Сейчас в Мурманске

07:09 -8 ˚С Погода
18+

Солнечное затмение и лунная тень в небе над Шпицбергеном

Я была одной из тех, кому посчастливилось наблюдать солнечное затмение с борта самолёта в арктическом небе.

Туризм Солнечное затмение Лунная тень Шпицберген
3 декабря, 2021 | 14:20

Солнечное затмение и лунная тень в небе над Шпицбергеном
Полоса полного солнечного затмения.

Несколько лет назад, 20 марта 2015 года, произошло астрономическое явление в районе архипелага Шпицберген: в день весеннего равноденствия Солнце и Луна пересеклись на небесном экваторе в созвездии Рыб. Жители Фарерских островов и северного архипелага Шпицберген смогли наблюдать полностью закрытое Луной Солнце, из своих окон. Лунная тень шла по Земле от северной Атлантики, через Фарерские острова и Норвежское море, а затем, накрыв архипелаг Шпицберген, по Северному Ледовитому океану.

Точка максимального затмения находилась в Норвежском море восточнее Исландии и севернее Фарер, а его максимальная продолжительность была 2 минут 47 секунд при фазе 1,044 (на такую величину видимые размеры Луны превзойдут размеры Солнца).

Российской авиакомпанией «Nordavia» был организован научно-познавательный спецрейс под названием Eclipse Flight («Полёт к затмению»). Маршрут воздушного судна был проложен над акваторией Баренцева и Норвежского морей с таким расчётом, чтобы пассажиры могли наблюдать солнечное затмение максимально долгое время. Поэтому самого Шпицбергена он не достигал. Полёт проходил на высоте 10 тысяч метров, выше облачного покрова, так что ничто не препятствовало наблюдениям. 

И я, автор этой статьи, решила принять участие в полёте из аэропорта моего родного города Мурманска к точке с координатами 73°16’15.7’’ северной широты и 8°11’44.88’’ восточной долготы в полосе полного солнечного затмения. Организаторы полёта предупреждали, что наблюдение за полной фазой затмения будет возможно только с правого борта, однако с любого борта можно было увидеть явление, недоступное с поверхности – лунную тень, наползающую на Землю.


  Точка, к которой мы летели.


Наступило утро полёта. Накануне разыгралась метель, небо было пасмурным, застланным тучами. Но самолёт поднимался на 10 тысяч метров ввысь, где всегда ясное небо.

Полёт продолжался более четырех часов. И половину этого времени мы летели к затмению, к месту в 440 км к югу от побережья Шпицбергена. Но скучать не пришлось. Самолёт был полон, более сотни пассажиров, среди которых корреспонденты различных СМИ, операторы телевидения, астрономы разного уровня со всех концов России, участники специальной туристической программы «В Мурманск за полярным сиянием и затмением» и победители астрономических олимпиад.

Первое, что привлекло внимание, развеселило и поддержало настроение ожидания чуда – подробные инструкции о том, как встречать и провожать солнечное затмение. Они были вложены в специальные конверты с информационными материалами о полёте. 

Инструкции пассажиров правого и левого бортов отличались, ведь затмение Солнца должно было наблюдаться первыми, а лунная тень – вторыми. Наши места были на левом борту. 

Подробность и изящный юмор инструкций вызывали восхищение: «11:28 – протираем иллюминаторы». Отчего-то не указали – с какой стороны, наружной или внутренней? Как мы ни старались, но ручейки воды снаружи по-прежнему мешали качественной съёмке, хотя придавали фотографиям некоторый романтический ореол. 

После взлёта, как только разрешили перемещаться по салону, началось оживлённое движение: сновали корреспонденты со своими камерами и беседовали с пассажирами, представители одного из организаторов полёта читали лекцию по астрономии. Приподнятую атмосферу поддержало появление командира корабля, который, неожиданно для себя, на несколько минут превратился в «звезду». Он был буквально нарасхват – со всех сторон к нему протягивали блокноты и ручки для автографа, а также микрофоны для записи интервью.


Я же взяла автограф у автора инструкции, которую всё ещё перечитываю с улыбкой, – Виктора Городецкого.

Да, кстати, на высоте иллюминаторы очистились от ручейков, но мешали съёмке самим своим существованием. 

Постепенно приближался момент затмения. Все готовились– настраивали аппаратуру, доставали разнообразные средства защиты: горнолыжные маски, обломки лазерных дисков (они пускали радугу на стенки самолёта), даже кусочки плоских дискет 5,25 дюймов (наверное, это было их последнее применение перед уходом в «компьютерное небытие»).

Луна постепенно надвигалась на Солнце, что было прекрасно видно сквозь «волшебные стёклышки», но темнее не становилось. Воочию подтвердился известный факт: Солнце настолько яркое, что небо темнеет только тогда, когда закрывается более 90% солнечного диска.

Наконец в самолёте потушили свет, и всё замерло в ожидании момента полного затмения. Иллюминаторов было мало (затмение было видно только с правого борта), а любопытствующих – много, однако исключительная доброжелательность компании астрономов, профессионалов и любителей, позволила всем насладиться волшебством природы и запечатлеть его на «фотоплёнках» цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Не все фотоаппараты были способны фотографировать «в упор» Солнце, даже закрытое Луной. Но с левого борта можно было увидеть то, что недоступно глазу с поверхности Земли. На высоте 10 тысяч метров мы наблюдали, как лунная тень со скоростью 4000 км в час догоняет, накрывает и обгоняет наш самолёт.


  Наступление лунной тени.


   Тень нас настигла.

И удалось насладиться всем, что обещалось в инструкции: заревое кольцо, Арктур, Вега, Ковш Большой Медведицы. Но тень Луны, покрывающая облака и Землю, вызывала буквально мистические чувства, которые разделяли многие на этом воздушном корабле: «Возникает чувство колоссальных масштабов всего происходящего и единства космических объектов -- Солнца, Луны и поверхности Земли. И между тенью и небом летит наш крошечный самолётик» (Покровский Д.). 

Но вот всё закончилось… Корабль развернулся в обратный полёт, и раздались бурные аплодисменты. В этих аплодисментах звучала благодарность всем – природе за такое чудо, лётчикам за полёт, организаторам за такую замечательную мысль, и всем тем (их было много), кто её поддержал.

На обратном пути чудеса, теперь уже рукотворные, продолжались. Нам вручили именные дипломы об этом полёте, футболки с его символикой, мы подняли бокалы за успех, поздравили одного из пассажиров с днём рождения и наградили аплодисментами смелость другого – он сделал предложение своей девушке прямо на борту самолёта (праздничные шарики остались, как и положено, на полках для ручной клади).


В завершение в аэропорту нас встретили накрытые столы с замечательными пирожными в форме самолётиков и солнышек. Этот полёт «к Шпицбергену за затмением» занял почётное место на полке моих воспоминаний.


Автор: Ежова Наталия Михайловна, Мурманск.

[1] http://www.astronet.ru/db/msg/1336725 (Астронет. Проект РФФИ, ГАИШ МГУ и др.

[2] https://srath.com/eclipse-hits-astrologers-doctors-etc/comment-page-1/

[3] На такую величину видимые размеры Луны превзойдут размеры Солнца

[4] Https://gursesintour.com/vokrug-sveta/nordavia-priglashaet-turistov-ponablyudat-za-zatmeniem-s-borta...

[5] Https://vk.com/photo-72830408_357615980

[6]  Http://uraniya.net/reports/polet_eclipse_flight_v_polosu_polnogo_solnechnogo_zatmenija_20_marta_2015...





далее в рубрике