Сейчас в Архангельске

04:31 -7 ˚С Погода
18+

Деревянное зодчество Кольского полуострова

Деревянная архитектура Севера – одно из ярчайших явлений нашего национального наследия. Крупные деревянные постройки (прежде всего храмы), возникавшие в северных поселениях, гармонично вписывались не только в планировку деревень и городов, но и, казалось, дополняли собой природный ландшафт.

Деревянное зодчество Кольский полуостров Церковь успения богородицы в варзуге Терский берег
18 июня, 2019 | 14:49

Деревянное зодчество Кольского полуострова
Сретенский храм в Печенге. Отсюда.


Деревянная архитектура Севера – одно из ярчайших явлений нашего национального наследия. Крупные деревянные постройки (прежде всего храмы), возникавшие в северных поселениях, гармонично вписывались не только в планировку деревень и городов, но и, казалось, дополняли собой природный ландшафт. Это было подмечено ещё И.Э. Грабарём путешествовавшим по Северу в начале XX века, до того как политика новой власти серьёзно и невозвратно изменит весь многовековой уклад северной русской жизни. Он писал: 

«Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей средой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется, будто эти произведения – сама природа: так они безыскусственны и неотразимы».

Однако не только храмы сооружались нашими предками, также стоит упомянуть часовни, кресты, да и сами северные дома с их уникальными планировками и декором были ярчайшим примером богатой культуры и мастерства.

Можно констатировать, что в настоящее время мы имеем остатки, крупицы той культуры тех памятников что дошли до начала XX века. При этом многие памятники, прошедшие через Гражданскую войну, новую культурную политику советской власти, Великую Отечественную войну, гибнут буквально у нас на глазах. Ярчайшим примером чего (и колоссальной потерей!) является уничтожение храма Успения Богородицы в Кондопоге летом 2018 года, когда поразила та лёгкость, с которой ценнейший памятник федерального значения может быть утрачен для русской культуры. А ведь утрата такого (да и любого) памятника влияет не только на бытование общины верующих, но и в целом на весь регион: снижается туристическая и инфраструктурная привлекательность, рвутся культурные связи, исчезает то неповторимое, что даёт любая древняя архитектура населённого пункта. Можно сказать, сама история исчезает из памяти людей.

Собственно, и цель данной небольшой заметки – сделать обзор наиболее важных сохранившихся и утраченных памятников деревянного зодчества в наиболее отдалённом северном регионе Европейской России – на Кольском полуострове.

Православное христианство утвердилось на Кольском Севере с переселением сюда русского населения в XV-XVI веках. Известно, что к 1553 году тут уже возникли два монастыря – Печенгский и Кандалакшский.

Первоначально все храмы региона относились к Новгородской епархии. В 1682 году патриарх Иоаким, с согласия царя Фёдора Алексеевича, учредил Холмогорскую епархию, которую возглавил архиепископ Афанасий. Образованный, энергичный и властный Афанасий, управлявший епархией двадцать лет, упорядочил деятельность приходского духовенства, содействовал строительству новых храмов, принимал меры к повышению нравственности служителей церкви и лучшему знанию христианского вероучения.

В XIX веке на Кольском Севере были сформированы два церковных округа. Первый охватывал северную половину края (центр — Кола, с 1899 года — Александровск), второй включал Терский берег и Кандалакшско-Ковдское поморье (центр — Варзуга, Кузомень).

К 1917 году в состав первого благочиния входили следующие приходы: Александровский, Кольский, Териберский, Печенгский, Пазрецкий, Ловозерский, Кильдинский, Нотозерский, Гавриловский, Рындский, Китовский, в которых состояло двадцать три церкви и семнадцать часовен; в состав второго благочиния входили приходы: Кандалакшский, Умбский, Варзужский, Кузоменский, Тетринский, Чапомский, Понойский, Чаваньгский, Оленицкий, Ковдский, Кашкаранский и Княжегубский, а всего тридцать церквей и одиннадцать часовен.

Стоит отметить, что в крупных населённых пунктах располагалось два и более храма: один был отапливаемый «зимний», а другой летний «холодный». Некоторая часть храмов была приписной, то есть относящейся к крупному приходу, откуда священник приезжал на богослужение в определённые дни. Иногда храмов было и более двух, особенно если село было разделено водой.

Зимние храмы обычно были небольшими по размеру, с низкими потолками для уменьшения затрат на отопление, летние, наоборот, представляли собой крупные возвышенные сооружения обычно с шатровым верхом.

Долгое время центром административной, культурной и религиозной жизни региона была Кола.

Первый деревянный кольский храм, посвящённый празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, по летописным данным, был построен в 1532 году. Освятил его священник Илия, присланный на «Мурман» новгородским архиепископом Макарием.

В 1580-х годах в Коле была построена деревянная крепость – «острог». Которую несколько раз безуспешно пытались захватить шведы.

По городовой описи 1608 года, в Коле к началу XVII века, перед «Смутным временем» существовали следующие храмы: в остроге — «церковь с трапезою Никола Чудотворец, клетски, древяная, теплая, да церковь страстотерпца Христова Георгия, древяная ж, студёная, верх шатровой»; на острове — церковь святых апостолов Петра и Павла, тёплая, с трапезою, «строение Петровского монастыря игумена Гедеона с братьею», да церковь Успения Пречистыя Богородицы с трапезою, «поставили ново, верх шатровой... колокольница и колокола строение монастырское».

Наиболее известным деревянным памятником Колы был Воскресенский собор, построенный в конце XVII века, который можно относить к одному ряду с памятниками Кижей и Вытегорского погоста. Храм имел сложную многосрубную композицию как соединение трёх отдельных церквей: в центре — Воскресенской, с севера — Георгиевской и с юга — Никольской, всего было девятнадцать глав. Размеры храма с алтарём и папертью – 23,5 метра, в поперечнике — 21,3 метра и высотой – 38,4 метра. Отдельно, немного южнее собора, стояла колокольня с пятью колоколами.

Воскресенский собор был летним и не имел печей. Служба в нём шла с кануна Пасхи (с Великой субботы) до дня Успения Богородицы. В остальное время года богослужение велось в тёплой небольшой Спасской церкви, стоявшей в остроге, западнее собора. Однако исключительные события (военные победы, восшествия на престол и т. п.) всегда отмечались в Воскресенском соборе.

В Воскресенской церкви находились две особо чтимых украшенные иконы: храмовая — Воскресения Христа – и Богородицы.

Архангельский краевед В.П. Верещагин так описывал храм в 1849 году: 

«Этот собор есть главная достопримечательность Колы. Он построен из чрезвычайно толстых бревен. Над главной церковью, над приделами её и алтарями возвышаются девятнадцать массивных, крытых чешуёю глав, которые придают всему храму прекрасную пирамидальность. На восточной стороне церкви, под кровлею, прибита доска, на которой славянскими буквами написана история основания этого храма».
Собор в Коле
Иллюстрация отсюда.

Рядом с собором стояла шатровая колокольня. Храм погиб в пожаре вместе с деревянным Кольским острогом и городскими домами в 1854 году, когда британский пароход «Миранда» варварски обстрелял город.

Также в Коле находилась построенная в начале XVIII века деревянная Троицкая церковь, которая была пятиглавая, с отдельно стоящей колокольней.

В 1856 году обветшавшее здание этого храма было разобрано и вновь сложено с заменой сгнивших частей и различными пристройками. В конце XIX века здание храма было снова обновлено. Храм был разобран после революции.

Наряду с Колой очагом распространения православия и, соответственно, храмового строительства была Печенга. История этого места связана с жизнью и подвигом святого Трифона Печенгского. Его могила на месте основанного им монастыря, который был разорён шведами, была местом паломничества. Рядом с ней в начале XVIII века была построена деревянная церковь Сретения Господня. Её можно представить по описанию 1842 года: 

«Церковь, трапеза и паперть в одной стопе с шатровою главою... В храме три гробницы: преподобного Трифона, на оной сень резная под золотом, одиннадцать пелен из разных материй и две гробницы иноков Ионы и Германа, учеников святого».

Долгое время храм не имел своего причта и службы вёл священник, приезжавший из Колы. В 1857 году храм был поновлён: стены и крышу обили новым тёсом и выкрасили здание жёлтой краской.

В 1890-1891 годах около старинной Сретенской церкви был выстроен новый светлый и вместительный одноглавый шатровый храм Сретения Господня с двумя приделами — Успенским и Зосимо-Савватиевским.

Наряду с Колой и Печенгой одним из наиболее древних поселений на Кольском Севере является Варзуга, сведения о ней относятся к 1466-1471 годам, а первый храм во имя святителя и чудотворца Николая там был построен братией Соловецкого монастыря в 1491 году.

К середине XVI века там было уже три церкви: на левом берегу реки Варзуги Никольская и Петропавловская, на правом — Успенская. Несколько храмов существовали в Варзуге на протяжении XVI-XIX веков, что было связано как с положением и величиной поселения, так и с тем, что там находились подворья двух крупных монастырей, Соловецкого и московского Новоспасского, а также Патриаршее.

До нашего времени в Варзуге сохранилась древняя деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная мастером Климентом в 1674 году. Время постройки нового храма пришлось на момент церковных реформ патриарха Никона и Раскол, а также Соловецкого восстания 1668-1676 годов. Стоит отметить, что несмотря на патриаршее предписание о запрете шатровой формы, церковь была построена в соответствии со старыми традициями – с шатром.

В плане храм крестообразный и состоит из алтаря с тремя прирубами. С трёх сторон к нему примыкает галерея.

За прошедшие века здание много раз поновлялось, менялись венцы, число и места окон, была устроена обшивка. Но общий изначальный вид и конструкция памятника остались в сохранности. Постройка не утратила художественной цельности, стройности, простоты и монументальности и по праву считается одним из уникальных шатровых храмов Русского Севера.

Храм в Варзуге

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге. Отсюда.


В настоящее время в Варзуге расположен целый храмовый комплекс, состоящий из церквей разного периода: Успенской, Афанасьевской, колокольни Успенского комплекса, церкви Николая Чудотворца, Петропавловской церкви, часовен безымянного инока Терского и мученика Уара.

Древние деревянные храмы находись также и в Кандалакше. По летописному указанию, первый храм там возник ещё в 1526 году, а вскорости там был основан монастырь.

На протяжении XVI-XVII веков посёлок неоднократно был разоряем шведами, а во второй половине XVII века Кандалакша стала одним из очагов раскола.

Во время Крымской войны, 6 июля 1855 года, англичане подвергли Кандалакшу сильному артиллерийскому обстрелу и высадили десант, который сжёг пятиглавую старинную церковь Рождества Богородицы.

Новая церковь была выстроена в 1865 году и была разобрана уже во второй половине XX века, тогда же был утрачен и второй храм посёлка во имя Рождества Иоанна Предтечи, построенный в начале XIX века.

Из дошедших до нас деревянных памятников стоит отметить храм в селе Ковда; само село известно с 1542 года. Вероятно, тогда и был построен первый храм во имя святого Николая Чудотворца, весьма чтимого в Поморье.

В 1705 году древняя церковь была заменена новой, сохранившейся до наших дней.

Храм в Ковде относится к древнейшему «клетскому» типу, то есть похож на избу с двухъярусной крышей с двумя скатами. Рядом с церковью стояла красивая шатровая звонница с тремя колоколами. Храм благополучно пережил все войны и невзгоды XIX-XX веков и, несмотря на многочисленные ремонты и переделки, сохранил свой уникальный облик.

Церковь в Ковде

Никольская церковь в Ковде. Отсюда.


Помимо древних памятников XVII-XVIII веков, на Кольском Севере насчитывалось немало деревянных храмов, построенных во второй половине XIX – начале XX века, что было связано с резким ростом населения в это время. Строились храмы либо на местах ранее стоявших храмов и часовен, либо на новом месте, когда открывался новый приход. Обычно в это время храм строился на средства либо местных крестьян, либо на деньги отдельных местных купцов. Чаще всего это были небольшие храмы, прямоугольной формы, с невысокой двускатной кровлей, обшитые тёсом.

Такие храмы были выстроены в сёлах: Умба (Воскресенский храм), Тетрино (Троицкий храм), Кашкаранцы (Тихвинской иконы Божией матери), Поной (Воздвиженская церковь), Чапома (Введенский храм), Чаваньга (храм в честь Архангела Михаила), Нотозеро, Ловозеро, Кильдине и других населённых пунктах.

Храм в Умбе

Воскресенский храм в Умбе. Отсюда.


Отдельно стоит упомянуть храмы, которые были выстроены в самой северной части Кольского полуострова – на Мурманском берегу. В отличие от Терского берега, заселённого русскими поселенцами ещё в XIV-XVI веках, Мурманский берег до середины XIX века не имел постоянных посёлков, а соответственно, и храмов (определённым исключением была уже упомянутая нами Печенга). Только в нескольких местах на берегу были расположены часовни и деревянные кресты.

Одним из таких мест была Териберка, где первый храм был выстроен в 1875 году в честь пророка Илии, а второй – в 1885 в честь Грузинской иконы Божией матери.

Териберка

Церковь Илии Пророка в Териберке. Отсюда.


В это же время был выстроен Ильинский храм в Йоканьге.

К сожалению, большинство храмов этого времени не дошли до нас, что связано с гонениями на Церковь, когда закрытый храм либо использовался ненадлежащим образом, либо разбирался или разрушался уже сам от времени. Изучение и постановка на государственный учёт и охрану этих памятников начались только в последние десятилетия, когда стала видна ценность этих памятников наряду с древними постройками.

И даже сейчас, несмотря на все утраты, Кольский Север является регионом с уникальной культурой, что отражено в том числе и в деревянном зодчестве. Есть надежда, что изучение и сохранение этой части нашего наследия будет способствовать развитию региона.


Автор: Анатолий Анатольевич Оксенюк, к.и.н., научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. 


Список использованной литературы:

Голубцов Н.А. К истории города Колы Архангельской губернии // Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера, 1911. №5. С.392-401.

Грабарь И. Э. История русского искусства, Т.1, СПб., 1910. 514 с.

Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942. 212 с.

Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества. М., 1981. 199 с.

Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония. Образы древнерусского деревянного зодчества. М., 1998. С. 107-113.

Ушаков И.Ф. Успенская церковь в селе Варзуге. Мурманск, 1974. 50 с. Ушаков И.Ф. Храмы Кольского Севера. Предварительные сведения // Мурманский вестник от 13.10.1995.

Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Л., 1982. 162 с.

 



далее в рубрике