Сейчас в Мурманске

09:58 ˚С
6+

Шитьё-бытьё. Гренландские одёжные традиции

Нероссийская Арктика Коренные народы Севера
1 марта, 2022, 11:59

Шитьё-бытьё. Гренландские одёжные традиции


Национальный гренландский костюм в том виде, в котором мы знаем его сегодня, появился как политический символ гренландского движения за независимость и самоуправление в начале XX века. В более масштабном смысле национальный костюм отражает центральную роль гренландских женщин в сохранении материальных традиций острова, имеющих огромное культурное и политическое значение. Однако корни национального костюма уходят в далёкое прошлое, когда главной задачей одежды была защита от сурового климата заполярья.


"Мужчину делает его жена"

Исторически инуиты носили одежду, выполненную из шкур животных. Такая одежда была тёплой и износостойкой, при правильном уходе справлялась с морозами арктического региона. Как мужской, так и женский комплект одежды состоял из куртки, штанов и сапог, однако от пола зависели покрой и выбор шкуры. В зависимости от животного, чья шкура использовалась, одежда различалась по весу, прочности и внешнему виду.


Мужская одежда сшивалась таким образом, чтобы она сохраняла тепло во время долгой охоты среди льда и снега, а также не промокала во время охоты на байдарках. «Мужчина – это то, что делает его жена», - говорили инуиты, так как считали, что для того, чтобы выжить в суровой Арктике, необходима качественно  сшитая одежда из правильно подобранных материалов. Поэтому женщины-швеи очень ценились и уважались в обществе инуитов. Если женщина могла сшить качественные брюки и анораки, то, как правило, у неё не было проблем с условиями жизни.

Для штанов использовалась шкура белого медведя, для ботинок – тюленья шкура, для анорака – оленья, для подкладок ботинок и анораков использовали кроличий мех.

Когда исландские викинги в X веке начали колонизировать Гренландию, инуиты, жившие на острове, носили одежду из шкур животных. В частности использовались шкуры белых медведей и тюленей для изготовления как одежды, так и ботинок – камиков. На территориях с холодным климатом шкуры животных служили функциональной защитой, в том числе и в гренландской тундре, и на воде во время охоты на байдарках. Изначально одежда украшалась раковинами, амулетами и костяными бусами, которыми также вышивалась кожаная одежда.

После викингов у берегов Гренландии стали появляться  охотники и рыболовы, которые зачастую задерживались где-то поблизости острова. Каждые такие «гости» вместе со своей культурой понемногу привносили и изменения в одежде коренного населения.

Прибывшие в Гренландию в XVIII веке миссионеры были первыми, кто призвал местных жителей разработать национальную одежду. Национальный костюм гренландцев является источником глубокой этнической гордости, поскольку он рассказывает об их культурной независимости и самобытности и чтит важную роль женщин, которые эти костюмы создают. Всем гренландцам, а также тем, кто чувствует свою принадлежность к Гренландии, разрешается и даже рекомендуется носить национальную одежду. Маленькие дети начинают носить национальные костюмы в свой первый день рождения (когда им исполняется год), а иногда и раньше.


"Одетые в белое"

На языке коренных жителей Гренландии мужчина, одетый в национальную одежду, называется qaqortumaartoq, что переводится как «быть одетым в белое». Arnatoortoq – термин, обозначающий женщину, одетую в праздничную одежду.

Как правило, национальная одежда гренландских мужчин более функциональна, чем декоративна. Мужской костюм состоит из анорака (туники, куртки), сшитого из шёлка, атласа, холщовой ткани или, реже, шерсти. Иногда анорак имеет капюшон. Как правило, куртки надевались через голову. Свободные в покрое плечи позволяли легко вытаскивать руки из рукавов и просовывать их под куртку, прижимая руки к телу для тепла, не снимая саму куртку. Задняя сторона анорака была удлинённой, что позволяло носителю садиться на снег и не мёрзнуть. Первоначально куртки не имели карманов, но позже стали появляться украшенные нагрудные карманы и боковые, которые, как правило, не украшались. Иногда куртки имели застёжки-пуговицы, на которые можно было повесить мешок для полезных мелочей. В наряд мог входить авиттат – элемент декора, которые представляет собой тюленью кожу, окрашенную и разрезанную на полоски и «разбросанную» по всей одежде. Однако этот элемент одежды чаще всего использовался в украшении женских платьев. Брюки, входящие в мужской костюм, были чёрного, зелёного или синего цвета и иногда украшались одной манжетой с вышивкой. Под брюки надевались чулки, у которых мех был обращён внутрь. Следом надевались короткие носки и ещё одна пара чулок, у которых мех был обращён наружу. В летнее время носили сапоги без меха, сшитые из тюленьей кожи. В зависимости от задачи, высота сапог варьировалась. Если предстояло переходить воду, то высота обуви могла быть по пояс и имела шнурок для затягивания, чтобы вода не попадала внутрь.

Женский анорак надевался поверх блузы, которая называется тиммиак. Гренландская праздничная одежда, по-видимому, является единственным национальным нарядом, который отдаёт предпочтение женским брюкам по сравнению с юбками. Некоторые женские куртки имели небольшие сумки – амауты – для переноски младенцев. 


  Женские штаны доходят только до верхней части бедра, где начинаются камики. Камики у женщин длинные и широкие, на подкладке, сделанные из тюленьей кожи и украшенные авиттатом и шёлковой цветочной вышивкой на верхней трети обуви. Кокетки или цветные узоры – более позднее дополнение к наряду. Они создавались из стеклянных или жемчужных бусин. Со временем такие узоры стали удлиняться, а для украшения анораков стала использоваться ткань. Как для мужчин, так и для женщин определённые элементы одежды указывали на богатство и социальный статус. Например, исторически сложилось так, что большое количество бусин указывало на престиж.



Европейское влияние на гренландский национальный костюм

В XVII веке через голландских китобоев на остров попали стеклянные бусы, привезённые, судя по всему, из Италии. Ранее эскимосы изготавливали бусы из кости и бивней и использовали их крайне редко. В результате появления более облегчённых технологий производства бисера, стеклянные бусы стали стремительно распространяться по всему миру – от Африки до Северной Америки и Гренландии.

В то время как на острове стали появляться импортные атлас, шёлк и холст, способные выдержать вес заграничных бус, местный материал, такой как некоторые виды шкур, стал, наоборот, потихоньку исчезать из-за сокращения популяции животных. Сегодня шкуры тюленей и других животных продолжают использоваться при изготовлении национальной одежды, но истребление животных строго регулируется.

Европейцы привезли с собой вышивку в виде цветочных узоров, которые до сих пор используются повсеместно в Гренландии. Считается, что вязание на острове стало распространяться с 1920-х годов и попало сюда из Исландии. Гренландские овцы похожи на исландских – с такой же длинной шерстью. Сегодня шерстяная ткань и собственно шерсть импортируются в Гренландию из Дании. Однако гренландские овцебыки обеспечивают волокном, которое называют кивиут. Эту пряжу создают вручную и продают в некоторых магазинах на острове.

Важной частью костюма являются рукавицы, которые чаще носили в один слой. Случалось,  что в сильные холода могли надевать и пару слоёв рукавиц, но в таком случае снижалась ловкость. Большинство рукавиц создавалось из кожи карибу, тюленья кожа использовалась для работы во влажных условиях. Часто со стороны ладони использовали шкуру животных с удалённым мехом для увеличения сцепления.

Ремни использовались для разных задач – от закрепления ребенка в амаути до завязывания на талии для защиты куртки от ветра или для крепления мелких необходимых предметов.

Ещё один необходимы аксессуар – снежные очки, которые уменьшают бликование снега, но при этом поле зрения остаётся широким. Такие очки изготавливали из кости или дерева. Узкие горизонтальные прорези имели невысокую светопропускную способность.

 Миссионеры, прибывшие на остров, принесли с собой и традицию ношения одежды разных цветов, в зависимости от возраста и семейного положения. Несмотря на то, что трактование цвета зависело от региона, как правило, замужние женщины могли носить синие, жёлтые и красные камики. Юные девушки и девочки носили обувь с более детализированными узорами на белом фоне. Расцвечивался не только текстиль, но и шкуры, которые иногда также и отбеливались. Для получения красного, чёрного, коричневого и жёлтого цветов использовались минералы, которые получали из горных пород и смешивали с тюленьим жиром. Использование краски наделяло обувь водоотталкивающими способностями. Для отбеливания (выгорания) шкуры её оставляли на некоторое время на солнце. Сегодня цвет одежды указывает не только на возраст и статус владельца, но и на его региональную родину.

Узоры, которые появлялись на одежде, были разнообразны и, зачастую, имели обереговую функцию (как и тату). После контакта с европейцами, помимо простых геометрических рисунков, стали появляться изображения животных и цветов. Традиционно женский узор – это горизонтальный рисунок в виде ленты, расположенный вокруг голенища. Мужские узоры располагались вертикально вниз по голенищу ботинка.  



В Западной Гренландии можно увидеть разноцветные воротники, вышитые бисером, и штаны из тюленьей кожи. Такой наряд называют калааллисут. В Восточной Гренландии существует две версии национальной одежды. Первый сшит в основном их тюленьей кожи с небольшим количеством вышивки и разнообразием цвета; второй – брюки из тюленьей кожи и более простой тканевый топ. Этот костюм называется тунумиутуут.

Жители Восточной Гренландии демонстрируют своё региональное родство, надевая тканевый амаат (или анорак), вместо западно-гренландского тиммиака.  В восточно-гренландском стиле носят камики, сшитые из молодой тюленьей шкуры. В районе Туле, на крайнем северо-западе Гренландии, носят штаны из лисьей кожи, воротники из чёрной тюленьей кожи, а также длинные белые камики, иногда изготовленные из шкуры белого медведя. Этот стиль называется арнатуут.


Гренландское шитьё

Создание одежды всегда было гендерным навыком. Умение сшить наряд считалось «женской магией». Именно женщины обрабатывали шкуры, шили и нанизывали бусы на нити, чтобы создать богато украшенный костюм. Навыки шитья традиционно передавались от бабушек и матерей к дочерям и внучкам. Начинался процесс обучения в раннем детстве, а вот полное овладевание навыком могло достигаться к тридцати пяти годам. В детстве девочки практиковались в шитье при создании кукол и одежды для них, прежде чем они приступали к пошиву мелких элементов костюма, например, рукавиц, которые уже предназначались для реального использования. Дальнейшее обучение навыку происходило через наблюдение за опытными швеями без словесных указаний, то есть обучение происходило на практике.  


 При создании одежды использовались подручные материалы – кости, китовый ус, рога, а также специальные инструменты – точилка для ножей, скребки, шило, иглы и напёрсток. Отдельного внимания заслуживает инструмент улу, специальный нож, который был особенно важным инструментом для швей. Такие ножи считали неотъемлемой частью личности швеи, поэтому их часто хоронили вместе с владелицами. Улу был достаточно универсальным инструментов, который использовался в разных целях. Как часть швейного набора этот инструмент в длину достигал пяти сантиметров и изготавливался традиционно из рога карибу, овцебыка или моржовой кости (рукоятка), а также из сланца – режущая часть (сегодня используется сталь). При создании одежды улу используют для разрезания сухожилий при подготовке шкуры для шитья и для создания узоров на шкуре.


Одежда должна была соответствовать ряду обязательных условий: теплоизоляции, гидроизоляции, контролю потоотделения, функциональности и долговечности.

-         Одежда инуитов должна быть тёплой, особенно в зимний период.  Мех карибу – один из лучших изолирующих материалов – отлично сохраняет тепло как внутри полых шерстинок, так и между ними. Как правило, одежда имела форму колокола, что позволяло удерживать внутри одежды тёплый воздух. С этой же целью в одежде создавалось как можно меньше отверстий. Оборка капюшона обшивалась шерстью волков, собак или росомах для защиты лица от ветра.

-        Используемые материалы позволяют воздуху циркулировать через слои одежды, поэтому костюм, как и тело, остаётся сухим. При низких температурах влага замерзает и скапливается на поверхности меха в виде инея, который всегда можно счистить щеткой или отбить.

-        Одной из главных проблем инуитов при создании одежды стал вопрос гидроизоляции, особенно в летнюю влажную погоду. Для этих целей как нельзя лучше подошла кожа тюленей, так как она отлично отталкивает воду, но при этом является лёгкой и воздухопроницаемой. Использование сухожилий животных в качестве нитей при создании обуви также позволило сделать эти элементы одежды с водоотталкивающими швами.

-         Функциональность одежды выражалась в крое костюма, зависящем от гендерной принадлежности его владельца. Для мужчин шилась одежда более свободного кроя, не сковывающая движения при охоте и активной физической нагрузке. Женские костюмы создавались с учётом выполнения задач при уходе за ребёнком.

-         Одежда обязательно должна была обладать высокой прочностью. Использование различных застёжек было практически сведено к нулю, чтобы снизить необходимость в ремонте. Появление разреза или какого-либо отверстия повышало пропуск к телу холодного воздуха, поэтому заштопать разрывы необходимо было как можно скорее. Часто этим занимались прямо в полевых условиях.

Помимо повседневной одежды существовали специализированные ритуальные и парадные костюмы.


Традиция в современности

Сегодня молодые гренландцы, они же «новые гренландцы», сохраняют традиции народного костюма, но обогащают его современными элементами – новыми материалами и дизайном. Национальные символы переосмысливаются, а модные образы быстро распространяются благодаря социальным сетям. Одни считают, что национальная одежда не должна видоизменяться, другие же считают, что привнесённые в костюм современные элементы продлевают его жизнь как культурного явления и актуализируют его.

Гендерный аспект также претерпел изменения. Сегодня мужчины-дизайнеры с гордостью представляют на международном рынке образцы современной интерпретации традиционной гренландской одежды.

На сегодняшний день на острове существует две школы, в которых обучают искусству изготовления одежды: Kalaallisuuliornermik ilinniarfik – двухгодичная программа, действующая   в городе Сисимут, и Systuen Kittat в Нууке.

У любителей истории есть возможность увидеть оригинальные образцы национальной гренландской одежды в постоянной экспозиции «Стиль жизни и классовые различия» в Национальном музее Гренландии в Нууке. Представлены здесь также и образцы современных национальных костюмов. 


Автор: Оксана Дорофеева, старший научный сотрудник РГМАА.
далее в рубрике