Рыбный порт Мурманска готов к увеличению грузооборота

Транспорт и логистика Рыбный промысел
Анжела Коляда
19 Сентября, 2021, 06:33
Рыбный порт Мурманска готов к увеличению грузооборота
Фото: Вадим Кантор


Мурманский морской рыбный порт за последние годы обновил холодильное оборудование, крановое хозяйство и обзавелся контейнерными площадками. Всё это для возможности принимать больше различных грузов.

Парадоксально, но рыбный порт на берегу незамерзающего Кольского залива принимает только треть рыбы, добытой в Северном рыбохозяйственном бассейне. По мнению управляющего ММРП Олега Креславского, в первую очередь это обусловлено экономическими факторами. Валютоемкая рыба уходит на экспорт.

«Первая и главная причина, почему наши рыбаки предпочитают сдавать рыбу в зарубежные порты, экономическая: там просто интереснее цена. Мы неоднократно замечали, что с падением рубля падает и грузооборот порта», – рассказал GoArctic Креславский.

По его мнению, второй причиной служат административные барьеры.

«Впрочем, стоит заметить, что федеральные власти давно сделали их более проницаемыми, по регламенту на досмотр судна выделяется не более 3 часов. Хотя, конечно, бывает всякое, вспомним, например, историю с 9-часовым досмотром траулера «Вутан» в 2019 году. Или ситуацию с компаний «Робинзон», когда из-за конфликта с УВД Мурманской области она прекратила выгружать свои уловы в Мурманске, переориентировавшись на Петербург и порты Западной Европы. А ведь её суда давали рыбному порту до четверти грузооборота рыбы», – отметил глава ММРП.

Третьим фактором служит нехватка судоремонтных мощностей в порту Мурманска. Однако, объясняет Креславский, это закономерная реакция на снижение судозаходов.


35fad755eca073b73e035540aecadc3b.jpg

Фото: Мурманский морской рыбный порт


Кроме того, непосредственно для ММРП остается актуальной проблема с причалами.

«Они сейчас находятся под управлением ФГУП «Нацрыбресурс» и постепенно ветшают без ремонта и реконструкции. Больше всего в хорошем состоянии причалов заинтересован именно рыбный порт, но наше предложение по организации государственно-частного партнерства по причалам игнорируется Росимуществом и Росрыболовством, – говорит Креславский. – Вместо этого глава Росрыболовства Илья Шестаков просит губернатора Андрея Чибиса найти каких-то инвесторов для Северного грузового района, где наиболее проблемная ситуация. А в Южном грузовом районе причальный фронт сильно сокращён из-за постоянной швартовки судов с генеральными грузами, которые мешают обработке траулеров и транспортов с рыбой. Какой рыбак захочет стоять в очереди на рейде? Вот и ищут другие возможности для выгрузки».

Тем не менее, во время пандемии коронавируса в ММРП наблюдались периоды роста грузооборота. К примеру, так случилось в апреле 2020 года, когда незаходные суда, столкнувшись с невозможностью сменить экипаж по обыкновению в соседней Норвегии, были вынуждены оформить временные разрешения на заход в Мурманск. Как итог – плюс 5 тыс. тонн рыбы.

«Сейчас незаходные суда тоже продолжают приходить, но уже не в тех объемах, два-три судна в месяц. Полагаем, в случае открытия границ ситуация вернётся к статус-кво. Возможно, кто-то из рыбопромышленников оценил удобство выгрузки в Мурманске, и будет заходить и дальше», – полагает Креславский.

Несмотря ни на что, ММРП готов к увеличению грузооборота. Два года назад модернизировали здание третьего холодильника, что позволило снизить энергопотери. Сейчас планируется замена старых холодильных аммиачных установок. 

«Холодильные мощности сейчас загружены на две трети, но это лето, когда районы промысла смещаются в восточную часть Баренцева моря и для рыбаков Мурманск становится ближе, чем порты Норвегии. В остальную часть года холодильники порта заняты всего на треть, иногда наполовину. Мы уже шутим, что пора сдавать их в аренду под мясо или хранение шуб», – говорит Креславский.

54504f1d0f83e1660dcaf62cfa1dddfc.jpg

Фото: Мурманский морской рыбный порт


Обновление затронуло, в том числе, крановое хозяйство. Для начала в ММРП ввели ежемесячные техосмотры кранов, затем отремонтировали существующее оборудование. 

«За минувшие три года мы приобрели два портальных крана для работы с генгрузами. Практически полностью обновили парк электропогрузчиков, приобрели мощные автокраны Liebherr и «Галичанин», а также ричстакер Kalmar для работы с контейнерами. В ноябре должен прийти новенький многофункциональный мобильный кран от отечественного производителя CMM, – перечисляет Креславский. – В феврале 2022 года ожидаем поступление ещё трёх кранов, разработанных по нашему заказу как раз под нужды рыбопромысловых судов. Грузоподъёмность каждого – 6 тонн, этого хватает для выгрузки рыбы. Честно скажем, это самое мощное обновление кранового хозяйства среди всех рыбных портов России. Разумеется, это ускорит обработку судов».

Еще одно перспективное направление работы – обработка контейнерных грузов. В ММРП для этого готовы две контейнерные площадки на 170 мест для рефрижераторных контейнеров. Рыбный порт апробировал новое направление на восьми рефконтейнерах.

«Активизировалась работа с контейнерами, которые приходят не по морю, а по суше – на тягачах. На них мы перегружаем рыбу с холодильника. В августе обработали 50 таких контейнеров», – уточняет Креславский.

Сейчас в ММРП анализируют своих конкурентов. К ним относятся порты Норвегии – Киркенес, Олесунн, Ботсфьорд, Тромсё. В меньшей степени, считает Креславский, конкурентом можно назвать Санкт-Петербург и Архангельск, уступающие на фоне незамерзающего Кольского залива.

«Есть еще терминалы рыбопромышленных компаний на берегах Кольского залива. Но объёмы выгрузки на них значительно уступают нашим. У некоторых компаний есть амбициозные планы по строительству терминалов большой мощности, причём с привлечением средств из госбюджета, – делится мнением Креславский. – Но возникает резонный вопрос: где они возьмут рыбу под эти мощности, если сейчас только треть уловов Северного бассейна попадает в Мурманск?»

***

Анжела Коляда, специально для GoArctic

далее в рубрике