Сейчас в Мурманске

04:35 1 ˚С Погода
18+

Противостояние в Арктике: силы сторон

Альтернативная роль Северного морского пути в контексте доставки грузов из Китая и всей Юго-Восточной Азии в Европу, его возрастающие перспективы в конкуренции с Египетским Суэцким каналом, сегодня прослеживается все с большей отчетливостью.

Вооруженные силы Дания Северный морской путь Канада
Владимир Ераносян
23 апреля, 2020 | 12:58

Противостояние в  Арктике: силы сторон

Рисунок Newsland.com

 

Северный Морской путь — транзит или освоение ресурсов

 

           

Есть категория ультра-патриотов, оптимизм которых иногда прямо пропорционален деструктивному результату, так как шапкозакидательство ведет лишь к забалтыванию проблемы, но не к ее решению.

Когда мы слышим скоропалительные выводы о том, что глобальное потепление в Арктике с одновременным усовершенствованием ледокольного флота позволяют с уверенностью сказать, что в ближайшей перспективе российский Северный морской путь СМП все-таки может заработать в полную силу и составить конкуренцию Суэцу, мы безусловно, встречаемся именно с этой категорией «специалистов».

Вспомним очевидное. Ежегодные объемы перевозок через Суэцкий канал составляют более 974 млн тонн. Аналогичный показатель транзита через Северный морской путь равен 200 тыс. тонн, что соответствует менее, чем 1% «египетского маршрута» морских перевозок. 


Рисунок Эксперт Online

Безусловно, альтернативная роль Северного морского пути в контексте доставки грузов из Китая и всей Юго-Восточной Азии в Европу, его возрастающие перспективы в конкуренции с Египетским Суэцким каналом, сегодня прослеживается все с большей отчетливостью. Однако, даже при самом оптимистичном прогнозе на развитие магистральной инфраструктуры, увеличение поисково-спасательных станций и ледокольного флота в разы, строительство новых портов для обслуживания транзитных судов потребуются десятилетия.

Да и льды тают не со скоростью всемирного потопа, описанного в Святом Писании. Без ледоколов пока не обойтись, а они должны быть приписаны к портам по всему маршруту следования морских транспортов.

Ну, а пока установки Президента Путина, который еще в 2018-ом году в Послании Федеральному Собранию озвучил задачу развития СМП, выполняются именно в тех объемах, которые прогнозировали объективно оценивающие ситуацию эксперты Росатома и Минтранса.

В 2016 г. объем грузоперевозок по СМП достиг 7,5 млн тонн, впервые превысив показатели, достигнутые в СССР, когда в 1987 году по СМП было перевезено 6,7 млн тонн. А уже 2018 году грузооборот по СМП составил более 20 млн тонн. 

Президент поставил цель достижения показателя в 80 млн тонн в год. Надо заметить, что значительный объем перевозок составит транспортировка российских грузов, что не считается транзитом. Это означает, что глобально влиять на мировые объемы морских перевозок в ближайшей перспективе Россия не сможет.

И именно здесь появляется фактор Китая, единственной страны, которая обладает ресурсами и желанием сократить путь для своих товаров в Европу почти в два раза.

Загвоздка лишь в том, что судовладельцы крупногабаритных транспортов и нефтеналивных танкеров при использовании СМП и инвестировании в магистральную инфраструктуру могут столкнуться с американскими санкциями, ведь Америка разбрасывается санкциями во все стороны. К тому же Северная Европа проявляет настороженность к расширению китайских товаров и инвестиций в регион. То есть риски неизбежны.

Именно поэтому, когда мы говорим об Арктике, то нужно отдавать себе отчет, что Северный морской путь в деле глобального освоения Арктики — это пока больше декларативная история, хоть и с огромными перспективами.

В реальности сегодня идет речь об увеличении присутствия России в Арктике, работе на будущее, укреплении обороноспособности России на этом направлении и эксплуатации ресурсного потенциала.


             

По данным Геологической службы США, в арктическом регионе сосредоточено около 15% неразведанных мировых запасов нефти и около 30% – газа. Таяние полярных льдов открывает новые возможности для добычи углеводородов и их транспортировки. Вот где зарыта собака!

А значит, игра стоит свеч! Борьба уже приобретает довольно острые формы, в состязании за Арктические глубины и шельфы вступили помимо ключевых игроков — России, Канады, США, Норвегии, и новые претенденты. Некоторых из них, таких как Евросоюз, Россия и Канада оттеснили от дележа арктического пирога по обоюдному согласию, но вот с Китаем такой номер не пройдет.

  

Неизбежна ли война за Арктику

                       

 Война за Арктику, футурологи называют ее «последним переделом мира», может начаться только в одном случае — при необратимом развитии негативного сценария затяжной войны на Ближнем Востоке.

Так ли неизбежна горячая фаза подобного конфликта в ближайшее время? Или это все же плод больного воображения?

Рассуждая над этим, нельзя не вспомнить, что буквально в январе этого года, после атаки Ирана на военную базу Коалиции Айн-аль-Асад и военный объект США в Эрбиле, мир искренне полагал, что стоит на пороге большой войны.

А ведь вполне возможно, что если в Персидском заливе и в районе Суэца случится глобальный конфликт, то Иран, учитывая наличие у страны баллистических ракет средней дальности (до 2000 км) и эшелонированной системы ПВО, может не просто стать крепким орешком для янки, но и способен нанести им ответный удар, который приведет к немалым разрушениям военной инфраструктуры США и потерям в живой силе.

Горный рельеф в отличие от поверженного Коалицией Ирака, и многочисленные прокси-силы, симпатизирующие Ирану в регионе, позволяют Исламской Республике надеяться на успешную оборону.

В случае обострения конфликта перекрыт будет не только Ормузский пролив, о чем неоднократно заявляли военачальники КСИР (Корпуса стражей Исламской революции), но и Баб-эль-Мандебский. Эту услугу иранцам сделают хуситы- зейдиты Йемена из группировки «Ансар Аллах», контролирующие Сану во многом благодаря Ирану.

Мировые цены на нефть подскочат, так как Саудовская Аравия окажется на какое-то время изолирована от транспортных коридоров, как и все другие страны Персидского залива.

Именно при таком нежелательном для всего мира сценарии последствия могут стать необратимыми. Но при этом, как ни странно, невероятным образом возрастет роль Северного морского пути.

Конвои Северного флота России смогут обеспечить надлежащую безопасность транспортов. Относительное отсутствие комфортной инфраструктуры по пути следования и риски, связанные с большим льдом, будут компенсированы абсолютной безопасностью.

Выгода России безусловно даст повод начать ей вредить. Ее обвинят в заинтересованности в конфликте и помощи Ирану. А как же еще?

Этот гипотетический сценарий только кажется несбыточным, но в Арктике надо быть готовыми ко всему. Благо именно там базируется самый сильный флот России, мощь которого позволяет спокойно взирать на шевеление соседей.


Фото: russian.rt.com

Спокойно, но при этом не без внимания и детального анализа. Ведь недооценка ведет к беспечности. И даже самый малый враг может нанести большой урон.

   

Все ли спокойно в датском королевстве?

 

Страны, берега которых омывает Северный Ледовитый океан, ведут себя в отношении ресурсов Арктики практически одинаково. Все претендуют на лакомые сектора, разжигают аппетиты несоразмерно с реальностью, и нарезают для себя как можно больше.

Дания… Страна с пятимиллионным населением, владеющая самым большим в мире островом — Гренландией. В своих притязаниях на Арктику Дания намного жаднее Норвегии, которую интересует только архипелаг Шпицберген да Баренцево море.

Дания выдвигает территориальные претензии всем. Даже Канаде по поводу острова Ганса, а заодно и России по вопросу подводного Ломоносовского хребта, который считает продолжением своего шельфа...


Фото: Газета.ru

В ноябре 2004 года маленькая Дания, видимо вспомнив, как воинственные даны в далекие временя викингов покоряли Нортумбрию и Мерсию, придумали хитроумный план присоединения обширнейшей территории к своему Королевству. Правда, речь шла о территории, скрытой под водой.

Не забыли датчане и о самом Северном полюсе.

Сославшись на данные собственных ангажированных ученых и, как водится, на американские снимки из космоса, датчане подали заявку со своей претензией через Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS).

Для Дании это было пятое по счету прошение о пересмотре границ Арктики, но в отличие от прежних заявок внешнеполитическая инициатива 2014 года стала для датчан более амбициозной.

Амбиции Дании, как следует из заключений научного сообщества королевства, простираются отныне на целую треть нейтральных вод в центре Северного Ледовитого океана, включая хребет Ломоносова, который российские ученые обоснованно считают продолжением континентального шельфа Евразии.

Дания же утверждает, что Ломоносовский хребет – это «продолжение» Гренландии. Кроме того, Дания, как было сказано выше, заявляет теперь права и на близлежащую зону, включая Северный полюс.

Территориальные претензии Копенгагена на столь весомый кусок Арктики обосновываются проще простого — через суверенитет над островом Гренландия. Причем, если исходить из формальных соображений —именно береговая линия Дании находится ближе всех других стран к Северному полюсу.

Согласно конвенции по морскому праву исключительной экономической зоной государства является акватория, измеряемая расстоянием в 200 морских миль (370 км) от берега. Претензии на воды за пределами 200-мильной зоны должны быть подкреплены не голословными данными, а научными и техническими исследованиями, признанными всеми сторонами.

А ведь в 1994 году большинство стран ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву. Этот документ приобрел характер основополагающего. Он установил морское право в том числе в Арктике.

Но в том то и дело, что в нем была и пресловутая 76-я статья. В соответствии с ней в течение десяти лет после ратификации документа пять арктических государств (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания) имели право подать заявку на получение эксклюзивных прав на разработку морского шельфа в Арктике, который располагается на большем расстоянии, чем оговоренная 200-мильная зона приоритетных экономических прав. Вот все этим правом и воспользовались, и Дания при этом проявляет особую прыть.

Милитаризация Арктики началась и идет полным ходом. Причем, показные противоречия по мелким вопросам между странами НАТО по вопросам межевания разведанных ресурсов и принадлежности шельфа никак не влияют на консенсус Северо-Атлантического Альянса в главном — вставлять палки в колеса России.

Дания в этом смысле может сыграть роль исполнителя, которому поручат разведку боем. «Большие братья» подталкивают датчан, как, собственно, и норвежцев, на маленькую провокацию против России.

Аналитики Северного флота Российской Федерации безусловно знают, откуда дует ветер, поэтому очень внимательно отслеживают приготовления Дании в области военно-морского строительства.

В строю королевского флота Дании сегодня находятся четыре океанских сторожевых корабля типа «Тетис», способных размещать на борту боевые вертолеты, три новых фрегата типа «Ивер Хюитфельд», вооруженные новейшими американскими зенитно-ракетными комплексами средней дальности (до 50 км) и крылатыми ракетами «Гарпун», два корабля управления и поддержки типа «Абсалон» с минно-торпедным вооружением, противокорабельными крылатыми ракетами, зенитной артиллерией и двумя вертолетами на борту. Корабли датчане строят на собственных верфях в Обенсе.


Фрегат типа «Ивер Хюитфельд»

                  Также в составе Королевских ВМС Дании находятся два подразделения особого назначения, а также элитное подразделение — корпус боевых пловцов, в число задач которого входит специальная разведка, саботаж и уничтожение береговых сооружений противника и кораблей в местах базирования. Есть еще так называемый лыжный патруль «Сириус» — элитное подразделение, занимающееся патрулированием Северной и Северо-Восточной частей Гренландии, военной разведкой и диверсиями.

 

Канада и США в гипотетической войне за Арктику

 

 

Парадокс заключается в том, что состоящая в НАТО наряду с Данией Канада отвергла научные обоснования Дании относительно прав на Арктический шельф и воды, правда, при этом, представив данные, говорящие в пользу Канадского протектората над хребтом Ломоносова.

Канадская флотилия, базирующаяся в непосредственной близости к Арктике, состоит из 17 кораблей. Это семь многоцелевых патрульных фрегатов, два эсминца противовоздушной обороны с управляемым ракетным оружием, шесть кораблей береговой обороны, один нефтяной танкер-заправщик «Призервер» и всего лишь одна подводная лодка.

Флотилия насчитывает не более 5000 военнослужащих и 2000 гражданского персонала. Имеется отряд боевых пловцов-водолазов «Атлантик», эдакий спецназ. Но все равно не густо! Датчане и те кажутся более грозной силой на этом предполагаемом театре военных действий.


Эмблема военно-морского флота Канады

Но дело все в том, что канадцы на себя и не рассчитывают, отведя себе роль вспомогательных сил. Они просто уверены, что заправлять ситуацией, как всегда, будут янки! Неслучайно же на авансцене Атлантики и Арктики вновь появился Второй флот США!

Второй флот США существовал с февраля 1950 года, но в 2011 году он был по тактическим соображениям расформирован, а в 2018-ом, по стратегическим – возрожден снова.

Всего за один год после восстановления он уже провел совместные с европейцами учения на Балтике, однако, основным его театром заявлены Атлантика и отдельный североатлантический регион.

В этой связи примечательна одна цитата. Вот что заявил вице-адмирал Эндрю Льюис, ныне возглавляющий эту оперативную единицу военно-морских сил США:


«В условиях все более непростого вопроса глобальной безопасности все наши союзники и противники прекрасно понимают, что многие из активных морских путей в мире лежат в Северной Атлантике. В сочетании с открытием судоходства в Арктике конкуренция на названных пространствах будет только расти, и Второй флот гарантирует, что наша нация готова присутствовать и сражаться в регионе, если потребуется» …

            Вот так, и никак иначе обстоят дела. В случае обострения арктических противоречий, именно американцы, а не датчане, норвежцы или канадцы, будут играть первой скрипкой в противостоянии с Россией.

 

***

Владимир Ераносян капитан 1 ранга запаса, кандидат политнаук, специально для GoArctic

 

 

далее в рубрике