Кому нужна дорога от Архангельска до Онеги

Транспорт и логистика Северные города
Надежда Батина
12 Августа, 2021, 12:50
Кому нужна дорога от Архангельска до Онеги
Река Никодимка, фото Валерия Пономарёва.


Дорога Архангельск – Онега появилась сравнительно недавно: в 1960-е. По этой технологической грунтовке возили лес. О том, что по дороге пойдёт пассажирский транспорт, речи не было, и тому была одна веская причина: дорога шла через город Северодвинск, который в то время был закрыт по причине его стратегического значения. Теперь-то ни для кого не секрет, что там строятся военные подлодки. А побережье Белого моря было приграничной полосой, куда пускали только жителей местных деревень или по специальному пропуску.

Кроме того, в советское время были и другие способы попасть из Онеги в Архангельск и обратно. В Онеге был аэропорт, из которого самолёт Ан-2 выполнял 9-12 рейсов летом (перевозя до трёхсот человек в день) и 5-6 рейсов зимой. Время перелёта до аэропорта «Васьково» составляло всего сорок минут, но рейсы всегда были переполнены. Местные жители старались попасть на утренние или дневные рейсы, потому что, если будет нелётная погода или закончатся билеты, всегда можно успеть купить билеты на поезд. Разница в цене билетов была небольшая – 1р.50к. Стоимость билета на самолёт – 5р.50к., на поезд – 4 р.

Ежедневно из Онеги до Архангельска ходил поезд: садишься вечером в вагон и через восемь часов, утром, прибываешь на место. Это было очень удобно и сравнительно недорого. Онежские студенты, которые учились в Архангельске, могли позволить себе довольно часто навещать своих родителей. Родители же, нагрузив своё чадо продуктами, отправляли его в воскресенье вечером обратно грызть гранит науки.

Всё изменилось в 1993 году. В аэропорту «Онега» прошло большое сокращение штата. Сначала часть рейсов отменили, а потом и вовсе прекратили перевозку пассажиров: гражданская авиация была дотационной, а в те тяжёлые годы денег на дотации не было…

Зато открыли город Северодвинск, и, пусть хоть и по плохой дороге, но стал ходить автотранспорт. В подавляющем большинстве это были грузовые машины или "Уазики"-"буханки", отправленные в командировку по срочной надобности «обернуться одним днем». Дорога была ужасной, особенно в распутицу, и на такое путешествие решались далеко не все.

В начале 2000-х онежские и архангельские предприниматели начали перевозить пассажиров на «Газелях». Билет был чуть дороже, чем на поезде, но попасть домой можно было в два раза быстрее. Трясло и качало нещадно, жёсткие сидения не добавляли комфорта, о кондиционерах и речи не было. Зимой в салоне было холодно, а летом – душно (открывать окна было нельзя из-за пыли). Мне доводилось так путешествовать и впечатления остались на всю жизнь.

31 мая 2010 года был отменён прямой поезд Онега – Архангельск.

Онежане и архангелогородцы писали множество писем руководству РЖД и губернатору Архангельской области И.Ф. Михальчуку, чтобы этот маршрут возобновил свою работу. Но ответ был один: работа поезда экономически невыгодна, да и движение поезда будет отменено не полностью. Теперь пассажирам нужно будет совершить пересадку на станции «Обозерская» и подождать поезд в Онегу всего лишь четыре часа.

Можно было улететь на самолёте, но цена билета составляла теперь 3,5 тысячи рублей, что, на минуточку, половина зарплаты обычного труженика города Онеги на тот период. Конечно же, за такие деньги летать на самолёте желающих не было.

Онегу с цивилизацией связывала только грунтовая дорога. С грустной иронией вспоминались строки из книги Сергея Максимова «Год на Севере»: 

"На том же карбасе, заменяющем здесь тряскую телегу и пару обывательских лошадей, объехал я и Онежский берег до села Нижмозера, откуда через Кянду, Тамицу и Покровское уже шла почтовая дорога (до г. Онеги – прим. Н. Батиной), и везли на той же паре почтовых лошадей".

К слову, путешествовал он в 1856 году.

*****

Дорога Онега – Архангельск идет по двум районам: Онежскому и Приморскому. Если смотреть по маршруту со стороны Онеги, то первым по пути идёт село Покровское.

Село расположено в 18 км от Онеги по трассе Онега – Архангельск, на небольшой речке Пильеме, впадающей в Онежский залив Белого моря в полутора километрах от деревни.

Возраст поселения -- более пятисот лет, оно упоминается в Сотной книге Турчасовского стана 1556 г. В середине XVII в. поселение было приписано к Кийостровскому Крестному монастырю.

Коренные жители – поморы. Естественно, основными занятиями их были морские промыслы. Занимались они земледелием, скотоводством и различными деревенскими ремёслами. К концу XIX в. жителей было 363 человека, к 1920 г. – 418 человек при 85 дворах.

В конце 1930-х гг. началась, а после Великой Отечественной войны продолжилась разработка щебёночного карьера «Покровское» с дробильным производством. Так как в стране велось масштабное строительство, то спрос на щебень был огромным. Благодаря развитию карьера, рядом с древним поселением вырос целый посёлок из кирпичных и деревянных домов с удобствами, со средней школой, котельной, больницей, магазинами. В 1970-х здесь уже проживало около семисот человек.

Сейчас карьер тоже работает, но далеко не в полную силу. Поэтому, социальная сфера села испытывает большие трудности, которые негативно сказываются на жизни покровчан.

От Покровского до моря совсем недалеко. На побережье раскинулся дачный посёлок. Дачи, к слову, на побережье Белого моря стоят дорого, да и снять дачу в летний сезон не дешевле, чем на берегу Чёрного моря. Дачный посёлок тянется почти до самой Тамицы, где кончается асфальтированная дорога.

Село Тамица расположено в 38 км от города Онеги при устье реки Тамица. Старинное поморское село насчитывает более пятисот лет. Коренные жители – поморы, занимавшиеся морскими промыслами. В конце XIX в. население составляло 1249 человек при 180 дворах, к 1920 г. – 1253 человека при 247 дворах, к 1998 г. – около трёхсот человек при 122 хозяйствах. Сейчас в Тамице живут триста семь человек.

В окрестностях села, не в пример другим поморским деревням, хорошие урожаи приносили и хлебные культуры: ячмень, рожь. А при Советской власти выращивали даже пшеницу, кукурузу.

До революции и в годы НЭПа многие тамичане работали на лесопильных заводах Онеги.

Сейчас в селе – центральная усадьба рыболовецкого колхоза им. Ленина. 

Об участке дороги Тамица – Кянда ходят легенды. Это самый опасный участок дороги: крутые повороты, спуски и подъёмы – настоящее испытание для вестибулярного аппарата человека.

А ещё в низине течёт речка Маложма. Весной она разливается на дорогу. И тут или поезжай в объезд через посёлок Маложму – или на более серьёзной технике путешествуй. У нас в семье по этому поводу был нелёгкий опыт, о котором расскажу чуть дальше.

Тамица

 Тамица


Кянда – старинное поморское село, расположенное на западном побережье Онежского полуострова (так называемый Лямицкий или Онежский берег Белого моря), в пяти км от устья одноимённой реки, в месте слияния рек Кянда и Воя. Село окружают моренные холмы – «горы», с которых открывается великолепный вид на окрестности. Когда будете подъезжать, обязательно оцените эту красоту. Расстояние от города Онеги – 55 км по автодороге Онега – Архангельск. С районным центром, Онегой, село связывает автобусное сообщение (два рейса в день) и многочисленные рейсы маршрутных такси «Онега – Архангельск». 

Из достопримечательностей в Кянде – старинный дом зажиточного крестьянина Агафелова. Построен он был в начале XX века. Сейчас в этом здании располагается почта.

После Кянды больше населённых пунктов по дороге нет. И только на границе с Приморским районом стоит кафе, где можно немного отдохнуть и перекусить, а ещё там продают свежепойманную копчёную рыбу – щуку, леща, окуня… Коптят рядом с кафе. Какая это вкуснота!

****

Вот по этой дороге в конце мая 2017 года мы отправились на «Жигулях» в Северодвинск. Дочь заканчивала школу, и нам был нужен наряд на выпускной бал. Отрезок пути до речки Маложмы мы проехали без приключений, а дальше речка разлилась.

Встали. Думаем, что делать: рискнуть и проскочить – или 30 км возвращаться обратно и ехать через посёлок Маложму. Возвращаться не хотелось. Решили рискнуть. И – сели посередине реки! Мотор заглох, в салон медленно, но верно стала заливаться вода…

Мы с дочерью забрались с ногами на сиденье.

Вода прибывает.

Связи нет.

Идущих мимо машин тоже.

На улице пошёл снег.

Муж снял обувь и пошёл толкать машину.

Машина качалась, но с места не двигалась.

Минут через двадцать нашего «плаванья» подъехала маршрутка-«Фольксваген», и нас выдернули из речки.

Мотор, залитый водой, не заводился…

Снег повалил хлопьями. Было холодно и грустно.

Мимо шёл «Ниссан», и водитель, видя нашу живописную композицию «Водоплавающая «пятнашка» и трое неудачников», пожалел нас и с толкача помог завестись. Всю дорогу до Северодвинска я молилась, чтоб мы не встали. Бог услышал мои молитвы, и мы доехали до места назначения. В Северодвинске мы купили всё, что хотели, и отправились обратно в Онегу.

Наученные горьким опытом, решили ехать через посёлок Маложму. Так мы миновали отрезок пути Тамица-Кянда, но что это была за дорога! Мало того, что грунтовая, так она ещё и сплошь усыпана довольно крупными камнями. Камни постоянно скребли и стукались о дно машины, и, в конце концов, один из них пробил колесо.

Мы снова стояли на обочине. Шёл снег. Смеркалось. Муж менял колесо…

Теперь я молилась Богу ещё усерднее. Очень уж домой хотелось.

Домой мы приехали поздно ночью, голодные и уставшие.

Все диалоги и монологи, которые сопровождали наши приключения в пути, опускаю, так как их сложно передать литературным языком.

**** 

По Приморскому району дорога до Архангельска кажется особенно долгой: за окном только лес да болота, иногда попадаются названия небольших рек и, конечно же, Куртяево. Кто в Архангельской области не пил Куртяевскую газированную минеральную воду? Пожалуй, таких не найдётся. А можно остановиться по пути, спуститься по тропинке и набрать самому прямо из источника. Говорят, что она целебная, и над источником на деревьях привязывают ленточки и тесёмки те, кто тут побывал. 

От Куртяева до Северодвинска 36 км, уже недалеко…  

По хорошей отгрейдированной дороге до Северодвинска от Онеги можно доехать и за 2,5 – 3 часа. Но в распутицу дорога может занять и пять, и шесть часов. А ведь иногда каждая лишняя минута в пути может стать роковой. Поэтому Онежскому району действительно необходима хорошая асфальтированная дорога. Что значат полтораста километров в пределах нашей огромной страны? А денег нужно миллиарды. Каждый губернатор, придя на пост главы Архангельской области, обещал построить дорогу… Но воз и ныне там.

Когда к нам в Онегу приехал временно исполняющий обязанности губернатора Александр Цыбульский, люди уже ничего не ждали: как приехал – так и уедет, а мы останемся, говорили скептики.

Известие о том, что в беседе с президентом В.В. Путиным Цыбульский поднял вопрос о дороге Онега – Архангельск и получил одобрение, в городе имело эффект разорвавшейся бомбы. Об этом говорили все и везде – равнодушных не было. Кто-то принял это известие с воодушевлением, кто-то со скептицизмом – мол, перед выборами что угодно пообещают.

И вот, свершилось! Первые 300 миллионов поступили! 

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области:

Благодаря поддержке этого проекта на самом высоком уровне, уже в этом году дорожники приступят к практическим работам по капитальному ремонту дороги на Онегу. Однако это лишь первый этап масштабного проекта, потому Александр Цыбульский поручил заместителю председателя правительства Архангельской области Дмитрию Рожину уже сейчас начать прорабатывать варианты привлечения дополнительных федеральных средств.

— Уже сегодня надо отрабатывать с Минтрансом РФ дальнейшие практические шаги. Я знаю, что вы этим постоянно занимаетесь, но мы уже должны понимать в перспективе четырёх – пяти лет объёмы финансирования всех этапов проекта, – сказал Цыбульский.

Первое поступление из федерального бюджета в размере 300 млн рублей позволит привести в нормативное состояние участок автомобильной дороги от деревни Рикасиха до урочища Куртяево, протяжённостью 16,4 км. Завершение капитального ремонта этого участка запланировано на 2022 год.

                                   

Более тридцати тысяч жителей Онежского района ждут новую дорогу. Наш маленький городок Онега в последнее время выживает, как может.  

Закрылось родильное отделение, и наши молодые мамочки вынуждены добираться в роддома Северодвинска и Архангельска – были случаи родов в дороге, иногда и с осложнениями.

Все серьёзные обследования также проводятся в Архангельской областной больнице.

Чего скрывать: большинство населения нашего города – пенсионеры, которые имеют по целому набору хронических заболеваний и вынуждены раз в полгода ездить на консультацию к специалистам. Представьте бабушку за семьдесят лет с кардиостимулятором и постоянной гипертонией. Каково ей по колдобинам ехать четыре часа?

Да, к нам приезжают врачи из разных клиник и проводят платные приёмы, но оборудование по такой дороге везти они не рискуют – максимум, что они привозят, – это аппарат УЗИ.

Пожалуй, вопрос с здравоохранением в нашем городе самый острый: подавляющее большинство врачей – предпенсионного и пенсионного возраста, а некоторых специалистов просто нет (отоларинголога, к примеру). К окулисту и онкологу записаться можно, но сложно. Записывают строго в начале и середине месяца, на две недели вперёд. 

После закрытия ОГЗ (Онежский гидролизный завод), сплавной конторы, СМУ, ЖБИ, Молокозавода и Мясокомбината, Налоговой и многих других организаций – с работой в Онеге, скажем так, не весело. Поэтому очень многие онежане работают вахтово или в Северодвинске. Вахтовики приезжают-уезжают через две недели или через месяц, но те, кто работает в Северодвинске, стараются приехать на каждые выходные. Благо, что автомобили теперь есть почти в каждой семье. Понятно, что по хорошей дороге времени и топлива тратится меньше. Супруги встречаются чаще – ссор и разводов меньше

Как бы я ни любила свой город Онегу, но культурной жизни здесь не хватает. Нет кинотеатра, один музей, один Дворец Культуры с самодеятельностью. Будь хорошая дорога – я бы потратила два часа на неё, чтобы съездить в Северодвинск или Архангельск на открытие новой выставки, на спектакль или кинопремьеру. 

Кроме того, в Онеге ещё в 1978 г. открылся пансионат для лыжников. Здесь в советское время тренировались спортсмены сборной РФ. Проводились «Беломорские игры», так как лыжные трассы у нас были одними из лучших в России. Теперь к нам не едут: трудно добираться.

Летом здесь раздолье для байдарочников-экстремалов: речка Никодимка, что вытекает из Кожозера, имеет высокий уровень сложности прохождения. 

Никодимка

  Спуск по реке Никодимке. Фото Валерия Пономарёва


Онежский район – вообще место уникальное: прекрасная природа, множество озёр, не тронутых цивилизацией, маленькие лесные речки и третья по величине в Архангельской области и тринадцатая по России река Онега. Удивительно прекрасное Белое море. Вкусная вода из крана, которую не нужно кипятить, из подземных источников о. Хайнозера. Самобытная культура поморских деревень: Лямца, Пурнема, Ворзогоры. В Пурнеме теперь есть солеварня, где можно наблюдать и поучаствовать в полном процессе.  

Исторические памятники деревянного зодчества, один из которых – самая высокая колокольня в деревне Пияла. 

И, конечно же, остров Кий – жемчужина Белого моря.

С новой дорогой вся эта красота будет доступна даже тем, кто не обладает большими денежными средствами. Сейчас немногочисленные группы туристов, посещающих наш город, – это, в основном, люди пожилого возраста. 

Из беседы ВРИО губернатора А. Цыбульского с президентом РФ В.В. Путиным. Материал из газеты «Единая Россия. Архангельская область» от 14 сентября 2020 г.:

«Одновременно эта дорога связала бы Архангельскую область с Мурманском, сократив на 500 км дорогу от Мурманска до Архангельска. В дальнейшем она могла бы выйти до Надвоиц. Это было бы первым этапом строительства дороги для соединения с Карелией. И если брать ещё и в международной перспективе, это был бы выход и на Финляндию, что тоже могло бы для наших экспортёров быть существенным подспорьем».

       

Местные жители ждали новую дорогу так долго, что подождать до 2024 года (к этому времени обещают завершить проект) кажется уже совсем нетрудным времяпрепровождением.

Дорога

 Нынешняя дорога от Онеги до Архангельска.


Автор: Надежда Батина, г. Онега.
далее в рубрике