Сейчас в Архангельске

14:55 9 ˚С Погода
6+

По пути Баренца. Маршрут для сильных

Природа Арктики Туризм
Иван Мизин
17 Августа, 2022, 13:30

По пути Баренца. Маршрут для сильных

Река Гришина Шара при впадении в Карское море.


Арктический туризм давно очень популярен в мире. Комфортабельные морские лайнеры провозят желающих увидеть айсберги/китов/белых медведей вплоть до самой «макушки» планеты. Также и учёные регулярно посещают удалённые территории, исследуя ледники, морские течения, климат, используя для этого возможности судов ледокольного класса. Правда, потепление в Арктике позволило сейчас и яхтсменам проводить летние месяцы на юге Новой Земли или даже в районе Земли Франца-Иосифа, «попутно прихватив» с собой любителей полярной экзотики. Быстро посетив красивые уголки этих архипелагов, они возвращаются домой, увозя многочисленные фотографии. Однако при таком «скоростном» способе знакомства с Севером большинство арктических секретов остаётся неразгаданными даже пытливыми естествоиспытателями. Только нахождение на берегу, в тундре и полярной пустыне может принести удовлетворение как учёным-биологам, так и опытным путешественникам.

Возможность продемонстрировать удивительные ландшафты северной части Новой Земли и их обитателей была положена ещё в основу проекта «Парк Виллема Баренца», разработанного в 1999 г. Морской Арктической Комплексной Экспедицией Института природного и культурного наследия РАН при поддержке Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и Министерства сельского хозяйства, природопользования и рыболовства Нидерландов. Затем этот проект воплотился в национальный парк «Русская Арктика», который активно включился в сопровождение арктических круизов. А вот другие разрешённые на ООПТ виды туристической деятельности – пеший, автомобильный и т.п. – по-прежнему не реализованы. Места эти удалённые, доставить туристическую группу очень сложно и дорого, вот и ждут неизведанные пустынные побережья своих первопроходцев…

Но что же их может ждать, в какую атмосферу тайн и открытий они окунутся? Представим себе некий виртуальный тур, который, тем не менее, существует в самой объективной нашей реальности. Прежде всего, конечно, надо сказать, что для национального парка, по территории которого пролегает маршрут, наиболее перспективны познавательный и научный виды туризма, в ходе которых возможны не только преодоления экстремальных участков, но и наблюдения редких видов птиц и больших птичьих базаров, фотоохота на впечатляющие пейзажи и даже белых медведей и морских млекопитающих, встречи с которыми гарантированы, а также изучение выдающихся геоморфологических и геологических объектов.


Отвесные обрывы каньона реки Гришина Шара с крупным птичьим базаром на вертикальных складках коренных пород – пример комплексного памятника природы.


"Наследие Баренца" в Русской Арктике


Сначала несколько слов о том, «почему Баренц». На Новой Земле, да и в национальном парке «Русская Арктика», много других имён и событий, однако значение голландцев сложно переоценить. Они оставили первые письменные свидетельства о пребывании и промысловой деятельности русских на севере архипелага ещё в XVI веке! Дневники Геррита де Фера (де Веера) – участника голландских экспедиций под руководством Баренца – первоисточник для всех, кто интересуется Российской Арктикой. Трижды ходили суда под командованием Баренца в ледовитые воды современной России, а экспедиция 1596-1597 годов стала легендарной.

15 августа 1596 года судно, где штурманом был Виллем Баренц, приблизилось к Оранским островам, а 19 августа обогнуло мыс Желания и направилось к югу уже вдоль восточного берега архипелага. Достигнув 25 августа залива Течений, экспедиция была вынуждена из-за сплошного льда повернуть назад. 27 августа судно было окончательно затёрто льдами в районе залива, названного впоследствии Ледяной Гаванью. Здесь на побережье голландцами было выстроено зимовье, в котором они прожили с 24 октября 1596 года до 14 июня 1597 года. После зимовки судно, продолжавшее оставаться затёртым в Ледяной Гавани, пришлось бросить, и на двух лодках голландцы отправились в обратный путь. Где-то здесь Баренц скончался и был похоронен своими спутниками. Место это достоверно неизвестно.

Результатом плаваний и зимовки экспедиции Виллема Баренца стало создание первой карты южного, западного, северного и северо-восточного побережья Новой Земли, первые наблюдения за погодой в Арктике и целый ряд описаний природы и промыслов местного населения.

Всё это вместе взятое стало называться в дальнейшем «баренцевским наследием» – в память о человеке, внёсшем заметный вклад в формирование современной цивилизации. Впервые для западных европейцев стали реально известны обширные территории Европейской Арктики, о которых до этого было известно только по отрывочным сообщениям русских поморов. Учитывая выдающиеся достижения и личные заслуги Виллема Баренца, скончавшегося после зимовки у северного побережья Новой Земли, его именем со второй половины XIX века было названо одно из морей Северного Ледовитого океана. Именно благодаря Баренцу название огромного архипелага Новая Земля звучит с тех пор на всех языках мира приблизительно так же, как и по-русски. Поэтому совсем не случайно, что первый туристический маршрут, предложенный для парка «Русская Арктика», был назван «По следам экспедиций Виллема Баренца», или «Берег Баренца». Он предназначался для наиболее физически подготовленных туристов и мог быть осуществлён либо пешим порядком, либо комбинированно, с использованием морских лодок или вездеходов на больших колёсах с низким давлением в шинах.


Путешествие в неизведанное

С учётом опыта различных высадок в районе мыса Желания и по территории «Русской Арктики», сегодня этот маршрут может выглядеть так: от реки Снежная и залива Иванова на севере до границы национального парка у реки Спокойная или даже ещё южнее. Рассчитывать путешественники должны на время до трёх недель. На этом маршруте должно произойти знакомство с неизведанными берегами севера Новой Земли, преодоление различных препятствий в виде сложного рельефа местности, суровых погодных условий, возможного появления белых медведей. Длина всего маршрута может составить не менее 300 км.

 Схема туристического маршрута «Берег Баренца» на карте региона.


Но скорее всего, с учётом отклонений для поиска оптимального пути и осмотра достопримечательностей, эта величина должна увеличиться до 400 км. Смена погоды, препятствующая возможности передвигаться пешком, обязательно внесёт свои коррективы. Поэтому, здесь было бы хорошо проверить на прочность какой-нибудь из существующих российских вездеходов, но не снегоболотоходов, а тех, что могут преодолевать, кроме топких мест, ещё и курумники и участки с острыми камнями. А уже потом, на основе опыта и впечатлений первопроходцев, предложить пеший маршрут (или несколько).


   Типичный пейзаж севера Новой Земли с долинами ручьев и каменистыми осыпями.


Попробуем теперь всё-таки продвинуться по этому маршруту, делая остановки в наиболее примечательных местах. Если группа туристов подобралась совсем «отчаянная», то высадиться с морского судна, которое согласится их довезти до Новой Земли, надо будет на подходящей точке, где легко произвести разгрузку, на пустынном берегу. Отсюда начинается свободная от выходов ледника береговая линия, по которой можно (как мы надеемся) перемещаться.

Места в этой части Новой Земли и национального парка – неизведанные. Тут никто не «бродил», что и кто может встретиться на пути – неизвестно. Можно только с уверенностью предположить, что здесь широкие плоские участки, с пересекающими их долинами ручьев, местами топкими из-за оттаивающего верхнего слоя многолетней мерзлоты.


 Полярная пустыня в юго-восточной части национального парка с цветущими камнеломками.


Так будет до реки Спокойная, за которой начинается собственно федеральная ООПТ, где повышено внимание к возможному негативному влиянию деятельности людей на окружающий ландшафт. Отсюда уже будет несколько рек с глубокими обрывистыми каньонами, которые надо форсировать либо ближе к леднику, либо прямо по берегу.

Первая остановка – мыс Спорый Наволок. Знаменитая Ледяная Гавань и остатки «Богоспасаемого Дома» Виллема Баренца. К сожалению, здесь почти ничего не осталось от той эпохи, но само место музеефицировано усилиями как отечественных, так и голландских энтузиастов. Здесь есть памятный деревянный крест, установленный в 1980 году группой Алексея Кравченко, мемориальная плита, привезённая совместной российско-нидерландской экспедицией в 1995 году, но самое главное -- присутствует та «атмосфера», которую ощущали первые европейцы на Новой Земле. Это стоит прочувствовать. 


 Современный вид на место зимовки команды каравеллы Баренца в 1596-97 гг.


Позднее на берегу Ледяной Гавани установили деревянный дом, который напоминает в общих чертах старое зимовье голландцев, как оно было изображено на рисунках из дневников де Фера. На его базе можно устроить временный лагерь, чтобы спокойно осмотреть местность, добраться до реки Каньонная, возможно, переждать непогоду. 


  Реконструкция «Богоспасаемого Дома» в заливе Ледяная Гавань.


Недалеко от Ледяной Гавани покоится на дне моря научно-исследовательское судно «Академик Шокальский», затопленное 27 июля 1943 г. немецкой подводной лодкой U-255.  В принципе, интересующиеся историей туристы могут подобрать подходящее место, где в дальнейшем установить памятный знак об этой странице Великой Отечественной войны.

После того, как все насытятся впечатлениями от самой известной достопримечательности национального парка, вдоль берега моря добираемся до бухты Мурманца, где в середине 1930-х годов функционировало промысловое становище. В этом месте расположено лежбище моржей, а также можно было добывать сетями белух, а на суше – белых медведей. Моржи и сейчас залегают напротив этого становища – на острове Гемскерка. Этот остров и находящийся рядом мыс Константина – самый восточный птичий базар, где гнездятся толстоклювые кайры. Поэтому практически гарантировано присутствие белого медведя, в летний период добывающего себе корм в виде яиц или птенцов. Переплыть с берега на остров и обратно для этого хищника не представляет сложной задачи. Надо быть начеку.


 Белый медведь над птичьим базаром острова Гемскерка.


На мысе Константина останавливались и голландцы в июне 1597 года, на обратном пути домой.

Несколько слов о морском побережье. Само по себе оно – место пристального внимания, поскольку выбросы различного мусора, скопления бревен могут хранить в себе много тайн прошлых дней. Это и остатки лодок, и предметы быта, и многое другое. 


   Типичный облик «Берега Баренца».


Для тех, кто любит различные географические «крайности» – специально по нашему движению мыс Флиссингский, самая восточная точка Европы. Был также впервые описан экспедицией Баренца. Сюда доходил весной 1913 года Георгий Седов, когда вместе с матросом Инютиным проводил маршрутную съёмку побережья во время своей зимовки на Новой Земле. Здесь же был установлен памятный крест и находится старинный каменный гурий. Креста уже нет, но, возможно, его остатки можно найти в окрестностях мыса. 


Гришина Шара

Минуя мыс Девер, названного так в честь летописца Баренца Де Фера, двигаемся в сторону непреодолимой преграды – знаменитого каньона Гришиной Шары. Глубоко прорезает река полярную пустыню, обрывы её достигают в некоторых местах ста метров! 


 Река Гришина Шара в среднем течении.


Здесь, в нескольких километрах от берега моря, находится крупная колония чаек-моёвок, гнездятся чистики, хищные бургомистры, выводят потомство песцы, сюда заглядывают белые медведи и северные олени… 


 Колония моёвок в каньоне – редкое явление.


Пятно орнитогенной растительности видно на снимках со спутников. 


 Сплошной ковёр из мхов и сосудистых растений над птичьим базаром.


Если будет туманная погода или дождь, надо сделать остановку, разбить ближе к устью лагерь и непременно дождаться, когда откроются грандиозные виды этих мест с геологическими обнажениями. Переправиться на левый берег можно только там, где река уже впадает в море, где каньон становится широким и пологим и переходит в песчаный пляж.


   Эффектные выходы терригенных пород.


Река Гришина Шара впадает в море в заливе Натальи. Здесь в 1950-х годах была небольшая военная база и даже аэродром. Следы можно увидеть и сейчас, хотя их основательно «почистили» в ходе уборки Арктики несколько лет назад.


"Почти дома". Полевая база на мысе Желания

Перед следующим ручьем с крутыми обрывистыми берегами стоит небольшой обелиск. Он установлен на месте гибели двух полярников со станции «Мыс Желания» в далёком 1968 году. Отдадим дань памяти советским исследователям Арктики…


 Стела на месте гибели полярников Ткаченко и Кима.


Отсюда идёт старая вездеходная дорога прямо к мысу Желания.

Незначительные водотоки, несколько топких мест, которые надо объехать – и мы у мыса Желания, на сезонной базе «Русской Арктики».


Полевая база парка «Русская Арктика».


Здесь экспедиция может передохнуть подольше, попариться в бане. На знакомство с самим мысом Желания, деревянным маяком 1933 года постройки, строениями и историей бывшей одноимённой полярной станции, следами боевых действий 1942-43 годов, промысловым становищем «Мыс Серебрянникова» уйдёт несколько дней, учитывая частую плохую погоду. Здесь много памятных мест: могила гидролога Пинчуковой, астропункт Таймырской гидрографической экспедиции 1932 года; сюда приходили экспедиции Владимира Русанова и Георгия Седова… Возможно, в это время туристы не будут одиноки: базу часто навещают белые медведи. Баренц и здесь напомнит о себе, поскольку именно его экспедиция нанесла этот мыс на карты летом 1596 года.

Поскольку мы начали путешествие на Карской стороне, то надо завершить его на Баренцевоморской. От мыса Желания мимо самой северной точки архипелага – мыса Карлсена – по красивой пересечённой местности через поля полярного мака, где может посчастливиться встретить редчайшего новоземельского северного оленя, берём курс к последней точке путешествия «по следам Баренца» – водопадам на реке Снежная. За ней, в заливе Иванова, по некоторым предположениям, и закончил свой путь выдающийся штурман…


   Водопады реки Снежная во флишевых толщах.

               

В 1597 году голландцы, захоронив своего штурмана и матроса Класа Гаутейка, ушли отсюда на шлюпках вдоль берегов Новой Земли и были встречены русскими -- а мы завершаем свой маршрут. Надо вернуться к мысу Желания, ждать обратного судна. В это время можно понаблюдать за животным миром «Русской Арктики», поучаствовать в сборе и изучении морского мусора, продолжить обустраивать территорию национального парка для будущих посетителей, собрать данные для экологического мониторинга. Туристское освоение Новой Земли только начинается…

 

Автор: Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка "Русская Арктика".

Фотографии И.А. Мизина. 
















далее в рубрике