Сейчас в Мурманске

00:10 -10 ˚С Погода
18+

Скандинавский стиль управления: как в Северной Европе развивались арктические регионы

Политика поддержки арктических территорий в Финляндии, северные провинции как отдельный кластер развития в Норвегии, общенациональные «правила игры» для всей территории Швеции

Арктическая политика Норвегия Финляндия Швеция Скандинавия
Денис Ивановский
13 февраля, 2025, 10:07
Скандинавский стиль управления: как в Северной Европе развивались арктические регионы

Фото: Sami Matias Breilin / Unsplash


Скандинавские страны, несмотря на свою географическую и культурную близость, пошли абсолютно по разным путям развития арктических территорий. Финляндии потребовалось семьдесят лет, чтобы прийти к идеальной формуле территориального развития, Норвегия решила разом инвестировать огромные средства в Арктику, а Швеция и вовсе не вела какую-то особенную политику на севере.


Проектная поддержка Финляндии

Арктические территории Финляндии – Лапландия и Оулу – занимают 50% общей площади с 10% населения. Исторически эти земли сильно отставали в развитии от юга. Такая дифференциация сподвигла правительство Финляндии в 1950-х годах запустить государственную политику поддержки арктических территорий. 

Одним из первых шагов стало принятие в 1958 году регионального закона, который запустил льготные промышленные кредиты для сельских районов и налоговые льготы для предприятий северной Финляндии. Такая финансовая поддержка стала единственной целевой мерой для Арктики на последующие 15 лет. 

Малая эффективность работавших мер побудило правительство Финляндии пойти на новый шаг – в 1971 году был создан Фонд регионального развития для финансирования малых и средних компаний. Посредством фонда правительство стало субсидировать малый бизнес, работающий в Арктике, а также финансировать транспортный сектор в Лапландии. Данная финансовая структура действует в стране до сих пор.

Одновременно правительство начало ограничивать застройку наиболее развитых регионов. Так, в 1974 году был введён специальный налог на строительство, который действовал только в южной Финляндии. Считалось, что искусственное ограничение промышленного роста столичного региона перенаправит финансовые потоки в менее развитые провинции и, прежде всего, в северные коммуны страны. Этот подход можно считать первой попыткой организовать в стране экономические зоны. Забегая вперёд – меры оказались малоэффективными.

В 1980-х годах региональная политика Финляндии в отношении северных территорий сместилась в сторону использования инструментов точечного развития и взаимодействия с муниципалитетами и сообществами коренных народов. С тех пор Финляндия перешла на проектную поддержку – не просто субсидирование предприятий или отдельных отраслей, а реализация комплексного проекта с включением нескольких секторов экономики. Тогда же в концепции развития Арктики появилось понятие опорных пунктов. Вступление Финляндии в Европейский союз в 1995 году дало региону доступ к структурным фондам ЕС и позволило привлекать больший объём инвестиций на реализацию проектов. 

Сегодня развитие северных территорий Финляндии по-прежнему основывается на провинциальных программах, которые формируются муниципалитетами сроком на четыре года. Каждая программа включает в себя комплекс мер по развитию арктических территорий. Приоритетными экономическими секторами являются сельское хозяйство, туризм и логистика. За тридцать лет такой схемы работы Финляндии удаётся поддерживать высокий уровень жизни в арктических коммунах. Однако сформировать систему опорных пунктов, а также совершить какой-то экономический рывок так и не получилось – всё развитие зависит от принимаемых программ развития. 



фото: Ethan Hu / Unsplash


Норвежский рывок

Почти половина территории Норвегии – графства Нордланд, Тромсё и Финнмарк, архипелаг Шпицберген и остров Ян-Майен – расположена в арктической зоне. Кажется, что важность развития Арктики очевидна. Тем не менее, понимание важности этого региона для реализации национальных интересов сложилось в Норвегии не так давно.

Долгое время северные территории Норвегии сильно уступали южным регионам по уровню развития и качеству жизни. Но, в отличие от Финляндии, Осло удалось переломить этот тренд. Отправной точкой современной арктической политики Норвегии является национальная стратегия 2006 года, выделившая арктические территории в отдельный кластер развития. В 2009 году акцент сместился на поддержку коренных малочисленных народов и сохранение окружающей среды.

Для повышения уровня развития северных территорий правительство Норвегии стало применять комплексный подход, используя сразу несколько инструментов: внедрение системы налоговых льгот для бизнеса, выделение бюджетных ресурсов на реализацию крупных инфраструктурных проектов, поддержка социально значимых сфер, развитие научного и инновационного потенциала. И весь этот комплекс мер правительство решило залить в Арктику не поэтапно, а разом. При этом, в отличие от Финляндии и Швеции, где большая часть вопросов решается на местном уровне, в Норвегии Арктика управляется преимущественно из Осло на национальном уровне.

С 2010-х годов государство инвестирует в создание и развитие современной производственной базы на серверных территориях. Таким образом, стали формироваться промышленные кластеры, своего рода опорные пункты и города, вокруг которых формируется арктическая жизнь Норвегии. Многие инфраструктурные проекты реализуются с помощью государственно-частного партнерства. Примером служит проект крупнейшей в стране энергетической компании Equinor в области разработки месторождений и системы управления трубопроводным транспортом, которому удалось создать несколько тысяч новых рабочих мест и выстроить инфраструктуру на две тысячи километров дорог. 

В конце 2010-х годов правительство всё же стало делегировать право принимать некоторые решения с государственного уровня на региональный, в том числе в финансовой сфере – путем передачи налоговых полномочий. Это значительно повысило финансовую самостоятельность северных провинций, однако о реальном эффекте таких мер говорить пока ещё рано.

Так, всего за двадцать лет Норвегии удалось выстроить одну из самых прогрессивных в мире моделей управления арктическими территориями. Это подтверждается высокими темпами экономического развития северных провинций в последние годы и высоким уровнем жизни их населения. При этом главенствующая роль национального правительства над региональным управлением делает эту систему уникальной для Скандинавии.



Фото: Arvid Høidahl / Unsplash


Шведская промышленность в Арктике

Среди шведских земель к арктическим территориям относится Норрботтен, на долю которого приходится 22% общей площади страны и всего 2,5% населения.

Норрботтен обладает значительными природными ресурсами – лес, запасы железной руды и цветных металлов. В регионе расположены крупные предприятия сталелитейной промышленности. Арктическая Швеция играла ключевую роль в индустриализации страны с конца 19-го века и до второй половины 20-го века. Такие исходные данные позволили северным регионам страны изначально сформировать мощный кластер развития.

Сегодня экономика Норрботтена основана на добыче железной руды и лесном хозяйстве, при этом предприятия активно привлекают на работу коренное население. Шведская Арктика, в отличие от северных земель других скандинавских стран, входит в число наиболее развитых регионов с высоким уровнем валового регионального продукта и прямых инвестиций.

Что парадоксально, в Швеции нет особенного территориального регулирования арктических территорий, как в Финляндии или Норвегии. Все меры развития и поддержки действуют на национальном уровне и носят общий характер для всех регионов. А добыча природных ископаемых и промышленность делает регион обеспеченным и финансово независимым. Единственная специфика – это широкие полномочия муниципалитетов и местных сообществ, которые в том числе принимают участие в финансовой политике.



Фото: Niklas Jonasson / Unsplash


Читайте также: ПОРА: зарубежные арктические стратегии милитаризуются


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике