Сейчас в Архангельске

11:43 16 ˚С Погода
18+

Программы развития арктических территорий Северной Америки

Благоприятная среда для экономики, экологическое равновесие, туризм, дорожная инфраструктура, работа для коренного населения

Стратегии развития Арктики Нероссийская Арктика Канада США Аляска
Денис Ивановский
23 мая, 2024 | 14:20

Программы развития арктических территорий Северной Америки

Фото: Isaac Demeester / Unsplash


Канада: каждый орган власти в ответе за Арктику

Арктические земли Канады занимают 40% площади всей страны. При этом на них проживает всего 0,3% населения, а плотность в некоторых провинциях составляет менее 0,02 человек на квадратный километр. Такой низкий показатель обусловлен классическими для арктических регионов условиями – низкая доступность инфраструктуры и базовых услуг в совокупности с высокой стоимостью жизни. Социально-экономические проблемы северных территорий обостряются из-за разрушения традиционного уклада жизни сообществ коренных народов Севера, которые составляют 85% населения Нунавута, 50% населения Северо-Западных территорий и 25% населения Юкона.

Развитие арктических территорий признано Канадой приоритетной задачей на уровне Федерального закона об устойчивом развитии, который был принят в 2008 году. На основе этого документа каждые три года утверждается арктическая стратегия. Актуальная версия датируется 2023 годом. Документ регламентирует основные механизмы развития северных территорий на федеральном уровне.

Для координации арктической политики был создан Консультационный совет по устойчивому развитию, куда входят профильные федеральные чиновники, представители от каждой провинции или территории, а также от каждой группы коренных народов. Помимо задач по координации программ развития этот орган проводит обязательную экологическую оценку каждого проекта, реализуемого в Арктике. Кроме того, с 2017 года у всех департаментов федерального правительства, аналогов российских министерств, есть своя дорожная карта по развитию Арктики, где прописаны задачи ведомств согласно их компетенциям.

Все программы поддержки Заполярья можно уложить в пять стратегических направлений: комплексное экономическое развитие, обеспечение экологического равновесия, развитие туризма, инфраструктуры и повышение уровня жизни населения.

В целях экономического развития канадское правительство занимается, в первую очередь, созданием благоприятной регуляторной среды в регионе. Для реализации экономической политики в Арктике было создано специальное Агентство по экономическому развитию Севера.

Под экологическим равновесием подразумевается обеспечение баланса между экологическим регулированием и нуждами экономического роста и развития. Основой экономики северных территорий является добыча полезных ископаемых. В том числе добывающие компании обеспечивают работой коренное население. Правительство ежегодно финансирует проекты мониторинга месторождений природных ресурсов, где внедряются новые технологии геологической разведки. В 2023 году бюджет финансирования превысил 100 миллионов долларов США.

Больше всего ресурсов из федерального бюджета выделяется на программы повышения уровня жизни населения посредством выдачи целевых грантов. Ежегодно правительство тратит на них около 2,5 миллиардов долларов США. В том числе на эти средства развивают социальную и транспортную инфраструктуру. В 2019 году на всех арктических территориях была запущена программа по адаптации северян к меняющимся условиям рынка труда, которая помогает устроиться на работу в горнодобывающей отрасли, гидроэнергетике, нефтяной и газовой промышленности.


Фото: Joris Beugels / Unsplash 


Аляска: строительство новых дорог

Аляска, хоть и малочисленный, но богатый штат. По ВВП на душу населения он занимает восьмое место среди всех штатов и территорий США. Бюджетное обогащение приносят доходы от добычи нефти и газа, которыми богаты арктические регионы. Этот сектор экономики обеспечивает и львиную долю рабочих мест.

О реализации крупных федеральных проектов, а также программ развития инноваций и поддержки коренного населения Аляски мы рассказывали в материале «Аляска: горизонты американской Арктики». В этом году региональное правительство вплотную занялось инфраструктурными проектами.

Важной составляющей транспортной инфраструктуры на Аляске являются зимние ледовые дороги, которые используются девять месяцев в году. Из-за повышения среднегодовой температуры, а также таяния вечной мерзлоты транспортная карта Аляски начинает меняться – традиционные зимние маршруты, особенно в начале и в конце сезона, становятся непригодными для использования.

Транспортная инфраструктура, таким образом, должна подстраиваться под изменчивые реалии климата. Ежегодно власти штата планируют тратить 10 миллионов долларов США на укрепление существующих транспортных магистралей и создания опорных пунктов обслуживания техники в случае чрезвычайных ситуаций. Обновление инфраструктуры позволять не так сильно зависеть от зимних дорог в холодные периоды и паводков – в тёплые.

В этом году в планах у Аляски – обновление 15% всей дорожной инфраструктуры штата. Цифра может показаться большой для такого короткого периода, тем более, что работы проводятся всего несколько месяцев в году. Но стоит иметь ввиду, что общая протяженность сети автомобильных дорог – всего 29 тысяч километров. Часть транспортной нагрузки в штате планируют перенести на морскую логистику, особенно в условиях увеличивающегося периода навигации в арктических водах.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic


далее в рубрике