Обзор ближайших перспектив любительской рыбалки на Мурмане

Рыбный промысел
10 Августа, 2021, 11:48
Обзор ближайших перспектив любительской рыбалки на Мурмане


За последний год в стране произошло множество событий, которые не преминули тут же отразиться на финансовых потоках внутри страны, олигархах, бизнесменах и простых людях. Не прошли эти события и мимо морской любительской рыбалки на Мурмане.

Не удержусь для начала от небольшого анализа течения длящейся уже больше года пандемии в свете любительской рыбалки. Пандемия и связанные с ней ограничения в этом году прошли в весенний ход трески в Баренцевом море гораздо мягче и спокойнее, чем в сезон 2020 года. Этому есть несколько причин, лежащих на поверхности. Большей частью эти причины, конечно же, экономического характера. Получив за год большой опыт существования в условиях пандемии, власти не форсировали ограничения по въезду на Кольский полуостров. Рыбаки-туристы приносят в область деньги, и с этим, как ни крути, приходится считаться в наше, прямо скажем, основательно монетизированное время. Имиджевые потери в этом случае просто невозможно переоценить. 

Кольский полуостров, к слову, вообще не балует налаженным сервисом посещающих его самых непритязательных рыбаков-любителей, рассчитывающих на очень бюджетный отдых. Огромный вклад в развитие российского рыболовного туризма на Мурмане вносят существующие ограничения на въезд в Норвегию, которая последовательно проводит политику ограничения въезда в страну в период пандемии коронавируса. Многие российские рыбаки с достатком выше среднего в этот год, в связи с ограничениями на морскую рыбалку, в Норвегию не попали. К открытию сезона весенней морской рыбалки контингент российских рыбаков пустился во все тяжкие, пробивая заметённую дорогу на Териберку вручную, стойко преодолевая тяготы и лишения кочевой жизни. 

Местное население Кольского полуострова, вооружённое медицинской статистикой смертности от коронавируса, весной было практически в "предреволюционном" состоянии: прошлогодний запрет на весенний выход в Баренцево море, по мнению рыбаков-любителей, не имел под собой никаких оснований, ибо любой разумный человек понимает, что в холодном море, в нескольких километрах от берега, попросту не от кого заразиться. Людей чрезвычайно раздражали и волновали бездумно введённые в 2020 году меры, ограничивающие частное передвижение по области в связи с коронавирусом. К всеобщему облегчению и радости, всё разрешилось без каких-либо эксцессов. Российские рыболовы-туристы без каких-либо административных ограничений и препятствий заезжали на полуостров непосредственно к началу трескового сезона. Местные рыбаки-любители выходили в море как обычно, с соблюдением стандартных формальностей. Работа Арктического погрануправления была налажена в штатном режиме и нареканий у рыбаков-любителей, хорошо знакомых с процедурой оформления выхода, не вызывала.

Треска


Весной 2021 года суровый Крайний Север предельно жёстко напомнил о том, что представляет собой море Баренца. В первых числах мая из Териберки пришли шокирующие новости. Во время налетевшего шквала трагически погибло восемь рыбаков. Случившееся глубоко потрясло рыбаков-любителей России и одновременно вскрыло ряд глубоких проблем по организации безопасности морской рыбалки. Погибшие были, в основном, приезжими водномоторниками с опытом рыбалки на пресноводных водоёмах, не осознающими глубоко все аспекты плавания в Баренцевом море и степень их опасности. Высокая разрекламированность морской рыбалки в Териберке сыграла с ними злую шутку. Во множестве видеороликов в соцсетях рыбалка в Баренцевом море представлена романтическими кадрами багровых закатов, фантастически красивых скал и огромных уловов трески...

Закат

Вся эта неуправляемая стихийная рекламная кампания ни в коей мере не отражает объективно степень опасности штормового моря в весьма ещё холодное время года. Если принять во внимание, что почти все погибшие были на небольших надувных лодках с маломощными моторами и без опыта хождения по Баренцеву морю, то с уверенностью можно сказать: трагедия была неизбежна… 

Скалы


Ни в одной точке выхода на Кольском полуострове никто не контролирует самостоятельный выход рыбаков-любителей в море с точки зрения правил техники безопасности. Есть ли в лодке необходимые по регламенту нормы снабжения и аварийное имущество? Каков прогноз погоды?! Куда и каким маршрутом пойдёт лодка? Когда она вернётся? Имеется ли в лодке радиостанция морского диапазона? Имеют ли рыбаки надёжный прогноз погоды на день выхода? Эти вопросы на сегодняшний день лежат только на совести самостоятельно выходящих в море рыбаков. Максимум исполняемого обычно ограничивается регистрацией в Арктическом погрануправлении и уведомлением погранзаставы о выходе. Как показал опыт, это делают далеко не все рыбаки, надеясь на традиционный русский авось и ослабление требований погранрежима на отдалённом побережье. Во время проведения поисково-спасательных работ в районе Териберки в первых числах мая 2021 года Арктическим погрануправлением были выявлены подобные случаи выхода в море без уведомления погранорганов, что внесло соответствующие коррективы в ход работ. 

Самостоятельные выходы в море в холодное время года несут повышенные риски для жизни рыбаков. Специальных постов МЧС в пунктах выхода в море в Мурманской области (Лиинахамари, Ура-губа, Териберка) не существует. МЧС Мурманской области не имеет технической возможности контролировать всё побережье Баренцева моря от Лиинахамари до Териберки мореходными спасательными плавсредствами. В случае чрезвычайного происшествия функции спасателей выполняет Арктическое погрануправление. Таким образом, не заявляя о выходе в море, рыбаки-любители многократно усложняют работы по их поиску и спасению. Если принять во внимание, что у Арктического погрануправления, кроме спасения рыбаков, есть и свои собственные задачи по охране морской границы, то ситуация вырисовывается весьма сложная и неоднозначная. Многократно усложняет её отсутствие медицинской помощи в пунктах выхода в море. Любая травма, переохлаждение, сердечный приступ и т.д. может перерасти в серьёзную проблему вследствие отдалённости побережья от районных центров и квалифицированной медицинской помощи. Проблему представляет собой даже банальное пополнение запасов топлива: автозаправок нет ни в одном пункте выхода в море. Рыбаки на сегодняшний день должны сами запасаться горючим в областном центре и везти его с собой, тщательно контролируя его расход.

Таким образом, постоянно увеличивающийся приток рыбаков-любителей вскрывает целый пласт существующих проблем рыболовного морского туризма на Мурмане. На сегодняшний день приехавший на морскую рыбалку среднестатистический россиянин имеет перед собой небольшой выбор. Первый вариант: заранее договориться с "серым туристовозом" о выходе в море и, возможно, о проживании и питании. "Белых туристовозов", имеющих оформленную государственную лицензию на перевозку людей, на Мурмане нет. Как правило, туристов на морскую рыбалку вывозят частники на разношёрстной флотилии из часто совсем не приспособленных для транспортировки людей судов. Подводные камни такого рода серого бизнеса начинают проявляться почти сразу. Выход в море, как правило, зафиксирован по дате и количеству участников. Извозчик требует оплату за заявленное количество. Заболевшие, не приехавшие по метеоусловиям или другим причинам предполагаемые участники чаще всего не принимаются во внимание – извозчик всеми доступными для него способами будет пытаться получить полную плату за оговорённый ранее состав. Самым парадоксальным моментом в оказании подобных услуг является фактор погоды и промысловой обстановки. Принимающая сторона стремится оказать услугу любой ценой, часто не взирая на погодные условия и пресловутую промысловую обстановку. Так, 17 октября 2020 года к Северу от полуострова Рыбачий небольшое судно "Юбилейный" потерпело крушение из-за остановки главного двигателя в условиях штормового моря. Судно затонуло, были погибшие. На сегодняшний день следствие завершило свою работу, капитан осуждён. Для максимально объективного освещения произошедшего стоит упомянуть, что подобные суда систематически ремонтируются кустарным способом у не всегда имеющих надлежащую квалификацию частников.

Второй вариант выйти в море на морскую рыбалку – автономный. Рыбак сам планирует дату выхода, сам везёт лодку, топливо, снасти. Живёт в гостинице, если она есть, или на берегу моря в палатке, если на неё нет денег. Самостоятельно выходит в море, объединяясь в группы с такими же, как он сам, "дикарями". 

Ни один из вышеперечисленных способов выхода в море не является безопасным. В первом случае рыбак-любитель вручает свою удачу и жизнь в чужие руки без каких-либо закреплённых законом гарантий. Во втором случае рыбак-любитель противостоит морю сам, надеясь на свой опыт, удачу и везенье. Ни тот, ни другой способ не может быть полноценным приемлемым и цивилизованным решением проблем любительской морской рыбалки в Баренцевом море в XXI веке.                                                                                                                                                                                               

Было бы неправильно утверждать, что крупный бизнес современной России совсем не участвует своим капиталом и административным ресурсом в развитии морского туризма на Мурмане. Компания "Порт Лиинахамари" разрабатывает проект туристско-рекреационного комплекса. Планируется, что будет создан курорт, ни много ни мало, мирового уровня. В проекте будут объединены возможности для природного, спортивного, промышленного, экспедиционного, исторического и круизного туризма. Предполагается развитие морской рыбалки и дайвинга. Очевидно, что подобные решения проводятся с апробацией на самом высоком уровне, требуют капитальных вложений и весьма небыстры. Успех таких проектов напрямую зависит не столько от качества предоставляемых туристам услуг, сколько от вложений административного ресурса, завязанного на серьёзные личные связи в Москве. Данный проект для Мурманской области, безусловно, революционен и беспрецедентен. Насколько он реален – покажет ближайшее будущее. Лиинахамари, по своему географическому положению, имеет ряд "подводных камней", неподвластных даже воле Кремля. Мне же, как жителю Мурманской области, представляется более реальным проект развития морского туризма в Териберке. На данный момент идёт серьёзная реконструкция автодороги в Териберку, с соответствующими капитальными вложениями. Объявлено о создании на дороге пункта остановки. С тёплым помещением, туалетами и, возможно, даже с простейшим общепитом. Решение радикально реконструировать автодорогу на Териберку трудно переоценить. Это решение открывает всесезонный беспрепятственный доступ к месту постоянной стоянки трески как рыбакам-любителям всей России, так и турфирмам, способным поднять уровень сервиса на должную высоту. Териберка обладает отличным потенциалом для удовлетворения запросов бюджетного российского туриста вследствие удачного географического расположения и наличия площадей для строительства, размещения туристов и развития инфраструктуры турбизнеса. Очевидно, что начавшаяся реконструкция пирсов в дальнейшей перспективе сработает на пока не вышедшего из тени туроператора с серьёзными амбициями.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о том, что притягивает рыбаков-туристов на Кольский полуостров. В этом году ход горбуши на Кольском затмил абсолютно все рыболовные события в России. Судя по восторженным отзывам в соцсетях, в этом священнодействии с огромным отрывом лидировала Умба. С мягким климатом Беломорья, с отсутствием влияния погодных условий на рыбалку, ход горбуши буквально "выстрелил" в душу рыбацкой общественности России. На Умбу было практически паломничество. Реки Мурманского берега Кольского полуострова увы, остались без внимания вследствие труднодоступности, но ход горбуши был и там. Более того, в этом сезоне остался почти незамеченным средствами масс-медиа весенний ход трески. Год получился не совсем ординарным в этом плане. Весенняя треска 2021 года шла очень активно, вслед за подходом мойвы и сельди. На Мурмане наблюдался необычайно ранний подход сельди в мелкие губы. Уже второй год подряд коренные северяне ловят товарную атлантическую сельдь в мае месяце, что ранее, на протяжении десятков лет, практически не наблюдалось. Массовый подход мойвы к берегам Кольского полуострова весной 2021 года вообще остался без внимания СМИ. Запрет на её вылов очень положительно сказался на поголовье трески и её размерах. Даже на примерах бытового, любительского анализа уловов рыбаков-любителей Мурмана можно смело утверждать, что продуктивность Баренцева моря на подъёме. Это открывает вполне реальные перспективы для развития в масштабах России морского рыболовного туризма.

Рыбалка


А кроме того, в этом году Мурман ожидает открытие любительского лова камчатского краба…

Автор: Андрей Сохин, рыбак, Мурманская область. 

Фото автора.

 

 



далее в рубрике