В Совете Федерации обсудили использование потенциала Северного морского пути в современных условиях
Ключевым звеном в развитии СМП может стать Красноярский край, по мнению руководителя Агентства по развитию северных территорий региона

Источник: vk.com/infokmns
В Совете Федерации (СФ) прошло совещание, посвящённое использованию потенциала Северного морского пути (СМП) в современных условиях. В нём приняли участие сенаторы, представители федеральных министерств и региональных властей, информирует пресс-служба СФ.
Заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков в приветственном слове подчеркнул, что СМП сегодня рассматривается не столько как транспортный маршрут, а – как основа, движущая сила для социально-экономического развития арктических территорий. Рассматривается даже запуск отдельного национального проекта «Северный морской путь и Арктика», однако, по словам Анатолия Широкова, – «пока не понятна конкретная реализация идеи».
На совещании были отмечены рекордные объемы перевозок по СМП в прошлом году – почти 38 млн тонн, и рост транзитных перевозок – они составили более 300 млн тонн. Об этом сообщил директор Департамента развития арктической зоны и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития РФ Илья Чернов. Кроме того, Северный широтный ход позволит добавить к грузопотоку по СМП еще почти 25 млн тонн к 2032 году – сократив путь на 700 километров и соединив Свердловскую и Северную железные дороги. А Северный морской путь становится всё более востребованным и для международного сотрудничества.
Илья Чернов уточнил, что министерству вместе с отраслевыми коллегами поручено разработать и представить в июле финансово-экономическую организационную модель Северного морского пути. Основной её задачей является сохранение конкурентоспособного тарифа грузоперевозок, создание объектов транспортной инфраструктуры. Будут учтены и социальные факторы, связанные с социальной поддержкой и оплатой работы сотрудников на СМП, в том числе – с выплатой северных надбавок с первого года работы.
Много острых тем, связанных с СМП, было затронуто в СФ ранее: сенатор Андрей Шевченко говорил об острой необходимости строительства торговых судов, которые будут перевозить грузы, ведь активно развивается сейчас только ледокольный флот, но сам он не занимается грузоперевозками. В конце 2024 года сообщалось, что в правительстве обсуждается идея «Росатома» ввести с 2028-го арктический инвестиционный сбор для отправителей грузов по Северному морскому пути, и эти средства направлять на строительство новых ледоколов. Председатель СФ Валентина Матвиенко упоминала, что в Арктике идёт большая работа по развитию территорий, и сейчас необходимы прорывные, нестандартные решения.
Красноярский край и СМП
На совещании в СФ с докладом выступил руководитель агентства по развитию северных территорий Красноярского края Антон Нарчуганов – он рассказал о потенциале региона, который, по его словам, способен сыграть ключевую роль в развитии Северного морского пути.
На территории края реализуются крупнейшие инвестиционные проекты:
- «Восток Ойл» («Роснефть») – 11,8 трлн рублей;
- «Южный кластер» («Норильский никель») – 33 млрд рублей;
- «Русская платина» – 521 млрд рублей;
- «Северная звезда» – 58,1 млрд рублей.
Общий объем инвестиций в проекты – свыше 12 трлн рублей, а ожидаемый от их реализации грузопоток по СМП к 2035 году может достичь 100 млн тонн – преимущественно за счёт добываемых нефти и металлов.
Река Енисей – естественная транспортная артерия, соединяющая Транссиб и Севморпуть, и возможность формирования единого логистического коридора с юга на север страны, отметил Антон Нарчуганов. Создание транспортного коридора через Енисей и СМП позволит разгрузить Восточный полигон железных дорог и усилит роль Красноярского края как опорной арктической территории.
Арктическая зона Красноярского края охватывает почти четверть всей Арктики России – 1,1 млн кв. км. Там сосредоточено 40% промышленного производства региона, а также стратегические ресурсы — нефть, уголь, цветные металлы. В арктических опорных городах – Норильске, Дудинке и Диксоне реализуются проекты по модернизации инфраструктуры. В порту Диксон будет создана база техобслуживания и бункеровки судов, что снизит расходы и повысит надежность навигации. Так что, по мнению Антона Нарчуганова, Красноярский край имеет все шансы стать ключевым звеном в развитии Севморпути «и всего арктического пространства страны».