Как развивается туризм в североамериканской Арктике
Господдержка, круизные лайнеры, северное сияние, национальные заповедники, участие коренных народов, фьорды и водопад Вирджиния
Национальный парк Рангел-Сент-Элайас, Аляска. Фото: Pietro Donà / Unsplash
Туризм на Аляске
Туристическая отрасль на Аляске занимает второе место после нефтегазового сектора по значимости для региональной экономики. В течение последних пяти лет арктический штат занимает первое место в США по темпам роста туристического потока. Аляску с населением в 730 тысяч человек посещают более 2 миллионов туристов за год. Доходы от отрасли в 2023 году перевалили отметку в 4 миллиарда долларов США. Кроме того, благодаря туризму решается и кадровая задача – этот сектор обеспечивает 50 тысяч рабочих мест.
В отличие от европейской Арктики, где действует масштабная программа по развитию туризма AETC, на Аляске всё отдано на откуп предпринимательскому сообществу. Государственная поддержка сводится к снижению налоговой и бюрократической нагрузки, а также предоставлению грантов для отдельных сфер деятельности.
Путешествия на круизных лайнерах уже много лет держат первенство среди всех других видов арктического туризма на североамериканском континенте. В прошлом году порты Аляски приняли 1,3 миллиона пассажиров круизных судов, а это 65% от всего турпотока штата. Тогда же власти запустили масштабную программу софинансирования проектов, связанных с обновлением портовой инфраструктуры для работы с круизными лайнерами. Деньги из бюджета будут выделяться в течение 10 лет и пойдут как на модернизацию существующих портов, так и строительство новых пассажирских причалов для лайнеров. Если всё пойдёт по плану, то пропуская способность морских портов увеличится в три раза.
Анкоридж, Аляска. Фото: Wonderlane / Unsplash
Анкоридж – крупнейший город Аляски. Именно с него начинаются туристические поездки у 70% путешествующих по штату. Здесь же находится и пассажирский морской порт, откуда отходят практически все круизные маршруты.
Город Фэрбенкс, расположенный в центральной части штата, называют на Аляске «воротами в Арктику». Отсюда множество путешественников начинают свои полярные туристические маршруты. Кроме того, Фэрбенкс славится северным сиянием – из-за своего местоположения и климатических условий наблюдать за природным явлением получается с конца августа до середины апреля при большом количестве безоблачных суток. Также здесь распространён образовательный туризм благодаря крупнейшему в штате научно-исследовательскому центру. В туристический сезон во Фэрнбэнксе количество путешественников может втрое превышать число местных жителей.
Чаще всего туристы, приезжающие на Аляску, отправляются в национальные заповедники, которые стали брендом арктического штата.
Национальный парк Денали – это одна из самых известных и посещаемых природных достопримечательностей Аляски. Парк расположен в центральной части штата и славится самой высокой вершиной Северной Америки – горой Денали (6 190 метров). В год данный парк посещает более 1,5 миллионов туристов.
Другой национальный парк Аляски, Рангел-Сент-Элайас, является крупнейшей заповедной зоной во всех США. Он занимает 53 тысячи квадратных километров, что, для сравнения, равняется трети Мурманской области. Благодаря скалистой местности здесь приобрели популярность горные походы и альпинизм.
Гора Денали. Фото: Patrick Federi / Unsplash
Туризм в арктической Канаде
В Канаде «продвижением» арктического туризма занимаются преимущественно на региональном уровне. С 2021 года была запущена программа развития туризма в Нунавуте, направленная на улучшение туристкой инфраструктуры, и «туристическая» инициатива в Северно-Западных территориях (СЗТ), смысл которой прежде всего – поддержка туристических организаций. Как и на Аляске, туристический сектор экономики является вторым по значимости для экономики арктических провинций после добывающего сектора.
Большое внимание в Канаде уделяется вовлечению коренного населения в туристический сектор. С 2000-х годов в Нунавуте, Юконе и СЗТ создаются туристские ассоциации коренных народов, которые выполняют роль деловых ассоциаций по продвижению туристической отрасли.
Канадские провинции не могут похвастаться такими же большими цифрами по турпотоку, как на Аляске, однако из года в год количество туристов уверенно растёт на 5-8%. Исключением стал период пандемии COVID-19, но уже в этом году Канада вернулась к цифрам 2019 года в 600 тысяч туристов.
Если на Аляске основным видом путешествия являются круизы, то для канадской Арктики типичны автомобильные поездки. Основные туристические объекты расположены вдоль автомобильных трасс, поэтому уровень развития транспортной инфраструктуры напрямую влияет на туристический поток в Канаде. Наиболее популярными точками притяжениями туристов, как и на Аляске, стали национальные парки и заповедники.
Парк Наханни. Фото: Derek and Beth Hatchard / Flickr / CC BY-ND 2.0
Национальный парк Сирмилик, расположенный на острове Баффинова Земля, является одной из самых больших и нетронутых природных зон в мире. Этот заповедник славится своими впечатляющими фьордами, ледниками и скалистыми утесами. Поток туристов из-за дальнего расположения небольшой, однако само место признано самым красивым в арктической Канаде.
Наханни – заповедная территория СЗТ, где находится водопад Вирджиния, включённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк расположен вдоль автомобильных магистралей и приобрёл огромную популярность у туристов благодаря своей транспортной доступности. Сюда же приезжают любители водного туризма, так как Наханни богат реками и озёрами.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic