» и для себя.

 21 августа 2019 года «Свальбард» первым из норвежских судов дошел до Северного полюса, что ознаменовало новую веху претензий Норвегии на бездонные богатства Арктики.  

Примечание: название корабля «Свальбард» соответствует норвежскому названию архипелага Шпицберген.

История демилитаризованного архипелагаСвальбард

Во времена СССР серьезных конфликтов с Норвегией по вопросам рыболовства не было, но уже в 90-е годы с развалом СССР и сокращением в разы боевого потенциала ВМФ России задержание российских траулеров норвежскими военными судами практически стало нормой. 

В 2004 году Норвегия без чьего-либо согласия увеличила свою территорию Баренцева моря на целых 8 миль (с 4 до 12), самовольно перенеся границу, а вскоре задержала в этой 12-мильной зоне три российских траулера, пересекших новую границу в районе архипелага Шпицберген. 

Договор о Шпицбергене заключен в далеком 1920 году в Париже. Он хоть и закрепил суверенитет Норвегии над архипелагом, но дал возможность всем государствам-участникам  Договора осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность без особых ограничений. 

Остров назвали территорией полного равенства и придали Шпицбергену  демилитаризованный статус .

Норвегии разрешили создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене. Он не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая саму Норвегию. 

Но именно тогда и была заложена мина замедленного действия, ведь Устав верстается норвежцами! С тех пор Норвегия неоднократно предпринимала односторонние действия по распространению своей компетенции на прилегающие к архипелагу обширные акватории. Например, в 1977 году установила 200-мильноую исключительную экономическую зону вокруг Шпицбергена. 

Читайте также: Норвегия против всех: судьба договора про Шпицберген столетней давности

Большинство стран, кроме Канады и Финляндии, не признали тогда законность действий Норвегии. Не признавала их  и Россия. Двусторонний договор 2010 года казалось бы снял напряженность, расставив все точки над  «i». 

Договор дороже денег

Новое соглашение встретило шквал критики в России. Многие эксперты полагали и считают до сих пор, что Россия уступила богатейшую часть Баренцева моря с огромными запасами нефти и рыбы, и это подрывает стратегические интересы нашей страны. 

По расчетам скептиков Договора шестьдесят процентов российского улова в Баренцевом море сегодня добывается в районах, которые отданы под юрисдикцию Норвегии. Российские рыболовецкие траулеры вытесняются норвежским рыболовным флотом. 

И все же Россия пошла на заключение этого договора, предполагая, что ратификация Соглашения облегчит жизнь нашим рыбакам. 

Более того, в этом смысле Россия безвозмездно помогла Норвегии противостоять претензиям со стороны таких государств, как Исландия и Испания, ведущих активный рыбный промысел по всему миру. До сих пор норвежцам удается удерживать созданное ими положение о порядке распределения выловленной в зоне рыбы только ценой двусторонних договоренностей с Россией. 

Но ежегодно инциденты с нашими судами повторяются. Унизительной процедуре досмотра подвергаются сотни российских рыболовных судов, десятки из них при этом арестовывают в международных водах Баренцева и Норвежского морей боевые корабли ВМС Норвегии. 

Выходит, норвежская сторона как арестовывала наши суда по ею принятым правилам, так и будет – с конкурентами не церемонятся, тем более со слабыми. Но неужели Норвегия считает Россию слабым государством. Это по меньшей мере опрометчиво.

Это означает только одно — благодарности ждать не стоит. А в таком случае Россия может поднять вопрос о пересмотре несоблюдаемого Договора. К тому же, у временных соглашений есть свойство заканчиваться.

Загвоздка состоит именно в том, что эффективные двусторонние договоры, увенчавшиеся успехом спустя почти 40 лет взаимного недоверия и недопонимания, между странами, претендующими на свой сектор Арктического шельфа, не дают покоя другим игрокам, а если конкретнее — США и Канаде, наращивающими свое присутствие в Арктике в противовес России. США раздувают аппетиты Норвегии, толкая ее на открытое противостояние с Россией. 

Практика действия чужими руками, чтобы насолить главному геополитическому конкуренту в регионе, известна и непреложна. 

Шпицберген в условиях войны за Арктику

Не дай Бог представить, что война за природные богатства Арктики все же будет развязана. Гипотетически, в первую очередь воюющие стороны попытаются установить контроль над архипелагом Шпицберген. 

Географическое расположение Шпицбергена всегда являлось чрезвычайно выгодным с военной точки зрения, ведь владение архипелагом позволяет контролировать судоходство и авиационное сообщение в Северном Ледовитом океане при условии расположения на острове необходимой военной инфраструктуры. 

Речь идет о пунктах базирования флота, аэродромах, радиолокационных и гидроакустических станциях и других объектах, включая береговые ракетные подразделения и части быстрого развертывания типа морской пехоты.

Вопрос о правовом режиме морских пространств вокруг Шпицбергена в период обострения ситуации в Арктике может актуализироваться вновь.

Норвегия в этом смысле — игрок втемную. Казалось бы, эта страна должна быть счастлива выгодным договоренностям с Россией напрямую. Однако то ли неосознанно, то ли под давлением прокси-сил внутри норвежского парламента. Норвежский флот становится авангардом в борьбе  США за Арктику. Против России.

А может быть происходит что-то необъяснимое вовсе, и норвежцы вдруг вспомнили наследие викингов и их экспансионизм. Может они сами не хотят волочиться в фарватере притязаний США на шельф и глубины Северного Ледовитого океана. Может это они используют НАТО для достижения собственных целей!?

Это значит, что норвежский флот гипотетически способен препятствовать освоению Россией месторождений нефти и газоносных районов в общедоступных по мировому законодательству районах Арктического шельфа . И представляют потенциальную угрозу для Северного морского пути…

***
Эксперт Бюро военно-политического анализа Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике