Вайгач-2023: экологическая экспедиция. Часть 1
Записки арктического волонтера

Северо-восточный Болванский нос. Остров Вайгач. Фото: Ю. Токарев
В начале июля сводный отряд студентов столичного Российского Технологического университета и волонтеров архангельского движения «Чистый север – чистая страна» отправился на судне «Михаил Сомов» в экологическую экспедицию на территорию метеорологической станции им. Е. К. Федорова (о. Вайгач). Организатор экспедиции – Губернаторский центр Архангельской области и РТУ МИРЭА при поддержке ФГБУ УГМС «Северное».
Публикуем отрывки из дневника экспедиции.
09.07.2023
Этот долгий-долгий арктический яркий день был наполнен событиями доверху, – казалось, еще один миг, один глоток, и они переполнят чашу; эмоций стает слишком много, острота происходящего перестанет ощущаться, и этот необычный день станет просто одним обыденным росчерком в череде остальных.
Встали в семь утра и еще до завтрака принялись выносить вещи из каюты наверх, поближе к вертолетной площадке. Со скрежетом открываю тяжелую железную дверь на палубу. Моментальное фото: отвесные черные скалы, белая пена, серое море. Передо мной древний Вайгач: строгие краски, резкие силуэты.
Взводится пружина долгого дня. Наспех, на бегу прощаемся с нашими удивительными попутчиками. У многих впереди тяжелые зимовки, напряженная работа.
Вертолет мягко отрывается от палубы, поднимается в небо. Мелькает в иллюминаторе «Михаил Сомов», и почти сразу мы приземляется посреди каменистых пустошей.
− Будет много птиц, берегите головы, – советует Дмитрий Александрович, начальник рейса. – Поднимите вверх палку, еще что-нибудь.
Признаться, тогда мы не оценили масштаб проблемы… Подумаешь – птицы… Но крачек вокруг оказалось столько!.. И напрасно я стращал парней авралом при разгрузке, когда вещи из вертолета выгружаются в дикой спешке.
На сей раз Ми-8 заглушил двигатель.
Заглушил двигатель – на нашу голову… Причем в буквальном смысле: стоило замереть лопастям вертолета, как с пронзительным криком принялись пикировать крачки, на миг замирая, раскрывая ярко-алый клюв и опорожняясь прямо на вжимающих голову в плечи людей.
Метеорологи потащили оборудование в сторону станции, а мы выстроились цепочкой, укладывая пожитки возле вертолета.
Александр Вениаминович, пилот Ми-8 («Главный в небе») оглядел нашу внушительную груду:
− Взлетать будем – легкие вещи прижимайте, чтоб не разлетелись…
Киваем.
Пилота, вышедшего за периметр лопастей, тотчас атаковали с воздуха.
«Эдак у него крачки бейсболку украдут…»
Как ни в чем не бывало – и не такое видали – опытный пилот поправил кепку, натянув за козырек:
− Ну, как это место называется – знаете?
− Вайгач… – нестройно протянули студенты-добровольцы.
− Вайгач – это понятно. А вот конкретно, где мы сейчас стоим?
− Болванский нос?.. – подал голос Володя.
− Верно. А что за болваны такие?
− Кумиры, идолы, – теперь настала моя очередь держать экзамен.
− Да. Вайгач – священный остров ненцев. А здесь, на мысу, идолов раньше было особенно много. Вот там, – Александр Вениаминович указал на скалу вдалеке, всю в пенных брызгах. – Могила шаманки. Так что осторожней тут. Место непростое…
«Место непростое, – мысленно согласился я, прикипев взглядом к мертвому пятну пепелища перед нами. Груды кирпича, крошево шифера, ржавчина перекрученного пожаром железа. – С этим не поспоришь… И смотреть вокруг мы будем в оба».
14.07.2023
На краю слуха, вплетаясь в неумолчное тарахтение дизельного движка метеостанции, слышится заунывная песнь ветра. М-да-а… грустный напев у местной эоловой арфы. И музыкальный инструмент ветер-ветерок выбрал себе тот еще: потоки воздуха вихрятся, сталкиваются в ржавом обугленном лабиринте железных шкафов, перекрученного пожаром кровельного железа, труб, решеток, рухнувшей кирпичной печной кладки и цистерн. Где-то там, в этой присыпанной пеплом мешанине пожарища и рождается эта печальная мелодия.
На уборке станции им. Е.К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев
Горек тяжелый запах залитого водой кострища.
Здесь нам, волонтерам, и предстоит хорошенько потрудиться, растащить-разобрать этот хаос. А ведь хороший дом был, ладный, крепкий…
− А сколько там старых книг было? И про Вайгач, и про Болванский нос! И пленки были… – Алексей, наш гостеприимный хозяин, до сих пор не смирился с потерей.
Зимний пожар на арктической метеостанции – это, конечно, ЧП. Однако, к сожалению, периодически случающееся в Арктике явление. Слишком сильна разница температур в помещении и «на улице», слишком велика нагрузка на системы отопления, на электропроводку.
Станции в Арктике иной раз горят. В Малых Кармакулах, где мы, волонтеры Чистого Севера, убирались два года назад, на излете СССР сгорела кают-компания с бильярдной и шикарной библиотекой… Метеостанцию на Мысе Желания из-за пожара пришлось законсервировать после шестидесяти лет работы…
Жизнь, впрочем, идет своим чередом: здесь, на метеостанции имени Федорова, уже установлен свайный фундамент для новой модульной станции и в зиму метеорологи войдут новоселами.
Ну а мы, волонтеры, разберем пожарище, уберем и подготовим к вывозу ржавое железо, чтобы арктические ветра не разбросали его по округе. В Арктике и без этих печальных свидетельств недавней зимней трагедии хватает мусора. Увы…
На уборке станции им. Е. К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев
17.07.2023
Работаю на автомате, в режиме ножного пресса: правой ногой разгибаю двойной фальц ржавого листового железа, лежащего на земле, левой – разворачиваю одинарный. Затем по сгибу складываю лист пополам и прыгаю сверху, сминаю конвертиком. Просто разобрать рухнувшую железную кровлю на отдельные листы и отодрать обугленную деревянную обрешетку недостаточно. Стопку сложенных листов мигом разнесет по округе; как фанера до городу Парижу они, положим, не долетят – преобладающие ветра здесь не те, но и, залетев на территорию станции, даже один лист может наделать таких дел…
Автор на уборке станции им. Е. К. Федорова, о. Вайгач. Фото: Ю. Токарев
Так что мнем железо «конвертиками», отвозим на тачках в указанное метеорологами место сбора. Рядом трудятся ребята – увязая ногами в пепелище пожарища, перетаскивают тяжеленные трубы, шкафы, детали механизмов. Володя бензорезом распиливает длинные трубы. Взмахивая кувалдой, Тимофей методично долбает конструкцию из железных уголков: не тащить же ее целиком…
Рядом не отстает Никита.
− О! Никита вспылил, кадр не получился, – шутит Юра за штативом камеры. Кусок железа отлетел и зарылся в песок, тотчас подняв пыльное облако и скрыв работника. – Так, пыль уселась… Никита, помаши-ка кувалдой еще…
Так, с шутками и прибаутками, выполняем, в общем-то печальную работу. Нам, волонтерам «Чистого севера», доводилось и проржавевшие бочки выдирать из трясины на Новой Земле, и стародавнюю бытовую помойку ликвидировать на Земле Франца-Иосифа; теперь вот, почитай, спасателями работаем на пожарище. Ведь сколько всего повидала прежняя станция! Сколько зимовок пережила! А что натерпелись полярники, вмиг лишившись всего посреди темени арктической ночи?..
Алексей, начальник станции, на наши шутки не сердится, но и не поддерживает. Иной раз пройдет по пепелищу, поковыряется носком сапога у рухнувшей печной кладки…
− Не отошел ещё, видать… Только-только в себя приходить начал...
Скидываю смятый лист в кучу других железных конвертиков. Обвожу окрестности внимательным взглядом. Позади, в мареве теплого воздуха от прибрежных скал, в каменной чаше красуется на водной глади Карского моря гидрографическое судно «Иван Киреев».
Гости здесь – явление редкое. Гидрографы на резиновой лодке высадились у станции для увязки реперов, угостили метеорологов бананами. Ну и нам новость привезли: недалеко от берега видели плывущего белого медведя.
Так что крутим головой по сторонам на 360 градусов и продолжаем трудиться.
Арктическое лето в самом разгаре.
Территория станции им. Е. К. Федорова, о. Вайгач. Фото автора
Продолжение следует.
***
Владимир Привалов – специально для GoArctic