Северодвинск: проблемы предпринимательства в моногороде

Транспорт и логистика
27 Мая, 2021, 12:15
Северодвинск: проблемы предпринимательства в моногороде
Севмаш. Автор фото Ю. Гнатюк.


В современной литературе существует множество теорий и концепций, объясняющих возникновение сёл, городов, регионов и раскрывающих основные причины их успешного роста и развития. Так, приверженцы теории случайного роста Г. Эллисон и Э. Глейзер утверждают, что производство возникает случайно вне зависимости от географического фактора. П. Кругман в ходе своих исследований доказал альтернативную точку зрения: производство концентрируется в агломерации вблизи от рынков сбыта продукции. Таким образом, центром притяжения и образования муниципального образования становится экономическая активность производств, которые являются движущей силой на начальных этапах жизненного цикла развития территориальной единицы. Но в ряде городов зависимость от производств наблюдается и на этапе зрелости жизненного цикла. К ним относятся моногорода. Остановка производств в моногородах приведёт к резкому сжатию муниципального образования. В российском законодательстве определены критерии отнесения города в категорию «моногород»: включение в список моногородов на момент 1 января 2014 года; 20% численности населения работает на одном предприятии, а общая численность населения более трёх тысяч человек. Более детально критерии указаны в Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения».


 Моногорода РФ (Источник: сайт Моногорода.рф)


В Арктической зоне РФ находятся около четырнадцати моногородов: семь городских округов и поселений в Мурманской области (Никель, Заполярный, Оленегорск, Мончегорск, Кировск, Ковдор, пос. Ревда ), один городской округ в Карелии (Костомукша), три в Архангельской области (Северодвинск, Новодвинск, Онега), два в Республике Коми (Инта, Воркута), один в Красноярском крае (Норильск).

Одним из наиболее крупных моногородов является Северодвинск. Своё название город получил в 1957 году после переименования города Молотовска. История его развития начиналась с судостроительного города: в 1936 году город был сформирован, а в 1939 был заложен первый корабль. Базовыми судостроительными предприятиями моногорода являются АО «ПО «Севмаш», АО «Центр судоремонта «Звездочка», АО «СПО «Арктика», которые с 2008 года являются частью холдинга АО «ОСК».

Общий анализ социально-экономического состояния моногорода за 2014 - 2019 гг. показал, что среди негативных тенденций превалируют следующие: падение количества организаций и предприятий на 21% или 736 единиц за рассматриваемый период; увеличение просроченной задолженности крупных и средних предприятий на 93% или с 34,5 до 2188 млн. рублей; нестабильность бюджета региона, то есть в 2014, 2017 и 2018 годах наблюдался профицит бюджета, а в 2015, 2016 и 2019 годах - дефицит. Положительной динамикой характеризуется рост объёма отгруженных товаров собственного производства практически в два раза, а также рост среднемесячной начисленной заработной платы на одного работника с 42 881 рубля в 2014 году до 63 483 рублей в 2019 году. Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы превышает уровень инфляции в последние годы. Сложившаяся картина говорит о благоприятной обстановке для работников крупных предприятий, но также о зависимости города от деятельности этих самых крупных и предприятий[1].

По результатам социологического опроса об удовлетворенности жителей, можно сделать вывод, что жители не в полной мере удовлетворены жизнью в Северодвинске: в большей степени им не нравится качество автомобильных дорог и деятельность органов власти муниципального образования.


   Процент удовлетворённых различными аспектами социально-экономической жизни в городе Северодвинске с 2018 по 2020 года[1]

Благодаря активной деятельности крупного бизнеса, город может как стремительно развиться, так и не менее стремительно “сжаться” при закрытии градообразующих компаний. Поэтому другим важным критерием стабильности города считается степень развитости малого бизнеса и некоммерческих предприятий.

Так, «Фонд экономических программ», являясь членом межрегиональной «Ассоциации Полярников» с 2016 года, разделяет целиком и полностью точку зрения коллег по ассоциации из «Ассоциации арктических муниципалитетов» и её руководителя, экс-мэра города Северодвинска Михаила Гмырина по вопросу  поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства в Арктической зоне в моногороде. Развитие малого и среднего предпринимательства в Северодвинске в условиях монопрофильной экономики имеет большое социальное и экономическое значение, способствует расширению спектра предоставляемых товаров и услуг, занятости населения, увеличению доходной части бюджетов различного уровня.

По данным налогового реестра, на территории муниципального образования «Северодвинск» по состоянию на 01.07.2018 зарегистрировано 6978 субъектов малого и среднего предпринимательства (2499 юридических лиц, 4479 - индивидуальных предпринимателей).  Более трети субъектов предпринимательства заняты в сфере торговли и общественного питания, 9% - строительство, 7,5% - сдача в аренду, 7,5% - услуги, 7% - обрабатывающие производства. Для расчёта динамики по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства пользуемся статистикой:

Показатель

Период

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

На 01 07.2018

Количество  юридических лиц, единиц

3451

3426

3455

3103

2942

2499

Количество индивидуальных предпринимателей, человек

4867

4875

4792

4747

4560

4479

Всего

8318

8301

8247

7850

7502

6978

Убыль

 

-17

-54

-397

-348

-524


 Количество   хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в Северодвинске 31 декабря в период с 2013 по 2018 год.


С 2014 по июль 2018 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось почти на 16%. Последствием является ежегодное сокращение доли поступления налогов и сборов в местный бюджет от субъектов предпринимательской деятельности. Если за 2015 год поступления налогов и платы за использование муниципального имущества от субъектов МСП в местный бюджет составили 23% собственных доходов, то по итогам за 2016 год доля сократилась до 17%. Тенденция к снижению продолжается. Снижение показателя связано с сокращением количества налогоплательщиков единого налога на вменённый доход: в 2017 году это было 5,6%, в 2016 году - 6,3%, в 2015 году - 6,9%, в 2014 году - 6,8%, в 2013 году - 6,8 %, в 2012 году - 7,4% в общем объёме налоговых поступлений местного бюджета. Как у каждого муниципалитета, в Северодвинске поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Северодвинске». Однако охват мерами бюджетной финансовой поддержки невелик, даже с учётом наличия единственного муниципального в Архангельской области Фонда микрофинансирования субъектов МСП.

Инвестиционную привлекательность Арктических территорий существенно снижает ряд факторов, которые приводят к повышению себестоимости продукта:

-   высокая стоимость электроэнергии;

-   быстрота износа производственных фондов из-за влияния климата;

- увеличенная стоимость затрат на персонал в связи с выплатой северной надбавки, районного коэффициента, оплаты проезда к месту отдыха и других льгот для проживающих на Крайнем Севере и районах, приравненных к ним.

Естественно, существующие льготы для работников имели цель сгладить негативные последствия для здоровья, своего рода – компенсацию. Но при этом данная компенсация ложится на плечи предпринимателей и особенно остро ощущается субъектами малого бизнеса. Наиболее сильно данная проблема ощущается в моногородах, в частности -- в Северодвинске.

Сравнительный анализ трудовой активности занятых в компаниях со штатной численностью двадцать пять человек в Вологде, Архангельске и Северодвинске подтверждает, что что она наименьшая в Северодвинске (4875 дней), далее следует Архангельск (5075) и Вологда (5475 дней) соответственно. Анализ исполнения норм закона касательно нормативов рабочего времени и отпускной периодичности позволяет сделать неутешительные выводы относительно Северодвинска. Если говорить о выручке предпринимателей, то в городе на берегу Белого моря предприниматель получит выручку на 3,7 млн. рублей меньше, тогда как разница между Вологдой и Архангельском составляет 2,6 млн. не в пользу столицы Поморья. Если оценивать критерий количества дней, проведённых в отпуске, как фактор конкурентоспособности, то бизнес в Северодвинске, с 1300 днями, значительно проигрывает Архангельску и Вологде.

Проблема избыточного бремени по обеспечению северных льгот, гарантированных гражданам государством, бизнес-сообществом Северодвинска ставится не первый год. На городских ежегодных конференциях субъектов малого и среднего предпринимательства вопрос снижения нагрузки на бизнес всегда был в числе первых на повестке дня.

Для решения этой проблемы рассматривался весь спектр предложений: от отказа предоставления северных льгот, как изживших себя, что в свою очередь может привести заработные выплаты у северодвинских предпринимателей к одному со средней полосой России уровню, -- до возможности в полном объёме компенсировать со стороны государства данные расходы бизнеса в отношении сотрудников.

В условиях поставленной государственной задачи по обеспечению с 1 мая 2018 года выплаты заработной платы не ниже уровня российского прожиточного минимума 11653 рубля на 2021 год, а с учётом северных льгот (умножить на 2,2) это 25636,6 рублей, вопрос северных льгот приобрёл особенно острое звучание. Каким образом обеспечить МРОТ 25 тысяч рублей -- не знают сегодня даже опытные бизнес-руководители. Представители госорганов уже высказали предположение, что бизнес будет ещё шире использовать «теневые» схемы.

Сегодня необходимо найти приемлемое решение по снижению нагрузки на бизнес, чтобы сохранить субъекты предпринимательства, которые сегодня обеспечивают население товарами и услугами. Самый понятный механизм — это снижение тарифов страховых взносов через реализацию механизма статьи 427 НК РФ.

Предлагаем при установлении режима налогообложения приравнять субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие хозяйственную деятельность на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации, определённых Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296, к резидентам территорий опережающего социально-экономического роста, для которых страховые взносы составляют 7,6% (сегодня их уровень 30%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -1,5%, на обязательное медицинское страхование - 0,1%

Также одной из мер поддержки могла бы стать замена оплаты проезда к месту отдыха и обратно работникам малого и среднего бизнеса на налоговый вычет или замещение обязательств, возникающих у предпринимателей, через социальные страховые фонды. Данные изменения могли бы дополнительно снизить нагрузку на бизнес.

Непростая ситуация с бюджетной обеспеченностью. Пример: у муниципальных образований отсутствуют доходные источники, которые могли бы обеспечить формирование дорожных фондов в необходимых размерах. С целью совершенствования межбюджетных отношений и повышения ответственности органов местного самоуправления за организацию работы по собственным источникам доходов, в качестве решения предлагаем законодательно закрепить отчисления в бюджеты городских округов от транспортного налога с физических лиц по нормативу 100%.

Следующее предложение касается Бюджетного кодекса. Статьёй 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что определение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов производится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость показателей, характеризующих факторов и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчёт на одного жителя. Такой подход к расчёту дотаций, в том числе и моногородам, включая Северодвинск, носит непрозрачный и формальный характер, что на практике не приводит к реальному выравниванию бюджетных возможностей. В целях установления единого подхода в субъектах Российской Федерации к утверждению объёмов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, считаем необходимым на федеральном уровне установить общие требования к определению формализованных методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которые предусматривали бы стимулирование роста налоговых поступлений в местные бюджеты, а также учитывали объективные особенности расходных полномочий различных типов муниципальных образований.

Следствием индустриализации, включая развитие оборонной промышленности в СССР, во многом стало возникновение арктических городов. При этом современность не исключает в некоторых случаях актуальности и значения этих муниципальных образований. Так, Северодвинск, продолжает решать важные для России задачи обновления промышленного и военного судостроения, строительства для нефтегазовой отрасли. Считаем, что речь, в большей степени, идёт о необходимости скорейшего переосмысления миссии этих городов и реализации соответствующих социально-экономических программ. Северодвинск, с учётом развития научного потенциала в Архангельской области и в российской Арктике на базе САФУ имени М.В. Ломоносова и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени Н.П. Лаверова, имеет всё необходимое для создания высокотехнологического инженерного кластера и логистического центра. Закон о резидентах Арктической зоны РФ создаёт дополнительные благоприятные условия для такой деятельности. Также сформировалась ниша экологического туризма на побережье Белого моря. Но на данный момент сложно спрогнозировать рост активности малого и среднего предпринимательства в Северодвинске на фоне миграционного оттока из Архангельской области, а также принимая во внимание последствия пандемии коронавируса для бизнеса в целом. При этом именно изменение стратегического профиля города, разработка и реализация соответствующей программы позволит адаптировать производство и сферу услуг к требованиям сегодняшнего дня. С учётом научного, промышленного и кадрового потенциала города корабелов, вероятность успешной реализации положительного сценария при данном подходе считаем очень высокой.


Авторы: Якушева У.Е., к.э.н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления САФУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник ФГБУН ФИЦКИА РАН, член APECS Russia; Туров Я.В., директор некоммерческой организации «Фонд экономических программ», член РОО «Ассоциация Полярников», член Ээкспертного совета «Проектного Офиса Развития Арктики»

 



[1] Официальный сайт Администрации Северодвинска. URL: https://www.severodvinsk.info/

[2] Официальный сайт Администрации Северодвинска. URL: https://www.severodvinsk.info/






далее в рубрике