Сейчас в Мурманске

14:58 ˚С
18+

Регионы Арктики: сходство в различиях и судьбы северных городов

Нужен ли к Арктике единый подход, или каждый субъект и город должен развиваться по своему индивидуальному пути, какое будущее ждет арктические города — эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках научно-образовательной программы «Арктический диалог – 2021».

Северные города Арктические города Развитие арктики
Виктория Бабаева
21 октября, 2021 | 08:57

Регионы Арктики: сходство в различиях и судьбы северных городов
Фото: Кирилл Скоробогатько / GeoPhoto


Из Москвы Арктика сегодня воспринимается как единый проект. И действительно, северные территории России и людей, проживающих здесь, объединяют общие проблемы и вызовы, и это касается не только суровых климатических условий. Но вопреки тому, что на первый взгляд Арктическая зона России со стороны выглядит однородной, регионы Севера имеют немало различий. Нужен ли к Арктике единый подход, или каждый субъект и город должен развиваться по своему индивидуальному пути, какое будущее ждет арктические города — эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках научно-образовательной программы «Арктический диалог – 2021», организованной Фондом поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова и Проектным офисом развития Арктики (ПОРА) при поддержке Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. 


Не такие, как все

Сегодня в состав АЗРФ полностью входят четыре региона России: Мурманская область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа и Чукотка, — а также отдельные территории в составе Республик Карелия, Коми и Саха и части Красноярского края и Архангельской области. Как указано в главном арктическом документе — Стратегии развития АЗ РФ до 2035 года — все эти субъекты объединяют экстремальные природно-климатические условия, экологическая уязвимость, тесная (экономическая, историческая и географическая) связь с Северным морским путем, а также неравномерность промышленно-хозяйственного освоения территорий и высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения. Эти особенности определяют подходы к социально-экономическому развитию Севера и позволяют провести условную черту между «обычными» регионами страны и Арктикой. 

Противопоставление «остальной» России является одной из базовых причин, почему регионы Арктики воспринимают как нечто однородное. В массовом сознании АЗРФ представляется как территория с большими запасами полезных ископаемых, малой численностью населения, слабо развитой инфраструктурой и особыми условиями для жизни – как погодными, так и социальными и экономическими. И во многом это является правдой. Арктика занимает около 20% площади России, при этом проживает здесь всего лишь около 1,6% от общего количества жителей нашей страны. Если говорить о транспортной составляющей, инфраструктура на Севере действительно развита недостаточно – это касается и автомобильных дорог, и железнодорожного сообщения, и авиации. Некоторые территории, особенно в зимний период, оказываются полностью оторваны от основной части страны, что не может не влиять на уровень жизни населения, а также на экономические показатели. Вести бизнес в Арктике дорого и не всегда выгодно. Одним из важнейших остается вопрос по «северным госгарантиям», которые переложены на предпринимателей, работющих на крайнем Севере и приравненным к ним местностям. Как итог – значительное удорожание себестоимости продукции и услуг.

«Общей характеристикой регионов Севера является еще и то, что они не могут развиваться без поддержки государства, и это касается даже тех субъектов, которые получают свою часть налогов от добычи и переработки углеводородов и других полезных ископаемых», — рассказал в рамках выступления на «Арктическом диалоге» главный редактор портала GoArctic Александр Шимберг.

Георгиевский Игорь ijg20160325123pn.jpg

Фото: Игорь Георгиевский / GeoPhoto


Города-архипелаги

Еще одной «общей проблемой» для северных регионов является жизнь арктических городов. Несмотря на то, что бо́льшая часть валового регионального продукта формируется в тундре, по данным Росстата 89% населения Арктики — горожане. 

«Арктические города — феномен довольно странный. С точки зрения классической урбанистики, их здесь быть не должно, потому что города должны быть тесно связаны друг с другом транспортной сетью, чтобы обмениваться товарами, услугами, мигрантами. А арктические города — это города-архипелаги, оторванные друг от друга», — заявила специалист в области социально-экономической географии, специалист по маркетингу и брендингу территорий, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ и заместитель генерального директора АНО «Институт регионального консалтинга» Надежда Замятина.

Развивать арктические города куда сложнее, чем населенные пункты в центральных и южных регионах. Однако полностью отказаться от городов Севера невозможно. Во-первых, несмотря на отток населения из Арктики, многие северяне не рассматривают переезд в другие субъекты страны. Во-вторых, слишком низкая плотность населения в Арктике может вызвать усиленный интерес со стороны зарубежных партнеров. В-третьих, арктические города, несмотря на ряд проблемных вопросов, несут важное экономическое значение для АЗРФ. 

«Хотя арктические города не производят основной объем экономики, добыча сырья без городов существовать не может — они выступают транспортно-логистическими базами освоения минерально-сырьевых центров.  Города становятся моторами развития окружающей экономики», — уверена Надежда Замятина.

По ее словам, города Севера позволяют обеспечивать необходимыми услугами отрасли добывающей промышленности: по разным оценкам, вклад городов в оказание нефтесервисных услуг составляет около 20%.  

Проблемы северных городов, а также инфраструктурные и экономические сложности подтверждают, что общих вызовов у регионов Арктики много. В данном случае действительно важно выработать единые механизмы для решения существующих проблем. Но если мы говорим не только об ответах на вызовы, но и о развитии Севера на дальнюю перспективу, типового подхода будет недостаточно.  


Никитин Ярослав_jnk05320002.jpg

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Широта не показатель

Каждый из девяти арктических регионов обладает своим набором индивидуальных характеристик. Они касаются, в первую очередь, площади территорий, входящих в АЗРФ, численности и состава населения субъекта, а также объема полезных ископаемых и состояния экономики. Для сравнения, Мурманская область целиком входит в Арктическую зону и занимает около 145 тыс. км², а Карелия лишь частично – в составе АЗРФ числится чуть больше 65 тыс. км² при общей площади республики 172,4 тыс. км². Экономические различия наиболее очевидно демонстрирует ВРП регионов, количество субъектов малого и среднего предпринимательства, а также число резидентов Арктической зоны, отметил Александр Шимберг.

Территория особой поддержки: что дал Арктике закон о льготах для бизнеса?

Каждый из глав субъектов имеет собственное видение того, как должен выглядеть его регион. Полномочные представители в федеральных округах и кураторы-вице-премьеры — а Арктика затрагивает сразу четыре округа: Сибирский, Уральский, Дальневосточный и Северо-Западный — также по-своему воспринимают развитие Севера. Особый статус имеет Юрий Трутнев, который занимает пост заместителя председателя Правительства РФ, полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, а также полностью ведет арктическое направление.  

«Государство четко не определилось, как именно выстроить систему управления северными регионами. Такой подход показывает, что у нас нет единой Арктики», — считает Александр Шимберг.

По его словам, для наиболее эффективной работы Северу нужен либо один «начальник», либо полная независимость регионов и развитие со ставкой на индивидуальные особенности каждого из субъектов. На данный момент применяется так называемый гибридный подход, который пока что сложно назвать высокоэффективным. 

Арктическая зона сложна своим многообразием, в чем и заключается ее уникальность. Сохранить и укрепить Север, сделать его развитым и технологичным «уравниванием» не удастся. Впереди – поиск нужного подхода, только он поможет добиться поставленных целей без потерь и с перспективами на будущее.


***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике