Сейчас в Архангельске

18:09 -16 ˚С Погода
18+

Запад не поддерживает развитие СМП, российско-финские военные визиты отменены

Зарубежные СМИ об Арктике

Международные связи Северный морской путь Финляндия
Денис Ивановский
15 июня, 2023 | 14:52

Запад не поддерживает развитие СМП, российско-финские военные визиты отменены
Фото: Вадим Балакин / GeoPhoto


Северный морской путь – Запад против

Шестидневная блокировка Суэцкого канала в 2021 году, когда на мель сел гигантский контейнеровоз Ever Green водоизмещением 250 тысяч тонн, привела к ежедневному ущербу мировой торговле в 10 миллиардов долларов США и спровоцировала рост цен на нефть и сжиженный природный газ. Инцидент заставил вновь задуматься о важности альтернативных маршрутов, соединяющих Запад и Восток, среди которых – Северный морской путь.

Севморпуть – это крупнейший для России инфраструктурный проект, развитие которого поставлено во главу всей арктической стратегии страны. В 2022 году был утверждён план развития СМП на 29 миллиардов долларов США до 2035 года. 

Стратегию Москвы можно раскрыть в трёх ключевых задачах: стать международной энергетической магистралью для экспорта углеводородов и других природных ресурсов российской Арктики, занять центральное место в международном торговом транзите, а также наладить надёжные цепочки поставок в арктическую зону России.

Кроме того, очевиден международный интерес со стороны «энергозатратных» азиатских стран к использованию СМП, несмотря на угрозу санкций. Российское правительство надеется, что Севморпуть в конечном итоге составит конкуренцию другим глобальным маршрутам и достигнет того же уровня, что Малаккский пролив, Сингапур, Панама и Суэцкий канал.

Согласно прогнозам экспертов, Северный морской путь будет готов к использованию на полную мощность примерно к 2030 году и сможет забрать на себя значительную часть объема международной торговли. Суэцкий канал будет по-прежнему использоваться для морских перевозок, особенно между Средиземноморским бассейном и Южной и Юго-Восточной Азией.

Запад очень настороженно относится к развитию Севморпути. При этом опасение вызывают не только российские планы стать главным транзитным коридором, но и растущая гегемония Пекина. В результате развития отношений России и Китая, основанных на коллективном управлении СМП, большая часть мировой торговли окажется под их контролем.

Страны Запада сейчас продвигают концепцию Северного морского пути как «общественного достояния», пытаясь придать ему статус международного маршрута, контролируемого не только Россией.

США и ряд европейских государств продолжают оспаривать утверждение о том, что некоторые из арктических проливов России (в частности – проливы Карского моря и проливы Лаптевых и Санникова) являются именно внутренними водами. Кроме того, Запад не согласен с требованиями Москвы получать официальное разрешение от российских властей для прохода по СМП, ссылаясь на нарушения права мирного прохода через двенадцатимильное территориальное море и права транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства.

Соединенные Штаты и Европа продолжают рассматривать Конвенцию ОНН по морскому праву 1982 года как документ, кодифицировавший нормы права, обязательные для всех членов международного сообщества. Такая позиция является не более чем «удобным заблуждением» западных экспертов. С военно-стратегической точки зрения Вашингтон и его союзники крайне заинтересованы в том, чтобы абсолютно все государства, включая страны, не подписавшие Конвенцию 1982 года, соблюдали её нормы и положения, и Запад успешно использовал бы вытекающие из этого преимущества.


AnyConv.com__3d05dc77-0ce9-6ff7-0778-903a5a30105a.jpg

Фото: Вооруженные силы Финляндии


Россия и Финляндия больше не будут совершать военные визиты

Россия с 1 июня прекратила действие соглашения с Финляндией о двусторонних военных визитах. Причина расторжения договора Москвой не озвучивалась, но, вероятно, это связано с вступлением Финляндии в НАТО.

В соответствии с соглашением Москва получала возможность совершать дополнительные ежегодные военные визиты в Финляндию, а военные чиновники из Хельсинки, в свою очередь, могли посещать бывший Ленинградский военный округ России (сейчас эта территория является частью Западного военного округа и объединённого стратегического командования «Север»).

Двустороннее соглашение было заключено в 2000 году в дополнение к Венскому документу ОБСЕ. Последний был принят в 1990 году в целях укрепления доверия в военной области и имеет центральное значение для контроля над обычными вооружениями в Европе.

Прекративший своё действие договор распространялся только на дополнительные визиты. Наблюдательные и оценочные поездки, оговоренные в Венском документе ОБСЕ, остаются.

Российско-финское соглашение в последний раз применялось перед пандемией. В 2017 и 2019 годах Москва осуществила ознакомительные визиты в Воздушное командование Карелии (Юго-Восточная Финляндия), а в 2016 и 2018 годах – в воздушное командование Лапландии (Северная Финляндия). Чиновники из Хельсинки со своей стороны в 2017 году побывали в Бесовце (Республика Карелия), в 2018 году – в Спутнике (Мурманская область).


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике