Личный транспорт в северном посёлке. Границы инженерных экспериментов
Реки, тундра и пески. Какой транспорт необходим для жизни в посёлке Шойна.
Личный транспорт на Севере наиболее часто ассоциируется с традиционным для культур оленеводов комплексом нарт, а также снегоходами, значительно изменившими скорости передвижения и сами практики мобильности.
В действительности, пример северного посёлка показывает нам, что личный транспорт именно на Севере богат не только различными типами со сложившейся специализацией, но и быстро входящими в практики техническими новинками и пространством для инженерных экспериментов, в результате которых создаются сложно поддающиеся формализации механизмы.
Транспорт на все сезоны
Что отличает личный транспорт в северном посёлке, особенно там, где нет асфальтовых дорог и в целом дорог с твёрдым покрытием? Какие трансформации происходят с этим транспортом? Как функционируют механизмы достраивания недостающего, что поддаётся усовершенствованию, а что признаётся оптимальным и не требующим вмешательства?
Выбранный нами посёлок Шойна, расположенный на полуострове Канин в устье одноимённой реки, окружён отчасти тундрой, отчасти песчаными нестабильными формами рельефа, дороги в самом посёлке и ближайших окрестностях прокладываются по песку. Особенности рельефа, а также прибрежное положение (и значимость водных маршрутов) формируют список основных видов личного транспорта.
Ближайшие окрестности посёлка, неустойчивые песчаные формы рельефа, сентябрь 2018.
Несмотря на отсутствие в Шойне дорог с твёрдым покрытием, личный транспорт в посёлке широко распространен. Во-первых, есть объекты в самом посёлке или на его периферии, куда предпочитают ездить, а не ходить, например, аэродром (встречают и провожают на машинах), а при плохой погоде – и магазин или работа. Регулярный объезд сетей делается на квадроцикле, проходящем по песчаному побережью. Транспорт используется для поездок на охоту, в избушки, в соседнюю деревню Кию, зимой – далее в Несь и для регулярных зимних поездок в город Мезень за крупными покупками, в том числе за топливом.
Как и для многих других прибрежных посёлков, для Шойны, расположенной в устье реки, принципиально важными оказываются водные маршруты и лодки как один из видов личного транспорта. Нестабильная, резко меняющаяся погода на море и опасные для моторных лодок сезоны – прежде всего, осень -- также предъявляют определённые требования и формируют предпочтения, в первую очередь, даже не типов лодок, а моторов.
Необходимо отметить, что о транспорте на Севере написано чрезвычайно много, в особенности на материалах коренных групп населения. Это как классические этнографические описания, включая типологии и классификации представленных на Севере современных видов личного транспорта[i], так и работы в рамках исследования инфраструктуры и мобильности[ii], принципов ориентирования[iii].
Гибридным вариантам личного транспорта на Русском Севере был посвящён исследовательский проект, а его результаты опубликованы на портале Go Arctic.
Резкие трансформации, связанные с техническим прогрессом, в первую очередь, с появлением снегоходов и GPS навигации также активно изучались, в антропологических исследованиях даже получил распространение термин «снегоходная революция» (snowmobile revolution), эта концепция впервые была изложена П. Пелто в одноименной книге 1973 года[iv]. И создание концепции, и её развитие, и дальнейшая критика разрабатывалась на материале этнографии коренных сообществ, и фокусируются, главным образом, на последствиях появления снегоходов у оленеводов. Впрочем, «революционность» изменений остаётся дискуссионной[v]. Так же, как и в случае изучения влияния технологических новшеств на Севере, эти темы исследовались на материале работе с коренными сообществами.
Итак, в этом чрезвычайно плотно описанном поле исследования технологий и мобильности попытаемся посмотреть, что отличает личный транспорт в прибрежном, бывшем промысловом, сформированном в советской время посёлке.
Вопреки стереотипному представлению о снегоходах и нартах, которые должны, казалось бы, преобладать на Севере, следует отметить, что одна из важных характеристик – это разнообразие транспортных средств, как приобретаемых в городах в уже полном виде, так и переделанных, достроенных и иногда существующих как индивидуальный проект.
Нарты с оленьими упряжками[vi] пусть и очень редко, но присутствуют в посёлке. Во время кочевания оленеводческой бригады мимо Шойны, семьи оленеводов на короткое время могут заехать в посёлок к родственникам и в магазин. Но причислять эту «визитную карточку» Севера к набору поселкового личного транспорта не стоит, так же как и ушедшие в прошлое сани с собачьими упряжками (в 1970 и даже в 1980-е гг. в Шойне были хозяева, державшие и обучавшие ездовых собак, -- нынешние многочисленные поселковые собаки либо охотничьи, либо же «домашние любимцы»).Оленья упряжка и нарты оленеводов стоят во дворе дома их родственников, пока семья закупается в магазине перед кочеванием на юг, сентябрь 2018.
Сегодня личный транспорт семьи в посёлке – это, как правило, комплект, который включает в себя зимние виды -- снегоходы (отечественный, т.н. буран[vii] и\или двухлыжные более скоростные снегоходы) и различные зачастую самостоятельно сделанные сани-волокуши к ним, летние наземные виды: машины (преимущество на песчаных дорогах имеет УАЗ), квадроциклы, трэколы, так называемые каракаты (гибридный транспорт, о котором будет сказано ниже), а также лодки.
Разумеется, перечисленный выше комплект – скорее исключение, это дорогой парк техники молодого, хорошо зарабатывающего мужчины, для которого техника -- не просто средство передвижения, но ещё и хобби.
Гораздо чаще в семье может быть квадроцикл или же каракат для поездок в летне-осенний период, лодка с мотором, если кто-то из членов семьи регулярно рыбачит или ездит морем либо вверх по реке в расположенные севернее посёлка избушки, и снегоход для поездок в зимний период. И снегоходы, и квадроциклы, и каракаты водят и мужчины, и женщины, в отличие от лодок, что остаётся в большей степени мужской специализацией.
Гаражи для техники, сентябрь 2018.
Несмотря на то, что в посёлке нет ни одной дороги с твёрдым покрытием, автомобили с регистрационными номерами, которые выдаёт инспекция из Нарьян-Мара, в Шойне всё же есть. Предпочтение отдаётся УАЗу. Но самым распространённым средством для передвижения не по снегу служат квадроциклы и т.н. каракаты.
Квадроциклы и каракаты
Квадроциклы более быстроходные, позволяют ездить по песчаным барханам, побережью, но небольшие речки являются для него преградой.
Квадроциклы -- транспорт провожающих и встречающих -- недалеко от аэродрома, октябрь 2018.
Квадроциклы заказывают в крупных городах и везут в летний период морем или, что более рискованно, своим ходом зимой, когда устанавливается зимник. Доделывают их в исключительных случаях, впрочем, известен вариант, когда для квадроцикла на заказ сшили кабину из лодочного брезента.
Каракат (устоявшееся местное название) – это самостоятельно собранная машина, по замыслу аналогичная вездеходу. На каракаты ставят камеры большого диаметра, что отдалённо напоминает принцип трэкола с его шинами низкого давления. Кабина может иметь самый разнообразный вид, есть также открытые каракаты. Каракаты не являются шойнской спецификой, такие самодельные и практически вездеходные транспортные средства используют не только на побережье Белого моря, но и в Архангельской и Вологодской областях. Их привлекательность связана не только с проходимостью, но и с относительно небольшими затратами на обслуживание и возможностью фактически самостоятельно изготавливать запчасти. По всей вероятности, в ближайшее время популярность каракатов будет расти.
Покупные трэколы – герметичные машины с шинами низкого давления -- для полуострова Канин скорее редкость (это достаточно дорогой транспорт), а в настоящее время говорить об увеличении их числа на Севере в целом не придётся.
Снегоходы и лодки
Если говорить о зимнем транспорте, то он гораздо менее вариативен и не даёт простора для реализации инженерных фантазий хозяев. Снегоходы как правило не достраивают, а только регулярно чинят.
За последние два десятилетия сформировалась специализация снегоходов, где отечественные машины с минимальным набором электроники, относительно простые и дешевые в починке занимают нишу «надежных». Для быстрых поездок на дальние расстояния предпочитают пользоваться т.н. двухлыжными снегоходами зарубежного производства, гораздо более дорогими в обслуживании, но ломающимися с меньшей частотой. В ближайшее время у нас появится возможность наблюдать слом этой сформировавшейся нормы, в связи с уходом многих компаний с отечественного рынка.
Если наземные средства перемещения по песку и тундре дают максимальную возможность для эксперимента, то на противоположном полюсе находится водный транспорт, а точнее -- моторы для него. Лодки, на которых жители Шойны ходят вверх по реке и морем к северу от посёлка, могут быть достаточно старые, их могут ремонтировать самостоятельно, но в предпочтениях к мотору жители единодушны. Максимально надёжным признаётся мотор "Ямаха". Само слово "ямаха" становится нарицательным для моторов японского производства (подобно тому, как «Буран» -- это отечественный снегоход). Отечественные моторы «Вихрь» однозначно признаются ненадёжными, и с их «отказами» в ситуации внезапного шторма или резкой смены погоды на море связываются рассказы о гибели рыбаков в прошлом.
Моторы "Ямаха" ставятся практически на все лодки.
Подводя итог, можно предположить, что перспективы по достраиванию этой части инфраструктуры, по всей вероятности, достаточно интересны и могут дать богатый материал для наблюдения в ближайшем будущем, что связано с de facto уходом иностранной техники и комплектующих с российского рынка.
Возможно мы увидим создание новых «гибридных» транспортных средств или нестандартные пути перестраивания имеющейся у людей зарубежной техники. Часть из этих экспериментов, безусловно, будут находиться в зоне риска для безопасности их владельцев.
Значимым исключением в этом ряду экспериментов не только для жителей Шойны, но и любого прибрежного северного посёлка станет водный транспорт, так как наиболее распространённые и признаваемые безопасными моторы "Ямаха" ни на починку в домашних условиях, ни на переделку не рассчитаны.
В заключение следует отметить, что достроенные самими владельцами виды транспорта можно также рассматривать как частный случай низового достраивания инфраструктуры в целом, столь характерный для периодов, когда государство ослабляет своё экономическое присутствие.
Автор: Наталья Косяк, младший научный сотрудник Центра социальных исследований Севера Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Фотографии автора.
[i] Проекты А.В. Головнева, в т.ч. Головнёв, А. В., Перевалова, Е. В., Абрамов, И. В., Куканов, Д. А., Рогова, А. С., Усенюк, С. Г. Кочевники Арктики: текстово-визуальные миниатюры. Екатеринбург: Альфа Принт, 2015.
[ii] См. Васильева В.В. Мобильность и структурирование пространства у долган. таймыро-якутского приграничья. Дисс. На соиск. Степени кандидата исторических наук. СПб., 2021
[iii]Истомин К. В. Кочевая мобильность коми-ижемских оленеводов: снегоходная революция и рыночная реставрация // Уральский исторический вестник. — 2015. — Т. 2. — №. 47. — С. 17 — 25,
[iv] Pelto, P. J. The snowmobile revolution. Menlo Park: Cummings, 1973;
[v] Истомин К.В. там же
[vi] Этому типу транспорта посвящено огромное количество литературы, как в исторической перспективе, так и описывающих современное состояние, напр., см. Васильев, М. И. Ручные нарты русских (в контексте взаимосвязей с транспортными культурами народов Европейского Севера и Сибири) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. — 2007. — №. 4. — С. 240 — 244; он же Русский олений транспорт в XIX-первой трети XX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. — 2008. — №. 4-1. — С. 170-177.
[vii] Буран – нарицательное название снегохода отечественного производства.