Сейчас в Мурманске

20:12 2 ˚С Погода
18+

Арктическое предзимье на берегу Карского моря

Амдерма в ноябре – месяце малой темноты

Удалённые поселения Амдерма
Ирина Коваль
4 декабря, 2023 | 14:27

Арктическое предзимье на берегу Карского моря

Фото автора


Зима катит в глаза

Наступил месяц малой темноты. Световой день короток, в середине ноября его продолжительность меньше трёх часов. Землю сковали устойчивые морозы, перелётные птицы давно улетели. 

Ноябрь – граница между осенью и зимой, пятое время года – предзимье. В высоких широтах это предзимье не бывает долгим. Истинная снежная и морозная зима наступает стремительно.

Знаменует очередное время года конечно же первый снег. Какой снег считать первым? Тот, что выпал с дождём и растаял безвозвратно? Тот, что барабанил ночью бусинами града и катился по деревянной мостовой прочь? Первый снег – он истинно белый, он ложится толстым слоем на уже заскорузлую землю, на серые крыши домов, на всё это неприглядное несовершенство отживших свой век безликих построек посёлка. 

На усталые души и мятежные сердца. Словно лекарство, словно панацея от бездарности и кощунства. Как медленный-медленный танец с поднятыми к небу руками, как оглушительная чистота и просветление. Такой вот первый снег.

И то ли осень закончилась нежданно, то ли зима началась внезапно, но обильный и липкий снег мгновенно скатался в большие шары для снежных баб, которые выросли практически перед каждым домом, а дороги и дорожки плотно утрамбовались под шинами тяжёлой техники. Так что меткая идиома Крылова «зима катит в глаза» пришлась и к месту, и к слову, и ко времени года.



Снеговик-велосипедист


Океан выходит из себя

Многие ошибочно считают, что океан покрывается льдом так же, как это происходит на реках и озёрах с наступлением крепких морозов. Карское море в районе посёлка Амдерма может быть свободно ото льда до середины зимы. Наличие льдов зависит от течений и ветров. 

В ноябре по-прежнему наблюдаются частые шторма. Большое количество белой пены лежит на берегу, дрожит, переливается и летит по ветру рваными кусками. Это явление повторяется каждый год. Видимо, в поверхностной плёнке прибрежных вод океана должно накопиться определённое количество органических веществ и микроорганизмов, чтобы частые и сильные волны разбушевавшейся стихии образовали эти пенные острова. 



Морская пена


Океан выходит из себя. Его собственное возмущение на все девять баллов. Словно огромная грудь исполина тяжело и высоко вздымается волна и идёт шипящим валом от самого горизонта. С грохотом и низким гулом выбрасывается морская вода вперемешку с крошевом из плавника, водорослей, морских донных обитателей, ила и песка.



Штормующее Карское море в районе п. Амдерма


Близко к морю находиться невозможно. Ветер вырывает из рук телефон, хлёсткие заряды дождя с градом больно бьют по лицу. Если стоять на скале, ближе к краю, то с каждым ударом волны под ногами ощущается сильная вибрация. Всё смешалось. Сама граница раздела сред обитания будто бы стёрлась и на время перестала быть границей. Атмосфера до предела насыщена влагой, а морская вода напоминает взбитый в пену воздушный микс. Волнение, страх и любопытство переполняют в этот момент.

Чайки сбиваются стайками на возвышенностях и терпеливо ждут, когда стихия немножко успокоится. Тогда смело можно приступать к пиршеству – после шторма им будет чем поживиться. 



Море и чайки



Аурелии и Цианеи

Во время шторма на берег выбрасывает больших и маленьких медуз. Приспособившиеся к жизни в холодных водах океана, на суше они выглядят беспомощно – желеобразные диски кишечнополостных животных с лучевой симметрией, лопастями и куполом, медленно замерзающие на берегу. 

На отмелях можно встретить красно-бурых Цианей. Их щупальца похожи на волосатую гриву. Правда, наши Цианеи далеко не гигантские, как это представлено в литературе. Размер купола не более 10-15 см в диаметре. 

Медуза с красивым названием Аурелия, что буквально переводится как «золотая», на самом деле фиолетовая. Сквозь прозрачное тело можно рассмотреть более интенсивно окрашенные гонады в форме подков. 



Аурелия


Было море, была необузданная стихия с течениями вверх и вниз, к берегам и к далёким горизонтам. Была целая жизнь – самобытная, ни на какую другую не похожая. Ушло море – закончилась жизнь. 

Совсем скоро плоть превратится в тлен, распадётся на невидимые молекулы вещества, на космические атомы. Было ли море, была ли стихия, была ли эта бессознательная жизнь? И что для Жизни есть Море, Земля и Воздух?


Снежная королева

Казалось бы, какой театр может быть в таком отдалённом и малонаселённом посёлке как Амдерма? На первый взгляд – обычное самодеятельное лицедейство. Разве способны доморощенные артисты погрузить зрителя в царство великой Мельпомены? 

В Ненецком автономном округе имеются выдающиеся художественные коллективы, но до побережья Карского моря им сложно добираться.  Пожалуй, с начала 90-х лет в Амдерму никто из артистов не осмелился прилететь. Поэтому культуру и искусство нам приходится творить самостоятельно. 

Спектакль «Снежная королева» по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена, был поставлен театральной студией «Флюорит» под руководством Елены Алёшиной ко Дню матери на 27 ноября. 



Руководитель театральной студии «Флюорит», учитель английского языка Елена Алёшина в роли Снежной королевы


Аккомпанементом к действиям звучала не только современная музыка, но и классические произведения Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского, Вольфганга Амадея Моцарта. Благодаря музыке, а также самостоятельно сшитым костюмам и завораживающей игре актёров, удалось создать ту самую удивительную атмосферу сказки, которая берёт за душу, завораживает и покоряет взрослых и детей.

Театральной сцены и специального зала у нас нет. Всё действие происходит в большом спортзале ФОКа с соответствующей акустикой, но это не мешает зрителю приобщиться к творениям мировой культуры, понять благородные посылы всеми знакомого с детства Андерсена. 

В маленьком посёлке все друг друга знают, но тем волнительнее, когда видишь эмоции и живую игру людей, которые вышли из привычного круга повседневных дел и сумели перевоплотиться. Сцены органично сменяли одна другую – вот изящно скользят в танце придворные дамы и кавалеры, вот маленькая дерзкая разбойница пленяет добрую Герду, а вот мудрая финка в яркой малице исполняет шаманский танец, вводя всех в транс. 



Учитель русского языка и литературы Валентина Талеева в роли финки


Театр – это такой вид искусства, где реальность и фантазия переплетены с мастерством режиссёра-постановщика и самих актёров. 

«Коварство и любовь, дружба и зависть, человечность и бессердечность – вот те вечные темы, которые никого не оставляют равнодушными во все времена, – комментирует Елена Алёшина. – Особенно важно показывать и прививать истинные человеческие ценности нашим детям. Театральные постановки позволяют реализовать и воспитательные, и развивающие, и общеобразовательные задачи одновременно». 

А между тем, в нашем заполярном посёлке свершилось очередное большое событие, которое сродни чуду. Благодаря энтузиазму и огромной увлечённости односельчан создана среда, которая позволяет нам почувствовать единение, причастность к великому, доброму и вечному. Ведь отдалённость никоим образом не означает отверженность. 



Спектакль «Снежная королева» в Амдерме – общее фото на память


Край земли и художники-философы

«Край земли» – понятие абстрактное, но весьма поэтичное, если не сказать философское. Край суши, край материка, оконечность земной тверди перед огромным океаном. Граница между реальным и виртуальным, которую хочется преодолеть, постичь. Граница между духовным и физическим, которая превращается по воле обстоятельств и силе человеческой мысли в центр мира, центр силы, центр притяжения. 

Таким центром притяжения является, как ни странно, труднодоступная заполярная Амдерма. Для многих путешествующих и просто любопытствующих Амдерма – это самый настоящий край земли, а в период наступления полярной ночи и край света. 

Художники Всеволод Саплин и Анастасия Миро признались, что любят наш посёлок и прилетают в Амдерму уже не в первый раз. В беседе со школьниками они поделились идеями уже реализованных проектов, в которых объединяются живопись, скульптура, музыка и видео. Показали ребятам свои художественные работы в стиле реализма и абстракционизма. 

Оказывается, что именно арктическая глубинка может вдохновлять на экспрессивную живопись, которую понимают и принимают далеко не все люди. Очень хочется увидеть полотна Всеволода, связанные с природой Арктики. 

Впечатлил рассказ Анастасии о проекте, связанном с исследованием истории советской космической программы «Энергия-Буран». Ребята были поражены реалистичностью работ художницы. Спрашивали, какие приёмы и технику она применяет для написания своих картин, сколько времени требуется на одно такое творение. 

А мне, после этого короткого знакомства, подумалось, что край земли – это вовсе не конец, это очередная уникальная грань, которая раскрывается посредством творчества.


Эстетика арктических ландшафтов

Полосы наносного льда и снега, вперемешку с морской пеной и шугой, образуют искусно созданное полотно с фестончатыми краями, окаймляющими берег моря, словно нежнейшее бело-голубое кружево. Такая замысловатая картина арктического побережья проявляется поздней осенью, когда природа постепенно застывает и готовится к зимнему сну. 

В лучах последнего солнца утончённая северная эстетика придаёт ландшафту особую уникальность. Повторяющийся рисунок замерзающих волн – это ритмичный паттерн ледяной гравюры на скованном морозом песке. 



Природный перформанс – фестончатые берега


Многие утверждают, что природа – непревзойдённый творец во всём. Действительно, в любом пейзаже присутствует сразу всё – цвет, звук, множество объектов, рельеф, движение. Воздействие такого естественного перформанса заставляет замереть и задуматься. 



Ледяные берега Карского моря в ноябре


***

Ирина Коваль, специально для GoArctic

далее в рубрике