Сейчас в Архангельске

14:39 9 ˚С Погода
6+

Новости из Китая и Норвегии: зарубежные СМИ об Арктике

Северный морской путь Экология
Денис Ивановский
10 Сентября, 2022, 14:32

Новости из Китая и Норвегии: зарубежные СМИ об Арктике
Фото: Torbein Rønning / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0


Китай сторонится Северного морского пути

Северный морской путь вдоль арктического побережья России сейчас практически свободен ото льда, и число судов в его акватории скоро достигнет максимума за этот год. Карты ледовой обстановки показывают открытую воду на маршруте протяженностью более пяти тысяч километров. 

Несмотря на отсутствие льдов, в этом году иностранных судов на СМП почти не будет, в том числе из Китая. Судя по данным российской администрации Севморпути, китайская компания COSCO, мировой лидер по переводке грузов, не обращалась за разрешением на проход по Северному морскому пути ни для одного из своих судов.

За последние годы китайская судоходная компания неоднократно отправляла суда по арктическому маршруту. Некоторые из них перевозили крупные промышленные модули и оборудование в Западную Европу и Скандинавию. Но в этом году китайцы, похоже, избегают северных российских вод, хотя COSCO продолжает сотрудничать с Россией.

По состоянию на начало сентября управляющий орган от «Росатома» выдал разрешение на плавание в общей сложности 869 судам. За исключением судов, перевозящих СПГ, которые курсируют до газового терминала Сабетта, все они российские.

Китайцы давно и внимательно изучают Северный морской путь, но пока рассматривают его как запасной вариант, один из многих шелковых путей на случай конфликтов на южных трассах. 

По данным администрации Севморпути, на конец лета в его акватории находилось более 80 судов. Большинство из них выполняют задачи для компаний, занимающихся реализацией в регионе нефтегазовых и угольных проектов, таких как «Арктик СПГ 2» «Новатэка», «Восток Ойл» «Роснефти», Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре, а также шельфовых проектов «Газпрома».


2842263446_b625bb8bbd_k.jpg
Фото: A Gude / Flickr / CC BY-SA 2.0


Норвегия запустит терминал для вечного хранения углекислого газа в Арктике

У норвежского побережья Северного моря инженеры приступили к строительству терминала по хранению парниковых газов. Будущее хранилище будет содержать тонны сжиженного углекислого газа, улавливаемого с заводов всей Европы, в резервуаре под морским дном.

Этот уникальный проект станет первой в мире инфраструктурой хранения с открытым доступом, когда любой промышленный объект, собирающий углекислый газ, сможет в сжиженном виде доставить его в Арктику для безопасного обращения, транспортировки и последующего постоянного хранения. Кроме того, в рамках комплекса по хранению углекислого газа проект будет обеспечивать транспортировку от терминалов по сжижению СО2 в Европе. Власти Норвегии надеются, что данная инфраструктура станет средством частичного сокращения выбросов в атмосферу.

Правительство профинансировало 80 процентов инфраструктуры, выделив 1,7 миллиарда долларов. Первым клиентом хранилища станет цементное производство и завод по переработке отходов недалеко от Осло, которые в 2024 году направят сжиженный углекислый газ на север страны. 

Но исключительная особенность проекта заключается в его коммерческой стороне: иностранные компании также могут направлять свои выбросы СО2 на хранение. Так, в 2025 году нидерландские заводы по производству удобрений планируют направлять 800 тонн углекислого газа ежегодно на вечное хранение в Норвегию.

Идея реализации таких хранилищ не нова, однако технология не получила распространения из-за дороговизны реализации. В этот же раз благодаря государственным субсидиям проект будет запущен через год.

Норвегия является крупнейшим производителем нефти и газа в Западной Европе, но также может похвастаться лучшими перспективными проектами по хранению углекислого газа, особенно на истощенных нефтяных месторождениях в Северном море.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике