Сейчас в Архангельске

00:17 -4 ˚С Погода
18+

Теплоходом по Енисею – 100 лет назад и сейчас

Торопитесь увидеть то, что может скоро просто исчезнуть с карты!

Туризм Енисей Арктический туризм
Константин Каськаев
27 ноября, 2022 | 19:28

Теплоходом по Енисею – 100 лет назад и сейчас
Теплоход Валерий Чкалов на Енисее. Фото автора


В одной из прошлых статей я уже писал о том, как важен был Северный Морской Путь для сибиряков в конце XIX и в начале XX веков. Как долго ждали некоторые российские государственные деятели, зарубежные и сибирские купцы того момента, когда по СМП будет проложен полноценный торговый путь! В этой статье я сравню то, как проходило путешествие Фритьофа Нансена из Норвегии по СМП до устья Енисея и дальше вверх по течению до Енисейска в 1913 году и как сейчас, в XXI веке, можно совершить поездку на рейсовом теплоходе из Красноярска в Дудинку.


Путешествие Ф. Нансена по Енисею в 1913 году

По приглашению русского правительства Ф. Нансен совершает путешествие через всю Россию, вплоть до Владивостока и Хабаровска. Маршрут был таков – на торговом судне из Норвегии через Баренцево и Карское моря до устья Енисея, далее на речном теплоходе вверх по реке до Енисейска, оттуда на тарантасе до Красноярска, а потом на поезде по Транссибирской магистрали и через КВЖД до Владивостока и обратно через Хабаровск и Амурскую область. Это путешествие описано Нансеном в его книге «Через Сибирь», 1914 года издания.


3 (4).jpg

Обложка книги Ф. Нансена «Через Сибирь»


Нас, естественно, интересует та часть, что посвящена Заполярью и низовьям Енисея.

Торговое судно, на котором путешествовал Нансен не было его собственным. На судне он был лишь почётным гостем. Именовалось судно «Коррект» и принадлежало норвежскому купцу Лиду. Это судно должно было дойти до устья Енисея и там перегрузить товар на сибирское торговое судно. Поэтому дальше устья «Коррект» идти не собирался. Несмотря на это, как пишет Нансен, многие члены команды лелеяли надежду совершить выгодный для себя обмен с местным населением, причём особенно уповали на мену ценных мехов. Для этого экипаж судна прихватил из дома меновые товары. Так датчанин-стюард накупил на целых 24 кроны (огромная сумма по тем временам) стеклянных бус, ожерелий и прочих побрякушек, перед которыми, по его мнению, не мог устоять ни один абориген. Но его и прочих обменщиков (или обманщиков?) ждало величайшее разочарование. Что касается ценных мехов, то их давно скупили сибирские купцы. А сами дикари оказались вовсе не такими наивными, как представлялось в далёкой Европе, и на стеклянные бусы они не покупались. Туземцы прекрасно знали цену денег – не хуже нас, а иногда и лучше многих из нас. Бедный стюард, рассказывает нам Нансен, ухлопавший целое состояние непонятно на что, был безутешен, ведь теперь ему только и оставалось, что побросать свои побрякушки в воду.

Заманивая гостей в путешествие, господин Лид обещал им ни что иное, как бифштекс из мамонтятины! Всё дело в том, что в 1912 году, во время прошлого визита Лида в Сибирь, в тундре (недалеко от Гольчихи) была найдена замороженная туша мамонта. Конечно, нет никаких сомнений, что бифштекс из мамонтятины, пролежавшей в вечной мерзлоте несколько сотен лет, – очень заманчивое угощение, но, как пишет Нансен, он не мог избавиться от мыслей о трупном яде и прочих прелестях дохлой туши. К счастью гостей «Корректа» на месте выяснилось, что господин Лид не сможет сдержать обещание, ибо собаки из Гольчихи откопали мамонта и обглодали его кости, потому что питались им всю зиму напролёт, а весной 1913 года прибыла экспедиция, снаряжённая русским правительством, и забрала останки мамонта.

Нансену также рассказали и о книге первого епископа в Енисейске (Никита Иванович Казанский), в которой описана Мангазея 1600-ых годов (город на реке Таз) и её связи с Норвегией. В книге епископ указывает, что норвежские монеты были найдены у шаманов в бассейне реки Таз и окрестностях. Нансена эта информация очень заинтересовала. Ещё Ф. Нансен отмечает большое разнообразие типов русского населения в районе северного Енисея. Многие из русских в этих местах, отмечает Нансен, похожи на скандинавов, – некоторых молодых местных парней со светлыми волосами Фритьоф был готов принять за норвежских крестьян. Тут на Енисее, пишет Нансен, очень много русских с голубыми глазами и светлыми, вьющимися волосами.

Кроме того, Нансен отметил, что в Сибири, наравне с изобилием пушных зверей, отмечается изобилие времени – его тут, мол, девать совершенно некуда. Все дела делаются неторопливо и без спешки.



«Круиз» по Енисею в наше время

Верховья и низовья Енисея – это настоящая сибирская глушь, даже в наше время! В верховьях реки, в республике Тува, водятся верблюды и яки, а в низовьях Енисея – белые медведи, тюлени и моржи. Енисей берёт своё начало в самом центре Азии, в городе Кызыле, где сливаются две реки – Бии-Хем и Каа-Хем. Заканчивается Енисей впадением в Карское море, в Северный Ледовитый океан. Слово Енисей переводится как большая вода.

Рейсовое пассажирское сообщение есть только севернее Красноярска. От Красноярска и до Дудинки курсирует, например, теплоход «Валерий Чкалов» – это уникальное судно 1953 года рождения. Судно было построено в ГДР, на верфи города Висмар по заказу СССР. «Чкалов» был первым в серии теплоходов, созданных по проекту 588. Всего было построено 49 экземпляров, многие из которых трудятся на российских река до сих пор. Но только «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов» занимаются регулярными пассажирскими перевозками. Оба на маршруте Красноярск – Дудинка. Остальные трудятся на коммерческих круизах в других регионах.


2 (4).jpg

Внутренний интерьер теплохода «Валерий Чкалов»


Интерьеры внутри «Валерия Чкалова» точно такие же, какими они были 69 лет назад. На борту есть две каюты класса «Люкс» – обе имеют большое пространство и собственный санузел. На второй палубе, этажом ниже, каюты попроще классом, в них уже не так много места, поэтому обычно часть багажа стоит в коридоре перед дверьми. На нижней палубе расположен 3-й класс – это четырёхместные каюты с жёсткими кроватями. Билеты на теплоход стоят от 12 тысяч рублей.

На каждой палубе есть 2-3 душа с горячей водой, есть и круглосуточный, бесплатный, кипяток для чая. А вот кают-компании на судне нет, в отличие от «Родины», которая курсирует по Оби. На «Чкалове» есть и полноценный лифт, но пользоваться им может только команда.

Так как по Енисею проходит граница между Западно-Сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем, то пейзажи здесь гораздо симпатичнее, чем те, что можно видеть во время путешествия по Оби. Из-за того, что в Сибири реки текут на север, да ещё и Земля вращается, то правый берег рек всегда крутой и обрывистый, а левый пологий. Но на Енисее, на правом его берегу, ещё часто видны вершины Среднесибирского плоскогорья.

Кстати, и «Валерию Чкалову», и «Александру Матросову» уже строят смену – так что ещё год-два и они уйдут на пенсию!


Вместо заключения

Енисей, даже спустя сотню лет, остаётся всё ещё мало изведанным регионом. Но сейчас, в XXI веке, простому человеку гораздо легче попасть в эти края. 12 000 рублей за билет на теплоход из Красноярска в Дудинку – не такая уж и большая цена за приключения. Тем временем, с каждым годом, цивилизация шагает всё дальше, всё глубже проникает во все уголки нашей большой страны. Торопитесь увидеть то, что через год-два-десять лет просто исчезнет с карты и останется только в книгах!



Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике