Сейчас в Мурманске

05:15 0 ˚С Погода
18+

Якутский арктический туризм: проблемы и перспективы

Тикси Булунский район Северный морской путь Арктическая якутия Арктический туризм
14 декабря, 2018 | 14:30

Якутский арктический туризм: проблемы и перспективы
На фото: море Лаптевых.

В последнее время в России наблюдается рост внутреннего туризма, связанный с геополитическими изменениями, ростом курса иностранных валют по отношению к российскому рублю и другими факторами. Сложившаяся ситуация в мировой экономике подтолкнула к повышению спроса россиян на отдых в ранее не известных отдалённых районах страны. Как правило, это северные регионы России, которые начали предлагать эксклюзивные туристские маршруты, которые даже при своей дороговизне стали привлекательными в сложившихся условиях развития глобального туристского рынка.

Арктическое побережье Республики Саха (Якутия) имеет особое природное, климатическое, историческое, культурное и экономическое значение. При рассмотрении особенностей социально-экономического развития арктических районов Якутии наблюдается достаточно сильная дифференциация между районами. Арктические районы – Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Нижнеколымский, Усть-Янский – являются основным районом оленеводства, охотничьего промысла, клеточного звероводства и рыбного промысла. То есть для данных районов характерно выборочное вовлечение в эксплуатацию природных ресурсов, очаговое размещение производства, наличие существенных диспропорций в экономике, снижающих эффективность производства. Например, в Аллаиховском и Нижнеколымском районах преобладает традиционное природопользование (оленеводство и рыболовство), полностью отсутствует производство, что отражается на экономических показателях [3].

Одним из современных подходов к развитию арктических районов Якутии является эффективное использование туристского потенциала. Это территории с особыми природно-климатическими и туристско-рекреационными ресурсами [2].

Так, Булунский район имеет благоприятное геополитическое положение с точки зрения перспектив развития международных связей, торговли в условиях функционирования Северного морского пути (морской порт Тикси). Булунский район предлагает туристам наблюдение за птицами в дельте реки Лена (89 видов птиц), индивидуальные туры с вертолётной заброской, сплавную рыбалку на реках, индивидуальные охотничьи туры, круизы, этнографические туры. Спортивно-охотничий и рыболовный туризм предлагают Национальная туристическая компания «Якутия», турфирмы «Арктик-Трэвел», «Сатал». Не меньшим спросом пользуется и возможность посмотреть на северное сияние. Перспективным видом туризма являются круизные туры, осуществляемые ЗАО «Гостиницы АЛРОСА». В рамках программы круиза на теплоходе «Михаил Светлов» по маршруту Якутск-Тикси-Якутск (14 дней/13 ночей) предусмотрено посещение с. Кюсюр, п.Тикси (Неелово). Путёвка на данный круизный тур в среднем стоит 80 000 руб., пакет услуг включает экскурсионное обслуживание по всем пунктам маршрута. По оценкам ЗАО «Гостиницы АЛРОСА», в случае принятия мер по созданию инфраструктуры туризма и благоустройству посёлка Тикси, ежегодный туристский поток может достигнуть объёма до 500 человек за навигационный сезон круизов [6].

В условиях недостаточности средств для развития инфраструктуры в Булунском районе природные условия и ресурсы могут позволить развитие экологического, спортивного, этнографического, научного, круизного, познавательного, рыболовно-охотничьего туризма. Наиболее информативным показателем роли туризма в экономике посёлка Тикси является мультипликатор туристских расходов. В качестве фактора мультипликации нами рассмотрены расходы туристов в посёлке Тикси (см. таблицу).

Средние потребительские цены туристских услуг в посёлке Тикси Булунского района (2015 г.)

Виды расходов

Количество дней пребывания

Стоимость услуг за 1 день, руб.

Итого

руб.

Транспортные расходы Якутск-Тикси-Якутск

 

 

40000

Проживание в гостинице

7

3000

21 000

Стоимость обеда в кафе

7

350

2450

Покупка еды и продуктов питания

7

500

3500

Стоимость экскурсии в музей «Арктики»

1

200

200

Стоимость экскурсии в частный музей

1

200

200

Покупка сувениров местных производителей

 

 

1000

Итого

 

 

68350

Ист.: экспертная оценка автора по итогам научной командировки в пос. Тикси, август 2015 г.


Как показывают данные таблицы, стоимость расходов на услуги туристского потребления неорганизованного туриста в посёлке Тикси в среднем, за семь дней пребывания, составляет 68,3 тыс. руб. Средний объём расходов деловой поездки в посёлок Тикси рассчитан без выезда из посёлка, так как здесь начинается пограничная зона Российской Федерации и на каждый выезд за пределы посёлка нужно получить разрешение. Средняя стоимость расходов организованного туриста составляет 95 тыс. руб. При формировании туристского продукта операторами учитываются затраты на индивидуальные расходы туриста (без стоимости авиаперелёта до пос. Тикси), на оборудование и групповые расходы (доставка груза, зарплата моториста, услуги инструктора, стоимость горюче-смазочных средств, амортизация используемой транспортной техники, подоходный налог и пенсионный сбор) [6].

Основную часть туристских расходов (58,5%) делового туриста в посёлке Тикси составляют транспортные расходы, а для организованного туриста из города Якутска транспортные расходы составляют 53%, далее идут расходы на обслуживание туриста вспомогательным персоналом (моторист, инструктор, сопровождающий инспектор) во время тура. Отличительной чертой развивающегося туристского бизнеса в Арктике является то, что 50-60% расходов туриста приходятся на транспортные услуги и полностью зависят даже не от качества предоставляемых транспортных услуг, а от ценовой политики, состояния материально-технической базы якутских авиакомпаний. Для решения данного вопроса и дальнейшего развития туризма требуются (опыт Канады) мощная государственная поддержка и инвестирование в развитие транспортной системы Арктики.     

Несмотря на то, что туризм в экономике Булунского района не играет значительной роли, интерес местной администрации в развитии туризма как нового источника дохода и развития местного предпринимательства постепенно возрастает. Проведённое автором исследование показывает, что опережающее развитие на рынке туристских услуг района получают малые гостиницы, размещающие неорганизованных туристов в жилом фонде посёлка. Наибольший рост доходов населения происходит под влиянием дополнительных продаж услуг по размещению туристов в индивидуальных средствах размещения, в жилом фонде во время летнего периода с началом летних научно-исследовательских экспедиций, а также за счёт предоставления услуг по сопровождению туристов (мотористы, инструкторы без соответствующих разрешительных документов). Часть полученных дополнительных доходов населения идёт на покупку товаров и услуг домохозяйств, а с увеличением объёмов продаж местных предпринимателей происходит рост объёма местного товарооборота [6].

По нашему мнению, одним из возможных инструментов развития туризма является изучение существующих туристских аттракторов и возможностей развития, позволяющее проводить постоянный мониторинг и координировать деятельность всех субъектов, заинтересованных в развитии туризма. Как показывает канадский опыт, использование инструментов территориального маркетинга позволяет оценить процесс развития туризма и принятия управленческих решений на каждой стадии развития.

Исследование пространственного развития арктических районов Якутии выявило, что для упорядочения статистического учёта туристского рынка арктических районов необходимо создание единой базы данных туристского рынка. Это позволит не только вести мониторинг туристского рынка, но и (как показывает опыт Канады) получать своевременную информацию и оперативно принимать соответствующие меры по развитию [4].

Автором выявлено, что в Канаде практикуется использование мониторинга происходящих процессов туристского рынка северных территорий, а в России преобладает использование данных документооборота, искажающих реальные факты развития местной экономики. Официальная статистика не полностью фиксирует происходящие изменения в экономике локальных рынков, особенно тенденции развития неформальной экономики туристского рынка арктических районов. Формирование неформального туристского рынка задаёт свои «правила игры» [1], которые не видны органам регулирования.

Проблемами развития арктического туризма являются низкая транспортная доступность районов республики, неразвитость сети автомобильных дорог – это факторы, тормозящие развитие туризма. Существующая транспортная сеть республики с преобладанием меридионального направления «юг – север» сформировалась благодаря [3]:

--    наличию крупных рек бассейна Северного Ледовитого океана, которые позволяют использовать суда класса «река-море» и «море-река» для обеспечения северного завоза в меридиональном направлении;

--      сети федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Вилюй» широтного направления, связывающих южные, западные и восточные районы республики и не охватывающих удалённые арктические районы.

В последние годы усиливается проблема внутренних авиаперевозок из-за недостаточной платёжеспособности населения и высоких затрат на содержание аэропортов. Финансовые возможности муниципальных образований республики не могут решить данную проблему, поэтому субсидирование развития воздушного транспорта является приоритетной политикой регионального развития.

Преобладание одностороннего, меридионального направления сети транспорта, особенно на Севере, в условиях сезонности, труднопроходимости, больших расстояний, приводит к преобладанию дорогого и почти единственного воздушного транспорта. При этом изношенность материально-технической базы транспортной системы (до 80%) и зависимость от сезонных условий усиливают удалённость от центра республики. 

В результате транспортная система становится каркасом развития туризма арктических районов Якутии. Бассейны рек Лена, Оленёк, Яна, Колыма, Индигирка, а также аэропорты, расположенные в районных центрах и связывающие со столицей республики, являются точками развития туризма. Спецификой развития туризма арктических районов является то, что пространственная структура полностью повторяет транспортную схему и имеет выраженный сезонный характер – преимущественно за время короткого арктического лета [2].

В историческом развитии северных территорий Канады и арктических районов Якутии имеются сходные проблемы освоения этих специфических территорий. Проведённое автором исследование развития туризма северных территорий Канады и арктических районов Якутии позволяет говорить о сложности сравнительного анализа, обусловленной тем, что эти территории находятся на разных этапах развития туризма. Если северные территории Канады находятся на третьем этапе развития, показывают рост туризма, способствующий диверсификации экономики, то в арктических районах Якутии развитие туризма находится на начальном этапе.

Согласно стадиальной модели, на начальном этапе развития туризма арктических районов Якутии приток туристов ограничен плохой транспортной доступностью. Небольшое количество туристов привлекают нетронутая природа и исторические достопримечательности Арктики. Система особо охраняемых природных территорий способствует развитию научного туризма. Прибрежное положение вдоль зоны Северного Ледовитого океана при развитии Северного морского пути как международной транспортной магистрали в Арктике может способствовать развитию полярных круизов, экологического, этнографического туризма.

Анализ развития северных территорий Канады показывает, что для успешного развития туристской индустрии необходимы организация научных исследований территории, создание институтов самоуправления и выделение дифференцированных по туристским зонам инвестиций. Эффективность такого подхода объясняется тем, что северные территории сильно отличаются друг от друга не только по уровню социально-экономического развития, но и привлекательным природно-рекреационным ресурсам.

Разработка стратегии развития туризма позволит создать механизм формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего значительный вклад в экономику северных регионов. При разработке функциональных стратегий развития северного туристского комплекса районы должны выбрать приоритетные направления вложения организационных, материальных и финансовых ресурсов:

·     формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

·     создание системы подготовки местных кадров;

·     развитие туристской инфраструктуры на основе создания условий для привлечения государственных и частных капиталовложений;

·     совершенствование системы регионального управления туристским бизнесом.

На основе выявленных локализованных туристских ресурсов, можно сформулировать, какие виды туризма, как и почему могут развиваться на этой территории, и определить специализацию туризма. Далее следует управление туристскими потоками (как проектирование) и разработка массовых или индивидуальных туристских продуктов.  

Таким образом, развитие туризма в арктических районах Якутии может способствовать «легализации» существующего неформального туристского рынка посредством развития местного самоуправления, государственной поддержки и единой координационной политики управления туризмом, основанной на научных исследованиях. При таком подходе развитие туризма в арктических районах может стать процессом нового освоения этих территорий с сопутствующим развитием новых технологий, коммуникаций, инфраструктуры, с повышением уровня профессиональной подготовки местного населения, развитием предпринимательства и устойчивым развитием территорий.

IMG_4923.JPG


Автор:  Тотонова Елена Егоровна, к. г. н., доцент Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета.

Фотографии автора.  

Литература:

1.       Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

2.       Тотонова Е.Е., Слепцов С.С. Арктические районы Республики Саха (Якутия) и возможности адаптации к рынку // Концепт. – 2014. – № 09 (сентябрь). – ART 14249. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14249.htm.

3.       Тотонова Е.Е., Слепцов С.С. Современные особенности пространственного развития арктических районов Республики Саха (Якутия) // Экономика и управление. 2014. №2(100). С. 19-23.

4. Тотонова Е.Е. Территориальная дифференциация туристской индустрии Северных территорий Канады // Экономика и предпринимательство. №4 ч. 1 (69-1) 2016 г. (Vol. 10. Nom/ 4-1). Стр. 415-420.

5. Тотонова Е.Е. Территориальная организация туристической отрасли Республики Саха (Якутия) // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 3. С. 30–38.

6.       Тотонова Е.Е. Туризм на Севере Республики Саха (Якутия): опыт географического моделирования / Якутск : Издательский дом СВФУ, 2016. – 188 с.

 

 

далее в рубрике