Сейчас в Мурманске

09:57 1 ˚С Погода
18+

Св. Олаф II и арктическое братство

Исторические путешествия как средство публичной дипломатии России в Арктике.

Нероссийская Арктика Исландия Фареры Святой олаф II
13 сентября, 2021 | 15:35

Св. Олаф II и арктическое братство
Дети на празднике Св. Олафа.


В Концепции внешней политики Российской Федерации говорится, что «неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы» [мы предлагаем в дальнейшем использовать термин «умная сила», по смыслу более соответствующий целям и задачам проекта] – прежде всего, возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам»[1]. Следовательно, необходима разработка как стратегии «умной силы», так и нестандартных средств её осуществления. Однако до сих пор ни у Кремля, ни у научного сообщества нет единого мнения по этому важному вопросу. Мы предлагаем рабочую концепцию «умной силы» и рассмотрим публичную дипломатию, как одно из средств её осуществления в Арктике и приполярных регионах.

                              

Принципы публичной дипломатии

Россию как культурно-исторический тип[2] – мы в этом согласны с мнением Ф.М. Достоевского, изложенным в знаменитой «Пушкинской речи», – отличает «всемирная отзывчивость», что подтверждается установкой всех великих русских путешественников на диалог цивилизаций. Очень редки случаи мужской дружбы, например, даже между выдающимися английскими, скандинавскими и французскими путешественниками и аборигенами; исключения, например -- Д.Ливингстон или В. Стефанссон, только подтверждают правило. Однако в отечественной истории эти случаи бросаются в глаза: В.К.Арсеньев и Дерсу Узала, В.А.Русанов и Тыко Вылка, Г.А.Ушаков и Йерок, и др.

Исходя из этого, Россия призвана быть инициатором и лидером публичной дипломатии в Арктике. Проекты должны быть совместными, комплексными и с участием неправительственных организаций. Например, повторить путь Св.Олафа из Новгорода до Исландии, о чём подробнее будет сказано далее. Со всех точек зрения интересны и совместные экспедиции: российско-нидерландская по пути Виллема Баренца к берегам Новой Земли (тем более, что первыми учителями Петра Великого были голландцы); и российско-норвежская к Шпицбергену на поморских кочах и драккарах.

Почему мы предлагаем начать с исторической реконструкции возвращения Св.Олафа из Новгорода на родину? Во-первых, его жизнь была тесно связана с древней Русью; во-вторых, в современной культуре фарерцев и исландцев – он живой, а не музейный персонаж. Наконец, самое важное: России нужны союзники в Арктике. В наших системах ценностей много общего, об этом свидетельствует и личный опыт автора этой статьи.

Св.Олаф – личность, объединяющая Россию, Фареры и Исландию. Герои саг должны «ожить» и вести в будущее наши народы, как некогда они открывали новые земли. Прошлое должно стать фундаментом будущего.

Каким был этот храбрый и мудрый конунг – можно понять из «Саги об Олафе Святом»:

«Обычно конунг вставал рано утром, одевался и мыл руки, а потом шёл в церковь к заутрене. Потом он шёл решать тяжбы или говорил людям о том, что считал необходимым. Он собирал вокруг себя и могущественных и немогущественных, и особенно всех тех, кто были самыми мудрыми. Он часто просил говорить ему законы, которые установил в Трандхейме Хакон Воспитанник Адальстейна. Сам он устанавливал законы, советуясь с самыми мудрыми людьми. Одни законы он упразднял, а другие добавлял, если считал это необходимым. Закон о христианстве он установил, посоветовавшись с епископом Гримкелем и другими священниками. Он прилагал все силы, чтобы искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению, противоречили христианской вере. И вышло так, что бонды приняли законы, которые установил конунг... 

Олаф-конунг был человеком добродетельным, сдержанным и немногословным. Он был охоч до всякого добра и щедро его раздавал. С конунгом тогда был Сигват-скальд, как раньше уже говорилось, и другие исландцы. Олаф-конунг подробно расспрашивал их о том, как христианство соблюдается в Исландии. Он считал, что оно там плохо соблюдается, раз законы там разрешают есть конину и делать многое другое, что противоречит христианской вере и что делали язычники.

Исландцы рассказывали конунгу о многих могущественных людях, живших тогда в Исландии. Скафти, сын Тородда, был тогда законоговорителем в стране.

Олаф много расспрашивал знающих людей об обычаях в разных странах, и особенно часто спрашивал он о христианской вере и о том, как она соблюдается на Оркнейских, Шетландских и Фарерских островах. Из рассказов он узнал, что там далеко не всё хорошо. Он часто вёл такие беседы или говорил о законах и порядках в стране».



Почему Фареры и Исландия?

«Хорошее начало – половина дела», поэтому необходим правильный выбор стран-партнёров для первого проекта такого рода в Арктике. Мой опыт общения с фарерцами и исландцами неоспоримо свидетельствует, что они в целом положительно оценивают нашу страну, не имеют негативных установок (как, например, правительства и «лидеры мнений» некоторых стран, входящих в Арктический совет) и с интересом относились к моим предложениям о нестандартных средствах публичной дипломатии.

Так, в Милане, на Европейском психологическом конгрессе в 2015 г. я познакомился с председателем Фарерского общества психологов, ныне уже, к сожалению, покойным Хери Крагестееном (Heri Kragesteen). Мы выпили по бокалу вина и быстро сошлись. Он пригласил меня и предложил жить у него дома. Без его помощи я никогда бы не узнал так много о жизни и культуре фарерцев. День Святого Олафа – главный праздник на Фарерах, который отмечают каждый год два дня – 28 и 29 июля – с беспрерывными застольями и народными гуляниями. Важно то, что в фарерской культуре близко и созвучно нам: общинность, готовность защищать собственную самобытность и свободу от ТНК. Именно так надо понимать промысел гринды, в котором участвуют все мужчины. Приведу интересный диалог с одним из фарерцев за столом у Хери. Поясню, что они отрицательно относятся к «зелёным» протестам, справедливо полагая, что "зелёные" ничего не смыслят в жизни в суровых условиях Арктики.

– Как ты относишься к тому, что мы добываем китов?

– Положительно! И готов принять участие в охоте.

– Мы не считаем это охотой, -- пояснил Хери. – Гринды – дар. Они сами приходят к нам. Мы их не выслеживаем. Мы их добываем не для капитализма! Мы не продаём мясо и ворвань. Без них мы бы не выжили в прежние времена.

В Исландии автор этих строк не был, но тесно общался с исландцами с 2013 г. на европейских психологических конгрессах. Если судить по ним, исландцы – народ открытый, любящий поэзию (мы – страны поэтов) и прямой. После окончания конгресса 2019 г., который проходил в Москве, я решил показать Москву коллегам Эйнару и Йонасу. Пригласил и Хойкура – исландца, который давно живёт в Москве, -- и своего брата Александра. Брат первый раз в жизни видел исландцев и был приятно удивлён, что они радушно и непринуждённо заговорили с ним и пригласили в Исландию. А когда после дружеского застолья мы вышли прогуляться по бульварному кольцу, они запели на исландском «Подмосковные вечера»; и так хорошо, что все прохожие их восторженно приветствовали...

Арктика – хорошее место для поиска новых и нестандартных способов сотрудничества и сближения народов. К примеру, можно использовать опыт реконструкции старинных плаваний Тура Хейердала можно применить к знаменитому пути «Из варяг в греки»...

Ещё один аспект: необходимо осуществить синтез науки и искусства в познании мира и человека, о чём мечтали многие великие умы человечества. Обязательное требование и новизны, и одновременного воздействия на ум и сердце, что и отличает настоящее искусство. Итогом экспедиций должны становиться книги, кино и выставки живописи и фотографий. Так, замечательными примерами научно-художественного стиля являются книга Г.А. Ушакова «Остров метелей», книги и картины Рокуэлла Кента, документальные фильмы и книги Тура Хейердала…

Выбор путешествий как одного из главных средств «умной силы» определяется тем, что путешествие позволяет осуществить все указанные выше принципы, о чём пойдёт речь при кратком описании первого проекта.

                                       

Русь и Св. Олаф II

Арктика должна стать территорией диалога цивилизаций, публичной дипломатии и полярного братства, как уже говорилось выше. Не менее важно выбрать приоритетное направление и союзников. Исходя из этого, мы предлагаем первое путешествие по реализации стратегии «умной силы» России провести по пути от Великого Новгорода через Фарерские острова до Исландии. Существенно и то, что обе эти страны не являются членами Евросоюза, что позволит облегчить прямые и непосредственные связи.

Публичная дипломатия напомнит всем народам Скандинавии о давних добрососедских отношениях, которые мы все обязаны не только не забывать, но и приумножать. Поэтому мы предлагаем назвать первый проект «Св. Олаф II и Русь: северное братство». 

Жизнь этой выдающейся личности была связана с Русью. Олаф II или Олаф Святой (995-29 июля 1030) – король Норвегии -- продолжил проповедь Слова Божия, начатую Олафом I, и решительно искоренял язычество. Это вызвало конфликт со значительной частью знати, и он был вынужден бежать в Швецию. В песнях скальдов рассказывается, что после этого он отправился на Русь, где находился с осени 1029 г. по весну 1030 г. Погиб геройской смертью в битве при Стикластадире. Его подвижническую жизнь воспел великий исландский скальд Снорри Струрлусон в «Круге земном». Как уже говорилось выше, День Св.Олафа до сих пор празднуется на Фарерских островах, и автор этих строк дважды принимал в нём участие – в 2015 и 2017 гг.

На празднике 2.jpg 

Празднование начинается с молебна в главном храме Торсхавна. Затем все идут на главную площадь -- фарерцы и некоторые гости в народных праздничных костюмах. Проходит небольшой парад, на котором несут флаги футбольных клубов: это национальный вид спорта. А затем – кульминация торжественной части – выступает хор. После этого, как и положено в самый главный праздник, два дня все веселятся, гуляют до утра и ходят в гости... А что если каждый год в празднике будет принимать участие и российская неправительственная делегация? Если фарерцы согласятся на такое неожиданное предложение, надо продумать сценарий с участием специалистов!

На празднике.jpg

Данный выбор для первого путешествия обусловлен, в том числе, и хорошими возможностями, если в проекте будут заинтересованы неправительственные организации, СМИ, а также государственные институты Исландии и Фарерских островов – для организации встреч с местными жителями по пути следования экспедиции, что будет способствовать созданию положительного образа России.

Программа-максимум – реконструкция пути из Великого Новгорода в Исландию и прохождение его на кораблях и транспорте той эпохи (по аналогии с экспедициями Тура Хейердала); программа-минимум – по тому же маршруту на современных средствах транспорта. Редакция журнала «Всемiрный путешественник» полагает, что в комплексной экспедиции должны принять участие представители комиссии полярных стран Русского географического общества, экспертного цента ПОРА, самого журнала и другие заинтересованные лица и организации.

Материалы работ такой комплексной экспедиции, рассчитанные как на широкую аудиторию, так и на специалистов, сочетали бы научность и увлекательность. Предполагается редко используемый в отечественных и даже мировых СМИ научно-художественный формат, сочетающий глубину и объективность с эстетическим подходом. Итогом могут стать фильм и коллективный научный труд.

… с незапамятных времен известно, что поэт видит дальше и глубже всех. Поэтому в заключение предоставим слово скальдам нашего времени.

Виллиам Хайнессен – фарерский поэт – стихотворение «В альбом одной русской даме» начинает словами:

«Страна моя – самая малая в мире,

А ваша – самая большая.

И всё-таки, всё-таки, в известном смысле…»


Мы позволим продолжить мысль поэта прозой и уверенно заявить, что такое различие при умелом и мудром подходе – не помеха, а преимущество: показать, что Россия со всеми ведёт диалог на равных, используя «умную силу», а военную и экономическую применяя только к тем, «кто приходит с мечом».

А Эйнар Бенедихтссон так воспевает скальдов Исландии:

«Пели они, услаждая слух…Всходили к солнцу на горную высь,

…в их строфах бегучих навек слились

звук жизни живой и беззвучный крик

событий из хроник старинных».


Это и есть сверхзадача, используя термин, введённый К.С.Станиславским, публичной дипломатии России в Арктике!

 

Автор:  Андраник Сулейманян, главный редактор журнала «Всемiрный путешественник», канд.психол.наук, член Русского географического общества.
Фотографии автора.


[1] https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/25422..

[2] Понятие введено в научный оборот Н.Я.Данилевским в книге «Россия и Европа».





далее в рубрике